лекция
План-конспект урока общеобразовательной дисциплины
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Касаткиной Татьяны Евгеньевны
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Тема занятия: «Программное обеспечение компьютеров».
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели занятия:
- рассмотреть основное программное обеспечение компьютеров, познакомиться с классификацией программ.
Методы
- обучения: алгоритмический, диалогический;
- преподавания: объяснительно-побуждающий;
- учения: ознакомительный.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
| Этапы урока | Содержание этапов урока | ||||||
| 1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала. Цели этапа занятия достигаются посредством: -объявления темы занятия и постановки общих целей; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций; - раскрытия значения изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности; | 1. Вводный инструктаж 1.1. Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики. Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей. 1.2. Целевая установка на урок. Сегодня у нас новая тема «Программное обеспечение компьютера», запишите тему занятия в тетрадях. Обучающиеся записывают тему занятия. Эта тема имеет большое профессиональное значение. Она направлена на формирование такой компетенции как «организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». | ||||||
| 2. Опрос обучающихся по теме. Цели для преподавателя: - установить уровень усвоения знаний; -обобщить и закрепить знания, актуальные на занятие; -определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - стимулировать активность и инициативу обучающихся при выполнение домашней работы. Цели для обучающихся: -актуализировать знания, необходимые для восприятия нового учебного материла; -владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием; Цели этапа занятия достигаются посредством: - формулировки критериев оценки уровня знаний обучающихся; - проведения оценки выявленного уровня знаний; -проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе. | 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашней работы: Вопросы: 1.Дайте определение операционные системы. 2. Назовите виды операционных систем. 3. Назовите основные возможности Windows. 4. Назовите основные возможности Linux.
| ||||||
| 3. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; -способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы. Цели для обучающихся: - рассмотреть основное программное обеспечение компьютеров, познакомиться с классификацией программ. Цели этапа занятия достигаются посредством: - обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; - определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата; - организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия.
| 3. Теоретическая часть.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ Программы, работающие на компьютере, можно разделить на три категории:
прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ: редактирование текстов, рисование картинок, обработку информационных массивов и т.д.; системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.; инструментальные системы (системы программирования), обеспечивающие создание новых программ для компьютера. СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММЫ Среди всех системных программ, с которыми приходится иметь дело пользователям компьютеров, особое место занимают операционные системы. Операционная система (далее – ОС) управляет компьютером, запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги. Таким образом, выбор ОС очень важен, так как он определяет, с какими программами Вы сможете работать на своем компьютере. От выбора ОС зависят также производительность Вашей работы, степень защиты Ваших данных, необходимые аппаратные средства и т.д. В дальнейшем мы познакомимся специально более подробно с операционными системами, их составом, принципом работы и т.д. Драйверы являются важным классом системных программ. Они расширяют возможности ОС, например, позволяя ей работать с тем или иным внешним устройством, обучая ее новому протоколу обмена данными и т.д. Так, первоначально попавшие в нашу страну версии DOS, Windows и OS/2 были английскими и не поддерживали ввод русских букв с клавиатуры. Поэтому различные программисты создали драйверы, обеспечивающие эти средства. Большинство ОС содержит немало драйверов в комплекте своей поставки, и программа установки ОС устанавливает (задействует) те драйверы, которые нужны для поддержки устройств и функций ОС, указанных пользователем. Драйверы для различных ОС часто поставляются и вместе с новыми устройствами или контроллерами. Программы-оболочки составляют весьма популярный класс системных программ. Они обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем штатные средства ОС. Многие пользователи настолько привыкли к удобствам, предоставляемым своей любимой программой-оболочкой, что чувствуют себя без нее «не в своей тарелке». Наиболее популярной программной оболочкой для DOS являются Norton Commander. Вспомогательные программы (Утилиты - это программы вспомогательного назначения). антивирусные программы – предназначены для предотвращения заражения компьютерным вирусом и ликвидации последствий заражения; программы-упаковщики (архиваторы) позволяют за счет применения специальных методов «упаковки» информации сжимать информацию на дисках, т.е. создавать копии файлов меньшего размера, а также объединять копии нескольких файлов в один архивный файл; программы-русификаторы приспосабливают другие программы (обычно ОС) для работы с русскими буквами (текстами, пользователями и т.д.); программы для диагностики компьютера позволяют проверить конфигурацию компьютера и работоспособность его устройств; программы для оптимизации дисков позволяют обеспечить более быстрый доступ к информации на диске за счет оптимизации размещения данных на диске; программы динамического сжатия дисков создают псевдодиски, информация которых хранится в сжатом виде в виде файлов на обычных (настоящих) дисках компьютера, что позволяет хранить на дисках больше данных; программы ограничения доступа позволяют защитить хранящиеся на компьютере данные от нежелательных или неквалифицированных пользователей. