План - конспект урока по истории России на тему: "Первая русская революция"

План-конспект урока по истории России для 9-10 классов. Материал также можно использовать для внеклассного мероприятия.

Содержимое разработки

Жила Юлия Владимировна

Конспект урока по истории России

1 Тема: «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.», учебник история России, 9класс , 2 ч, под редакцией академика РАН, А.В Торкунова, Москва,ПРОСВЕЩЕНИЕ,2016г.

2 Тип,вид/форма: изучение нового материала, комбинированный с использование индивидуальной и групповой форм работы .

3 Цель урока: формирование представлений о программных положениях основных российских партий и ходе революции в конце 1905 г.

Формируемые УУД:

предметные: овладение понятийным аппаратом темы урока, знание основных дат и персоналий темы, умение характеризовать исторические условия формирования, основные программные положения политических партий социалистического, либерального и консервативного направлений, умение сравнивать программы этих партий и высказывать своё мнение о степени их осуществимости в данных исторических реалиях, умение составлять хронологию революционных событий конца 1905 г., умение анализировать исторические источники, умение оценивать значение процесса становления многопартийности в России в начале ХХ в.;

метапредметные:

1)познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта; 

2) регулятивные: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа;

3) коммуникативные: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся: - по систематизации, обобщению и анализу исторического материала; - самостоятельной работы с текстом, с материалами учебника, документами; - по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы; -способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Воспитательные:- патриотическое воспитание на материале урока; - научное понимание исторического процесса.

Планируемые результаты:

Знать: причины, основные события и результаты первой российской революции; процесс оформления политических партий (монархические, кадеты, октябристы).

Уметь: самостоятельно работать с текстом, с материалами учебника, документами, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.

4 Оборудование: учебник, схемы, таблицы, карта «Революция 1905-1907 гг. в России»,раздаточный материал, доска.

5 Основные понятия: революция, петиция, стачка, манифест, трудовики, Государственная дума, фракция, Совет министров, кадеты, октябристы, «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела».

Основные даты: 3 января 1905-забастовка на Путиловском заводе; 9 января –«Кровавое воскресенье»; май 1905 –стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске; июнь 1905 восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; Манифест 17 октября 1905г; указ от 19 октября 1905-создание Совета министров; после Манифеста 17 окт происходит оформление партий ; декабрь 1905 вооруженное восстание в Москве; 11 декабря 1906 – указ о выборах в Гос. Думу; 23 апреля 1906- утверждение основных законов Российской империи; 27 апреля 1906- открытие I Гос.Думы; 20 февраля 1907- начало деятельности II Гос.Думы.

Персоналии: Николай II, Г.А Гапон, П.Н Милюков, А.И Гучков, С.А Муромцев, Ф.А Головин.



План:

1. Причины первой российской революции.(определить причины революции)

2. Основные события первой российской революции.(разобрать основные события революции,схема)

3. Формирование политических партий(изучить партии, оформить в таблицу)

4. Деятельность I, II Государственных Дум. (ответить на вопросы по данным пунктам,работа с классом)

5. Результаты первой российской революции. (подвести итоги)


Ход урока:



I Организационный момент:

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, карандашей).

II Определение задач данного урока

Мотивационно - целевой этап.

Учитель: Ребята на прошлом уроке мы с вами изучили тему Внешняя политика России. Русско-японская война». Вспомните основные события войны и ответьте на вопрос: Как война отразилась на нашей стране?

Ученики(большинство): Русско - японская война резко ухудшила экономическое положение России. Война потребовала громадных средств, и повышение налогов. Жизнь поэтому очень дорожала. Усилился кризис…

Учитель: Совершенно верно, ребята. Царская власть не понимала новых реалий XX века. Одновременно Русско-японская война вызвала увеличение налогов и массовые мобилизации, обостряя проблемы «низов». Российская монархия стала враждебной и для «верхов» (промышленники, интеллигенция, политические деятели) и для «низов», это очень важно.

Война с Японией ускорила первую российскую революцию.

III Объяснение нового материала:

Итак тема нашего урока: Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.»(запись в тетрадь, учитель пишет на доске).

Проблемный вопрос: Чем была вызвана революция 1905-1907гг.Какие изменения произошли в России в результате революции?

1. Причины первой российской революции.

Учитель: ребята, начнем тему с причин революции, как мы уже с вами вспомнили поражение в войне стало катализатором в разгаре революции.

Первая революция в Росси была порождена глубокими политическими и социально – экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX века.

