Жила Юлия Владимировна
Конспект урока по истории России
1 Тема: «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.», учебник история России, 9класс , 2 ч, под редакцией академика РАН, А.В Торкунова, Москва,ПРОСВЕЩЕНИЕ,2016г.
2 Тип,вид/форма: изучение нового материала, комбинированный с использование индивидуальной и групповой форм работы .
3 Цель урока: формирование представлений о программных положениях основных российских партий и ходе революции в конце 1905 г.
Формируемые УУД:
предметные: овладение понятийным аппаратом темы урока, знание основных дат и персоналий темы, умение характеризовать исторические условия формирования, основные программные положения политических партий социалистического, либерального и консервативного направлений, умение сравнивать программы этих партий и высказывать своё мнение о степени их осуществимости в данных исторических реалиях, умение составлять хронологию революционных событий конца 1905 г., умение анализировать исторические источники, умение оценивать значение процесса становления многопартийности в России в начале ХХ в.;
метапредметные:
1)познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта;
2) регулятивные: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа;
3) коммуникативные: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся: - по систематизации, обобщению и анализу исторического материала; - самостоятельной работы с текстом, с материалами учебника, документами; - по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы; -способствовать развитию аналитического мышления учащихся.
Воспитательные:- патриотическое воспитание на материале урока; - научное понимание исторического процесса.
Планируемые результаты:
Знать: причины, основные события и результаты первой российской революции; процесс оформления политических партий (монархические, кадеты, октябристы).
Уметь: самостоятельно работать с текстом, с материалами учебника, документами, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.
4 Оборудование: учебник, схемы, таблицы, карта «Революция 1905-1907 гг. в России»,раздаточный материал, доска.
5 Основные понятия: революция, петиция, стачка, манифест, трудовики, Государственная дума, фракция, Совет министров, кадеты, октябристы, «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела».
Основные даты: 3 января 1905-забастовка на Путиловском заводе; 9 января –«Кровавое воскресенье»; май 1905 –стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске; июнь 1905 восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; Манифест 17 октября 1905г; указ от 19 октября 1905-создание Совета министров; после Манифеста 17 окт происходит оформление партий ; декабрь 1905 вооруженное восстание в Москве; 11 декабря 1906 – указ о выборах в Гос. Думу; 23 апреля 1906- утверждение основных законов Российской империи; 27 апреля 1906- открытие I Гос.Думы; 20 февраля 1907- начало деятельности II Гос.Думы.
Персоналии: Николай II, Г.А Гапон, П.Н Милюков, А.И Гучков, С.А Муромцев, Ф.А Головин.
План:
1. Причины первой российской революции.(определить причины революции)
2. Основные события первой российской революции.(разобрать основные события революции,схема)
3. Формирование политических партий(изучить партии, оформить в таблицу)
4. Деятельность I, II Государственных Дум. (ответить на вопросы по данным пунктам,работа с классом)
5. Результаты первой российской революции. (подвести итоги)
Ход урока:
I Организационный момент:
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, карандашей).
II Определение задач данного урока
Мотивационно - целевой этап.
Учитель: Ребята на прошлом уроке мы с вами изучили тему Внешняя политика России. Русско-японская война». Вспомните основные события войны и ответьте на вопрос: Как война отразилась на нашей стране?
Ученики(большинство): Русско - японская война резко ухудшила экономическое положение России. Война потребовала громадных средств, и повышение налогов. Жизнь поэтому очень дорожала. Усилился кризис…
Учитель: Совершенно верно, ребята. Царская власть не понимала новых реалий XX века. Одновременно Русско-японская война вызвала увеличение налогов и массовые мобилизации, обостряя проблемы «низов». Российская монархия стала враждебной и для «верхов» (промышленники, интеллигенция, политические деятели) и для «низов», это очень важно.
Война с Японией ускорила первую российскую революцию.
III Объяснение нового материала:
Итак тема нашего урока: Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.»(запись в тетрадь, учитель пишет на доске).
Проблемный вопрос: Чем была вызвана революция 1905-1907гг.Какие изменения произошли в России в результате революции?
1. Причины первой российской революции.
Учитель: ребята, начнем тему с причин революции, как мы уже с вами вспомнили поражение в войне стало катализатором в разгаре революции.
Первая революция в Росси была порождена глубокими политическими и социально – экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX века.