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ Для IBM PC разработаны и используются сотни тысяч различных прикладных программ для различных применений. Наиболее широко применяются программы:подготовки текстов (документов) на компьютере – редакторы текстов; обработки табличных данных – табличные процессоры; подготовки документов типографского качества – издательские системы; обработки массивов информации – системы управления базами данных; подготовки презентаций (слайд-шоу); программы экономического назначения – бухгалтерские программы, программы финансового анализа, правовые базы данных и т.д.; программы для создания рисунков, анимации и видеофильмов; программы черчения и конструирования различных предметов и механизмов – системы автоматизированного проектирования (САПР); программы для статистического анализа данных; компьютерные игры, обучающие программы, электронные справочники и т.д. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Даже при наличии десятков тысяч программ для IBM PC пользователям может потребоваться что-то такое, чего не делают (или делают, но не так) имеющиеся программы. В этих случаях следует использовать системы программирования, т.е. системы для разработки новых программ. Современные системы программирования для персональных компьютеров обычно предоставляют пользователю весьма мощные и удобные средства для разработки программного обеспечения. Обычно в них входят:компилятор, осуществляющий преобразование программ на языке программирования в программу в машинных кодах, или интерпретатор, осуществляющий непосредственное выполнение программы на языке программирования высокого уровня; редактор текстов программ (обычно он обеспечивает цветовое выделение на экране синтаксических конструкций языка программирования); библиотеки подпрограмм, содержащие заранее подготовленные подпрограммы, которыми могут пользоваться программисты; различные вспомогательные программы, например отладчики, программы для получения перекрестных ссылок и т.д. Для популярных языков программирования имеется множество систем программирования, позволяющих создавать программы, работающие в среде: Dos, Windows, Windows NT и др. Приведем примеры таких языков программирования: языки С и C++ - здесь наибольшей популярностью пользуются системы программирования фирмы Microsoft (Visual C++) и Borland (Borland C++, Turbo C++). Немало поклонников имеют системы программирования фирм Symantec и Watcom; язык Паскаль – здесь наибольшей популярностью пользуются системы программирования фирмы Borland (Borland Pascal, Turbo Pascal); язык Basic – для этого языка весьма популярна очень мощная система программирования Visual Basic фирмы Microsoft (она позволяет создавать, в т.ч. и программы типа «клиент-сервер») Во многих областях используются другие системы программирования, такие как Фортран (Microsoft Fortran, Watcom Fortran и т.д.), Кобол (Visual Object Cobol фирмы Micro Focus и др.) и других. В последнее время стали появляться системы программирования на языке Java (Symantec Cafe, Microsoft J++ и др.). Они позволяют создавать так называемые Java-приложения (апплеты) для Web-страниц в Internet. Эти приложения могут вызываться при просмотре Web-страниц и выполняться на любом компьютере, независимо от операционной системы или типа микропроцессора этого компьютера. Чаще всего это делается для «оживления» Web-страниц, то есть внедрения в них элементов анимации, но могут быть и другие применения. Программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные , условно бесплатные (shareware) и свободно распространяемые программы (freeware). Расшифровка принятых обозначений видов лицензии на программное обеспечение Free - бесплатные программы. Сюда же у нас относятся и программы с лицензией GPL - т.н. свободное ПО. Бесплатные программы могут быть загружены и использованы на безвозмездной основе в течение неограниченного периода времени. Ad-supported - программное обеспечение, поддерживаемое за счет размещения в нем рекламных материалов или компонентов сторонних производителей, предназначенных для получения дохода в качестве компенсации за бесплатное предоставление этого программного обеспечения. Shareware - условно-бесплатная программа. Может иметь как ограничения в функциональности, так и ограниченный срок работы. Для того, чтобы получить полнофункциональный продукт с неограниченным сроком использования, нужно будет приобрести лицензию. Trial - условно-бесплатная программа. Не имеет ограничений в функциональности, но имеет ограниченный срок работы. После окончания испытательного срока пользователю предлагается приобрести лицензию.
| ||||||
| 4. Задание на дом. Цели для преподавателя: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; - мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания. | 4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок. Сегодня мы с вами: рассмотрели основное программное обеспечение компьютеров, познакомились с классификацией программ. 4.1. Определение задания на дом. Задание. 1. Ответьте письменно на контрольные вопросы по данной лекции КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Что такое программный принцип управления компьютером? На какие типы классифицируют программное обеспечение? К какому из типов можно отнести операционные системы? Расскажите классификацию системных программ. Приведите примеры различного системного программного обеспечения согласно классификации. Расскажите классификацию прикладных программ. Приведите примеры различного прикладного программного обеспечения согласно классификации. Расскажите классификацию инструментальных программ. Приведите примеры различного инструментального программного обеспечения согласно классификации. Что такое приложения типа «клиент-сервер», с помощью чего их разрабатывают? Подумайте, с каким программным обеспечением вам чаще всего придется сталкиваться, обоснуйте свой ответ. 2.Распределите данные программы на три вида, результат запишите в таблицу: Ms Word, C++, Open Office Org Calc, Corel Draw, Gimp, 1С Бухгалтерия, Acrobat Reader, Borland Pascal, 7Zip, Promt, Avira, 3D MAX, QBasic, CC Cleaner, Everest, Ms PowerPoint, DrWeb, WinRar, Ms Windows7, Adobe Flash, Power DVD, Linux Ubuntu, Avast, Adobe Photoshop, Macromedia Dreamveaver
|


План-конспект урока Лекция по теме Программное обеспечение компьютеров 