1. Причины революции

Учитель: открываем учебник на стр. 88, читаем самостоятельно пункт 1, и определяем причины революции. Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради. Самостоятельная работа учеников, диктуют свои ответы, запись (при необходимости корректировка).

П ричины революции:

Рабочий вопрос:

- Ужасные условия труда

- длительный рабочий день(от 11 до 14 ч )

Аграрный вопрос:

- налоговое бремя

- выкупные платежи

- малоземелье

Национальный вопрос:

- ущемление прав национальностей

- насильственная русификация











2. Основные события первой российской революции.

Учитель: раскроем данный пункт, заполнив таблицу по тексту учебника стр. 88-92.(ученики читают пункты и в ходе беседы заполняем таблицу). Совместная работа учеников и учителя.

Учитель: На Путиловском заводе в Петербурге 3 января 1905 вспыхнула забастовка. Она находилась под контролем зубатовской организации под названием ( подскажите ребята, как называлась организация)

Ученики: «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Учитель: верно.(слайд 2 ,показ только после ответа учеников) Ее возглавлял священник Гапон(священник Русской православной церкви, политический деятель и профсоюзный лидер).У него возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции. 9 января 1905 г рабочие вместе с женами и детьми с иконами на руках двинулись к Зимнему дворцу. Но путь к Зимнему дворцу преградили полиция и войска. На требования полиции разойтись осталось без внимания. Поэтому демонстрантов останавливали выстрелами. Эти события получили какое название, ребята:

Ученики: «Кровавое воскресение»

Учитель: верно(слайд 3,показ после ответа учеников). Оно послужило толчком к началу революции. Записываем в таблицу(дата, событие, значение).

Далее рассказ учителя:

Весть о расстреле рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества.

Учитель: Ребята ,скажите что начало происходить в стране?

Ученики: Начались массовые беспорядки в Петербурге. Рабочие разоружали полицейских захватывали оружейные склады. Запастовки охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши.

Учитель :Совершенно верно то есть началось нарастание революционного движения(запись в таблицу).

Учитель: Весной 1905 революционное движение продолжало нарастать. Поводом послужило известие о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905- по стране прокатились мощные стачки. Кто мне назовет крупнейшую стачку ,начавшуюся в мае

Ученики:(большинство ответят): стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске.

Учитель: Верно( слайд 4,показ после ответа учеников) . При нем ребята, создали рабочие дружины, кассу для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты в долг во время стачки. (запись в тетрадь май 1905 Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.)

Учитель далее: Ребят, кто может сказать какое событие произошло в июне 1905г ?

Ученики: (при затруднении ответа пользуются учебником п 3) произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Учитель: совершенно верно(показ слайда 5,так же после ответа учеников)и запись в тетрадь. Броненосец находился на рейде ,недалеко от Одессы. Матросы взялись за оружие ,убили нескольких офицеров. Броненосец оказался блокирован, все же сумел прорваться в открытое море. Но ,не имея запасов угля и продовольствия был вынужден уйти к румынским берегам, сдаться властям Румынии.

Учитель(продолжает рассказ)Осенью 1905 центром революционного движения стал Москва.(слайд 6). 19 сен с экономическими требованиями выступили печатники, к ним присоединились рабочие большинства московских предприятий, в начале октября- железнодорожники. Стачка стала Общероссийской (запись в таблицу). Охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и поселках были созданы Советы рабочих депутатов, кот не только руководили страной, но и выполняли роль органов местной власти.

Учитель: Ребята, скажите под каким лозунгом проходила стачка?

Ученики: «Да здравствует демократическая республика»! Верно. Власть была вынуждена пойти на уступки. Вопрос к классу: Какой документ был подписан 17 окт. 1905? И что он провозглашал?(подсказка на слайде 6)

Ученики: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Провозглашал дарование народу :неприкосновенность личности, свободы, совести и тд.

Учитель: верно.(записываем манифест в таблицу ,в колонке значение, манифест и что он предоставлял).

Учитель: Было также обещано образовать новый орган власти – Гос. Думу(запись в таблицу) и привлечь ее к выборам в нее те слои населения, кот не имели избирательных прав.(рабочие, городская интеллигенция). Указом от 19 октя 1905 создавалось объединенное коллегиальное правительство - Совет министров. Ребята назовите имя человека кто был назначен первым его председателем?.

Ученики: С.Ю Витте. Учитель: верно.

