лекция
План-конспект урока общеобразовательной дисциплины
Методическая разработкапреподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Касаткиной Татьяны Евгеньевны
Дисциплина«Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Тема занятия: «Программное обеспечение компьютеров».
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели занятия:
- рассмотреть основное программное обеспечение компьютеров, познакомиться с классификацией программ.
Методы
- обучения: алгоритмический, диалогический;
- преподавания: объяснительно-побуждающий;
- учения: ознакомительный.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
Этапы урока | Содержание этапов урока | ||||||
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала. Цели этапа занятия достигаются посредством: -объявления темы занятия и постановки общих целей; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций; - раскрытия значения изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности; | 1. Вводный инструктаж 1.1. Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики. Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей. 1.2. Целевая установка на урок. Сегодня у нас новая тема «Программное обеспечение компьютера», запишите тему занятия в тетрадях. Обучающиеся записывают тему занятия. Эта тема имеет большое профессиональное значение. Она направлена на формирование такой компетенции как «организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». | ||||||
2. Опрос обучающихся по теме. Цели для преподавателя: - установить уровень усвоения знаний; -обобщить и закрепить знания, актуальные на занятие; -определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - стимулировать активность и инициативу обучающихся при выполнение домашней работы. Цели для обучающихся: -актуализировать знания, необходимые для восприятия нового учебного материла; -владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием; Цели этапа занятия достигаются посредством: - формулировки критериев оценки уровня знаний обучающихся; - проведения оценки выявленного уровня знаний; -проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе. | 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашней работы: Вопросы: 1.Дайте определение операционные системы. 2. Назовите виды операционных систем. 3. Назовите основные возможности Windows. 4. Назовите основные возможности Linux. | ||||||
3. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; -способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы. Цели для обучающихся: - рассмотреть основное программное обеспечение компьютеров, познакомиться с классификацией программ. Цели этапа занятия достигаются посредством: - обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; - определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата; - организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия. | 3. Теоретическая часть. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ Программы, работающие на компьютере, можно разделить на три категории:
СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММЫ Среди всех системных программ, с которыми приходится иметь дело пользователям компьютеров, особое место занимают операционные системы. Операционная система (далее – ОС) управляет компьютером, запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги. Таким образом, выбор ОС очень важен, так как он определяет, с какими программами Вы сможете работать на своем компьютере. От выбора ОС зависят также производительность Вашей работы, степень защиты Ваших данных, необходимые аппаратные средства и т.д. В дальнейшем мы познакомимся специально более подробно с операционными системами, их составом, принципом работы и т.д.
ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ Для IBM PC разработаны и используются сотни тысяч различных прикладных программ для различных применений. Наиболее широко применяются программы:
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Даже при наличии десятков тысяч программ для IBM PC пользователям может потребоваться что-то такое, чего не делают (или делают, но не так) имеющиеся программы. В этих случаях следует использовать системы программирования, т.е. системы для разработки новых программ. Современные системы программирования для персональных компьютеров обычно предоставляют пользователю весьма мощные и удобные средства для разработки программного обеспечения. Обычно в них входят:
Для популярных языков программирования имеется множество систем программирования, позволяющих создавать программы, работающие в среде: Dos, Windows, Windows NT и др. Приведем примеры таких языков программирования:
Программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы:
Расшифровка принятых обозначений видов лицензии на программное обеспечение Free - бесплатные программы. Сюда же у нас относятся и программы с лицензией GPL - т.н. свободное ПО. Бесплатные программы могут быть загружены и использованы на безвозмездной основе в течение неограниченного периода времени. Ad-supported - программное обеспечение, поддерживаемое за счет размещения в нем рекламных материалов или компонентов сторонних производителей, предназначенных для получения дохода в качестве компенсации за бесплатное предоставление этого программного обеспечения. Shareware - условно-бесплатная программа. Может иметь как ограничения в функциональности, так и ограниченный срок работы. Для того, чтобы получить полнофункциональный продукт с неограниченным сроком использования, нужно будет приобрести лицензию. Trial - условно-бесплатная программа. Не имеет ограничений в функциональности, но имеет ограниченный срок работы. После окончания испытательного срока пользователю предлагается приобрести лицензию. | ||||||
4. Задание на дом. Цели для преподавателя: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; - мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания. | 4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок. Сегодня мы с вами: рассмотрели основное программное обеспечение компьютеров, познакомились с классификацией программ. 4.1. Определение задания на дом. Задание. 1. Ответьте письменно на контрольные вопросы по данной лекции КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2.Распределите данные программы на три вида, результат запишите в таблицу: Ms Word, C++, Open Office Org Calc, Corel Draw, Gimp, 1СБухгалтерия, Acrobat Reader, Borland Pascal, 7Zip, Promt, Avira, 3D MAX, QBasic, CC Cleaner, Everest, Ms PowerPoint, DrWeb, WinRar, Ms Windows7, Adobe Flash, Power DVD, Linux Ubuntu, Avast, Adobe Photoshop, Macromedia Dreamveaver
|