1. Причины революции
Учитель: открываем учебник на стр. 88, читаем самостоятельно пункт 1, и определяем причины революции. Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради. Самостоятельная работа учеников, диктуют свои ответы, запись (при необходимости корректировка).
П ричины революции:
Рабочий вопрос: - Ужасные условия труда - длительный рабочий день(от 11 до 14 ч ) Аграрный вопрос: - налоговое бремя - выкупные платежи - малоземелье Национальный вопрос: - ущемление прав национальностей - насильственная русификация
2. Основные события первой российской революции.
Учитель: раскроем данный пункт, заполнив таблицу по тексту учебника стр. 88-92.(ученики читают пункты и в ходе беседы заполняем таблицу). Совместная работа учеников и учителя.
Учитель: На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 вспыхнула забастовка. Она находилась под контролем зубатовской организации под названием ( подскажите ребята, как называлась организация)
Ученики: «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».
Учитель: верно.(слайд 2 ,показ только после ответа учеников) Ее возглавлял священник Гапон(священник Русской православной церкви, политический деятель и профсоюзный лидер).У него возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции. 9 января 1905 г рабочие вместе с женами и детьми с иконами на руках двинулись к Зимнему дворцу. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. На требования полиции разойтись осталось без внимания. Поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. Эти события получили какое название, ребята:
Ученики: «Кровавое воскресение»
Учитель: верно(слайд 3,показ после ответа учеников). Оно послужило толчком к началу революции. Записываем в таблицу(дата, событие, значение).
Далее рассказ учителя:
Весть о расстреле рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества.
Учитель: Ребята ,скажите что начало происходить в стране?
Ученики: Начались массовые беспорядки в Петербурге. Рабочие разоружали полицейских захватывали оружейные склады. Запастовки охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши.
Учитель :Совершенно верно то есть началось нарастание революционного движения(запись в таблицу).
Учитель: Весной 1905 революционное движение продолжало нарастать. Поводом послужило известие о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905- по стране прокатились мощные стачки. Кто мне назовет крупнейшую стачку ,начавшуюся в мае
Ученики:(большинство ответят): стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске.
Учитель: Верно( слайд 4,показ после ответа учеников) . При нем ребята, создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты в долг во время стачки. (запись в тетрадь май 1905 Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.)
Учитель далее: Ребят, кто может сказать какое событие произошло в июне 1905г ?
Ученики: (при затруднении ответа пользуются учебником п 3) произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
Учитель: совершенно верно(показ слайда 5,так же после ответа учеников)и запись в тетрадь. Броненосец находился на рейде ,недалеко от Одессы. Матросы взялись за оружие ,убили нескольких офицеров. Броненосец оказался блокирован, все же сумел прорваться в открытое море. Но ,не имея запасов угля и продовольствия был вынужден уйти к румынским берегам, сдаться властям Румынии.
Учитель(продолжает рассказ)Осенью 1905 центром революционного движения стал Москва.(слайд 6). 19 сен с экономическими требованиями выступили печатники, к ним присоединились рабочие большинства московских предприятий, в начале октября- железнодорожники. Стачка стала Общероссийской (запись в таблицу). Охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и поселках были созданы Советы рабочих депутатов, кот не только руководили страной, но и выполняли роль органов местной власти.
Учитель: Ребята, скажите под каким лозунгом проходила стачка?
Ученики: «Да здравствует демократическая республика»! Верно. Власть была вынуждена пойти на уступки. Вопрос к классу: Какой документ был подписан 17 окт. 1905? И что он провозглашал?(подсказка на слайде 6)
Ученики: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Провозглашал дарование народу :неприкосновенность личности, свободы, совести и тд.
Учитель: верно.(записываем манифест в таблицу ,в колонке значение, манифест и что он предоставлял).
Учитель: Было также обещано образовать новый орган власти – Гос. Думу(запись в таблицу) и привлечь ее к выборам в нее те слои населения, кот не имели избирательных прав.(рабочие, городская интеллигенция). Указом от 19 октя 1905 создавалось объединенное коллегиальное правительство - Совет министров. Ребята назовите имя человека кто был назначен первым его председателем?.
Ученики: С.Ю Витте. Учитель: верно.
Учитель; последним моментом в нашей таблице. Вопрос к ученикам: Назовите событие ,кот произошло в декабре 1905 в Москве?
Ученики: Вооруженное восстание (запись в таблицу)
Учитель: совершенно верно.(слайд 7) Революционные партии, расценив Манифест 17 окт как попытку самодержавия хитростью и уступками остановить революцию,с тали готовиться к вооруженному восстанию. В нач. дек. Московский совет рабочих депутатов(создан в ноябре 1905) постановил начать всеобщую политическую забастовку. К 10 дек стачка переросла в восстание. В этом восстании участвовали около 6 тыс. рабочих. Семь дней они вели бои с жандармскими и армейскими силами . 15 дек в Москву прибыли Семеновский и гвардейский полки начался обстрел баррикад рабочих кварталов. Центр борьбы переместился в Пресню. А 19 дек по решению Московского совета восстание было прекращено.
Дата | Событие | Значение | |
9 января 1905 год | «Кровавое воскресенье». Расстрел мирного шествия. | Начало революции. | |
Январь – февраль 1905 год. | Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, выдвигавших как экономические так и политические требования. | Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества. | |
Май 1905 г. | Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте. |
| |
Июнь 1905г. | Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» |
| |
19 сентября – 17 октября 1905 год. | Всероссийская октябрьская политическая стачка. | Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 96) | |
10 декабря-19 декабря 1905 год. | Вооруженное восстание в Москве. | Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу. |
Учитель: Ребята ,переходим к следующему пункту нашего урока:
3 Формирование политических партий.
Учитель делит класс на 3 группы. Ребята, обратите внимание на раздаточный материал на ваших столах. Сейчас первая группа работает с образованием монархических партий , другая с либеральными политическими(одни составляют по кадетам другие «октябристы»). Меняются. Делают таблицы в тетрадях. Либо же можно сделать кластер.
Самостоятельная работа учеников, с использованием раздаточного материала (который был раздан заблаговременно). Таблица будет выглядеть примерно так (т к дети сами ищут в материале информацию для заполнения). Но сама таблица (ее «шапочка», точнее, будет нарисована на доске).
Вопросы сравнения | Политические партии | ||
| монархические | либеральные | |
| «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Черная сотня» | Кадеты Конституционно-демократическая партия | Октябристы «Союз 17 октября» |
Лидер | Д.П Голицин В.А Грингмут А.И Дубровин | Историк П.Н.Милютин | Фабрикант А.И.Гучков |
Время создания | Октябрь 1905 | Октябрь 1905 | Ноябрь 1905 |
Численность |
| 50-100 тыс. | 75-77 тыс |
Состав организации | Помещики | Ученые, творческая интеллигенция, врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, либерально настроенная буржуазия и помещики | Крупная буржуазия, помещики, военные чины, профессура, инженеры, управляющие частными предприятиями |
Основные идеи | Восстановление и сохранение самодержавия, православия, народности, Антисемитизм (против евреев) | Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законов, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки, 8 ч. рабоч. день | Содействие правительству, сохранить единство и нераздельность гос-ва, уравнять крестьян в правах, активизировать переселенческую политику |
Раздаточный материал:
Формирование монархических партий. Правом на свободу собраний и союзов, дарованным Манифестом 19 октября 1905г. поспешили воспользоваться деятели общественного движения всех направлений. Происходит оформление политических партий. Появился ряд партий ( «Русское собрание»(лидеры Д. П. Голицын, Н. А. Энгельгардт, М. Л. Шаховской,) , «Русская монархическая партия»(основатель Владимир Андреевич Грингмут), «Союз русского народа»(лидер А.И Дубровин), позднее , в 1908 - «Союз Михаила Архангела»(лидер Владимир Митрофанович Пуришкевич ). Монархисты выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей и первенствующей». Русский народ, полагали лидеры монархистов ,неспособен на социальную вражду. Они искали врагов, смутьянов, виновных ,как они считали в охватившей страну смуте. Важное место в их идеологии занимал антисемитизм. В период массовых манифестаций 1905-1907гг.активно действовала боевая организация «Черная сотня», устраивавшая погромы и столкновения с революционными манифестантами. Черносотенцы придерживались крайне правых взглядов. Они выдвигали лозунги антисемитизма, защищали самодержавие и выступали против революционеров.
Формирование либеральных политических партий Во время революции организованно оформились либеральные партии. Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные силы. Её учредительный съезд состоялся в октябре 1905г. Основные положения программы партии: установление конституционного строя , увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, права наций на развитие культуры и языка. Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали давление на правительство через легальные организации, прежде всего Думу. Ядро партии кадетов составляли ученые, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты учителя, средние и мелкие служащие. Вошли в нее и либерально настроенные буржуазия, помещики. Лидером кадетов был историк П.Н Милюков. Численность партии в 1905-1906гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.