Учитель; последним моментом в нашей таблице. Вопрос к ученикам: Назовите событие ,кот произошло в декабре 1905 в Москве?

Ученики: Вооруженное восстание (запись в таблицу)

Учитель: совершенно верно.(слайд 7) Революционные партии, расценив Манифест 17 окт как попытку самодержавия хитростью и уступками остановить революцию,с тали готовиться к вооруженному восстанию. В нач. дек. Московский совет рабочих депутатов(создан в ноябре 1905) постановил начать всеобщую политическую забастовку. К 10 дек стачка переросла в восстание. В этом восстании участвовали около 6 тыс. рабочих. Семь дней они вели бои с жандармскими и армейскими силами . 15 дек в Москву прибыли Семеновский и гвардейский полки начался обстрел баррикад рабочих кварталов. Центр борьбы переместился в Пресню. А 19 дек по решению Московского совета восстание было прекращено.



Дата

Событие

Значение

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье». Расстрел мирного шествия.

Начало революции.

Январь – февраль

1905 год.

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, выдвигавших как экономические так и политические требования.

Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.

Май 1905 г.

Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.


Июнь 1905г.

Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»


19 сентября –

17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 96)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

Учитель: Ребята ,переходим к следующему пункту нашего урока:

3 Формирование политических партий.

Учитель делит класс на 3 группы. Ребята, обратите внимание на раздаточный материал на ваших столах. Сейчас первая группа работает с образованием монархических партий , другая с либеральными политическими(одни составляют по кадетам другие «октябристы»). Меняются. Делают таблицы в тетрадях. Либо же можно сделать кластер.

Самостоятельная работа учеников, с использованием раздаточного материала (который был раздан заблаговременно). Таблица будет выглядеть примерно так (т к дети сами ищут в материале информацию для заполнения). Но сама таблица (ее «шапочка», точнее, будет нарисована на доске).



Вопросы сравнения

Политические партии


      монархические

либеральные


«Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Черная сотня»

   Кадеты

Конституционно-демократическая партия

     Октябристы

«Союз 17 октября»

Лидер

Д.П Голицин

В.А Грингмут

А.И Дубровин

Историк П.Н.Милютин

Фабрикант А.И.Гучков

Время создания

Октябрь 1905

Октябрь 1905

Ноябрь 1905

Численность


50-100 тыс.

75-77 тыс

Состав организации

Помещики

Ученые, творческая интеллигенция, врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, либерально настроенная буржуазия и помещики

Крупная буржуазия, помещики, военные чины, профессура, инженеры, управляющие частными предприятиями

Основные идеи

Восстановление и сохранение самодержавия, православия, народности,

Антисемитизм (против евреев)

Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законов, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки, 8 ч. рабоч. день

Содействие правительству, сохранить единство и  нераздельность гос-ва, уравнять крестьян в правах, активизировать переселенческую политику





















Раздаточный материал:

Формирование монархических партий.

Правом на свободу собраний и союзов, дарованным Манифестом 19 октября 1905г. поспешили воспользоваться деятели общественного движения всех направлений. Происходит оформление политических партий.

Появился ряд партий ( «Русское собрание»(лидеры Д. П. ГолицынН. А. Энгельгардт, М. Л. Шаховской,)

, «Русская монархическая партия»(основатель Владимир Андреевич Грингмут), «Союз русского народа»(лидер А.И Дубровин), позднее , в 1908 - «Союз Михаила Архангела»(лидер Владимир Митрофанович Пуришкевич ). Монархисты выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей и первенствующей». Русский народ, полагали лидеры монархистов ,неспособен на социальную вражду. Они искали врагов, смутьянов, виновных ,как они считали в охватившей страну смуте. Важное место в их идеологии занимал антисемитизм. В период массовых манифестаций 1905-1907гг.активно действовала боевая организация «Черная сотня», устраивавшая погромы и столкновения с революционными манифестантами. Черносотенцы придерживались крайне правых взглядов. Они выдвигали лозунги антисемитизма, защищали самодержавие и выступали против революционеров.





 

































Формирование либеральных политических партий

Во время революции организованно оформились либеральные партии.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные силы. Её учредительный съезд состоялся в октябре 1905г. Основные положения программы партии: установление конституционного строя , увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, права наций на развитие культуры и языка.

Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали давление на правительство через легальные организации, прежде всего Думу. Ядро партии кадетов составляли ученые, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты учителя, средние и мелкие служащие. Вошли в нее и либерально настроенные буржуазия, помещики. Лидером кадетов был историк П.Н Милюков. Численность партии в 1905-1906гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.













































Формирование либеральных политических партий

Партия «Союз 17 октября»(октябристы),начала формироваться в ноябре 1905г, из представителей земского движения, признавших Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Главную цель октябристы видели в «содействии правительству, идущему по пути спасительных реформ». Их программу открывало требование сохранить единство и неразделенность Российского государства. Частную собственность октябристы считали основой основ экономики. Возможность частичного отчуждения помещичьей земли характеризовали как самый крайний случай . Предлагали уровнять крестьян в правах с другими сословиями , активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. «Союз 17 октября» был чуть ли не единственной партией России, которая не выдвигала требования 8-часового рабочего дня, считая, что русские рабочие ,в отличие от западноевропейских , имеют слишком много выходных в течение года. Октябристы ограничивали право рабочих на стачки в отраслях имевших государственное значение. К данной партии тяготела крупная, преимущественно московская буржуазия, помещики. Председателем Центрального комитета «Союза 17 октября»был избран фабрикант А.И Гучков. Численность в 1906г составляла 75-77 тыс. человек.

































По окончании задания. Учитель уточняет все ли закончили. Переходим к следующему пункту

4 Деятельность Государственных Дум

Работа с учебником: стр. 94(ученики читают пункт 8) отвечаем на вопросы

Учитель: 11 декабря 1905г. был издан указ о выборах в Гос. Думу.

Кто мог принимать участие в выборах в Гос. Думу?

Ученикии: практически все мужское население,достигшее 25 лет

Учитель: все верно. Следующий вопрос

- Какими были эти выборы? Что это означало?

Ученики(большинство) выборы были не всеобщими, в них не могли участвовать женщины, военослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Учитель: все верно.

- На какой срок избирались члены Гос. Думы?

Ученики : сроком на 5 лет

Учитель: Следующий вопрос к классу: 23 апреля 1906г.утверждение «Основного закона Российской империи»

Какими полномочиями обладал император в соответствии с новыми законами?

Ученики: сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

Монарх мог издавать законы, в перерывах между ссесиями, если того требовали чрезвычайные обстоятельства.

Учитель6 Совершенно верно.

Продолжаем работу с учебником, самостоятельно читаем пункты 9,10 составляем сравнительную таблицу :

Критерии сравнения

1 Государственна Дума

2 Государственная Дума

Председатель

Профессор, кадет С.А.Муромцев

Кадет Ф.А.Головин

Период работы

27 апреля

9 июля 1906 была распущена

20 февраля

3 июня 1907 Дума была распущена

Основные вопросы

Аграрный вопрос занимал центральное место в деятельности Думы.

Полная и безвозмездная конфискация помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность.

Учитель: Подведем итоги и последствия первой русской революции: Самостоятельная работа класса

Учитель: Первая русская революция не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований. Ребята сформулируйте итоги и последствия революции, в виде таблицы.

В политической сфере

В социально - экономической

Учреждение Государственной Думы

Отмена выкупных платежей

Преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента

Начало аграрных реформ П.А Столыпина

Дарование политических прав и свобод

Введение рабочего законодательства





IV Закрепление материала

Учитель: Ребята, давайте выполним небольшое задание: (по раздаточному материалу)

Раздаточный материал к данному пункту:

Соотнесите название партии и ее программное положение

Монархисты(«Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела»

А)установление конституционного строя,увеличение крестьянских наделов,отмена сословных привилегий. и т д


кадеты

Б)предлагали уравнять крестьян в правах с другими сословиями ,активизировать переселенческую политику , продажу крестьянам государственных и удельных земель.

октябристы

В)увеличение крестьянских наделов, отмена сословных привилегий,равенство всех перед законом, 8-часовой рабочий день,признание права рабочих на стачки.











V Обобщение и систематизация знания:

Вопрос к классу для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Приведите аргумент ….

Я согласна, т к революция по сути не решила основных проблем ,Николай II ,издав октябрьский Манифест ,пошел всего лишь на послабление, чтобы народ успокоился. Но власть все же смогла осуществить ряд важных преобразований.

В заключении слова учителя: Главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.

Рефлексия.

Домашнее задание : параграф 30 стр 88-96, вопросы после параграфа.

Всем спасибо за работу на уроке,все молодцы!























Сохранить у себя:
План - конспект урока по истории России на тему: "Первая русская революция"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки