лекция 64-65
План-конспект урока общеобразовательной дисциплины
Методическая разработкапреподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Касаткиной Татьяны Евгеньевны
Дисциплина«Технологии физического уровня передачи данных».
Тема занятия: «Кодировки, позволяющие обнаруживать или исправлять ошибки (код Хемминга и код CRC (контрольная сумма)).»
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели занятия:
- познакомиться с кодировкой
- рассмотреть код Хемминга и код CRC
- познакомиться с кодом исправления ошибок
Методы
- обучения: алгоритмический, диалогический;
- преподавания: объяснительно-побуждающий;
- учения: репродуктивный.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция
Этапы урока | Содержание этапов урока |
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала. Цели этапа занятия достигаются посредством: -объявления темы занятия и постановки общих целей; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций; - раскрытия значения изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности; | 1. Вводный инструктаж 1.1. Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики. Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей. 1.2. Целевая установка на урок. Сегодня у нас новая тема «Кодировки, позволяющие обнаруживать или исправлять ошибки (код Хемминга и код CRC (контрольная сумма))», запишите тему занятия в тетрадях. Обучающиеся записывают тему занятия. Эта тема имеет большое профессиональное значение. Она направлена на формирование такой компетенции как «организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». |
2. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - познакомиться с кодировкой - рассмотреть код Хемминга и код CRC - познакомиться с кодом исправления ошибок Цели для обучающихся: - рассмотреть сервисы канального уровня - познакомиться с основными задачами канального уровня -рассмотреть основные способы исправления ошибок Цели этапа занятия достигаются посредством: - обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; - определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата; - организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия. | 2. Теоретическая часть. Коды с исправлением ошибок.Для надежной передачи кодов было предложено два основных метода. Первый - внести избыточность в форме дополнительных битов в передаваемый блок данных так, чтобы, анализируя полученный блок, можно было бы указать, где возникли искажения. Это так называемые коды с исправлением ошибок. Второй метод - внести избыточность, но лишь настолько, чтобы, анализируя полученные данные, можно было сказать: есть в переданном блоке ошибки или нет. Это так называемые коды с обнаружением ошибок.
Получив кодослово, получатель устанавливает специальный счетчик в ноль. Затем он проверят каждый контрольный бит на предмет правильности четности. Если четность нарушена, то порядковый номер этого бита заносится в счетчик. Если после этой проверки счетчик на нуле, то все в порядке. Если нет, то он содержит номер неправильного разряда. Например, если 1, 2, 8 - ошибочные контрольные разряды, то ошибка содержится в 11-м разряде, так как только он связан одновременно с этими контрольными разрядами. Коды с обнаружением ошибок.Рассмотрение кодов, обнаруживающих ошибки, начнем с небольшого примера. Пусть у нас есть канал с одиночными ошибками с частотой 10-6 на бит. Если мы хотим исправлять единичные ошибки при передаче блока в 1000 бит, то нам потребуется 10 контрольных бит ((m+r+1) ≤ 2rr, где m =1000; (1001+r) ≤ 2rr, следовательно, r = 10).
|
4. Задание на дом. Цели для преподавателя: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; - мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания. | 4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок. Сегодня мы с вами: познакомились с кодировкой, рассмотрели код Хемминга и код CRC, познакомилисьс кодом исправления ошибок 4.1. Определение задания на дом. Задание. К следующему занятию выучите лекцию. Составить инструкционную технологическую карту.
|