Формирование либеральных политических партий Партия «Союз 17 октября»(октябристы),начала формироваться в ноябре 1905г, из представителей земского движения, признавших Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Главную цель октябристы видели в «содействии правительству, идущему по пути спасительных реформ». Их программу открывало требование сохранить единство и неразделенность Российского государства. Частную собственность октябристы считали основой основ экономики. Возможность частичного отчуждения помещичьей земли характеризовали как самый крайний случай . Предлагали уровнять крестьян в правах с другими сословиями , активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. «Союз 17 октября» был чуть ли не единственной партией России, которая не выдвигала требования 8-часового рабочего дня, считая, что русские рабочие ,в отличие от западноевропейских , имеют слишком много выходных в течение года. Октябристы ограничивали право рабочих на стачки в отраслях имевших государственное значение. К данной партии тяготела крупная, преимущественно московская буржуазия, помещики. Председателем Центрального комитета «Союза 17 октября»был избран фабрикант А.И Гучков. Численность в 1906г составляла 75-77 тыс. человек.
По окончании задания. Учитель уточняет все ли закончили. Переходим к следующему пункту
4 Деятельность Государственных Дум
Работа с учебником: стр. 94(ученики читают пункт 8) отвечаем на вопросы
Учитель: 11 декабря 1905г. был издан указ о выборах в Гос. Думу.
Кто мог принимать участие в выборах в Гос. Думу?
Ученикии: практически все мужское население,достигшее 25 лет
Учитель: все верно. Следующий вопрос
- Какими были эти выборы? Что это означало?
Ученики(большинство) выборы были не всеобщими, в них не могли участвовать женщины, военослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Учитель: все верно.
- На какой срок избирались члены Гос. Думы?
Ученики : сроком на 5 лет
Учитель: Следующий вопрос к классу: 23 апреля 1906г.утверждение «Основного закона Российской империи»
Какими полномочиями обладал император в соответствии с новыми законами?
Ученики: сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.
Монарх мог издавать законы, в перерывах между ссесиями, если того требовали чрезвычайные обстоятельства.
Учитель6 Совершенно верно.
Продолжаем работу с учебником, самостоятельно читаем пункты 9,10 составляем сравнительную таблицу :
Критерии сравнения | 1 Государственна Дума | 2 Государственная Дума |
Председатель | Профессор, кадет С.А.Муромцев | Кадет Ф.А.Головин |
Период работы | 27 апреля 9 июля 1906 была распущена | 20 февраля 3 июня 1907 Дума была распущена |
Основные вопросы | Аграрный вопрос занимал центральное место в деятельности Думы. | Полная и безвозмездная конфискация помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность. |
Учитель: Подведем итоги и последствия первой русской революции: Самостоятельная работа класса
Учитель: Первая русская революция не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований. Ребята сформулируйте итоги и последствия революции, в виде таблицы.
В политической сфере | В социально - экономической |
Учреждение Государственной Думы | Отмена выкупных платежей |
Преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента | Начало аграрных реформ П.А Столыпина |
Дарование политических прав и свобод | Введение рабочего законодательства |
IV Закрепление материала
Учитель: Ребята, давайте выполним небольшое задание: (по раздаточному материалу)
Раздаточный материал к данному пункту:
Соотнесите название партии и ее программное положение | |
Монархисты(«Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» | А)установление конституционного строя,увеличение крестьянских наделов,отмена сословных привилегий. и т д
|
кадеты | Б)предлагали уравнять крестьян в правах с другими сословиями ,активизировать переселенческую политику , продажу крестьянам государственных и удельных земель. |
октябристы | В)увеличение крестьянских наделов, отмена сословных привилегий,равенство всех перед законом, 8-часовой рабочий день,признание права рабочих на стачки. |
V Обобщение и систематизация знания:
Вопрос к классу для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Приведите аргумент ….
Я согласна, т к революция по сути не решила основных проблем ,Николай II ,издав октябрьский Манифест ,пошел всего лишь на послабление, чтобы народ успокоился. Но власть все же смогла осуществить ряд важных преобразований.
В заключении слова учителя: Главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Рефлексия.
Домашнее задание : параграф 30 стр 88-96, вопросы после параграфа.
Всем спасибо за работу на уроке,все молодцы!