План – конспект открытого урока учителя математики и информатики Гаджиевой Оксаны Гасан-Гусейновны
Дата:
Тема урока: Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации.
Тип урока : усвоения новых знаний
Цели урока:
предметные – узнать единицы измерения информации и свободно оперировать ими;
метапредметные – понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – повысить навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношения между ними;
I.Организационный момент
1.Проверка присутствующих учащихся на уроке и готовность к уроку
II.Актуализация опорных знаний и проблемной ситуации
2.Проверка домашней подготовки. (по 1 баллу)
§ 1.6, вопросы 2, 3, 4, 6.
Ученики отвечают на вопросы учителя фронтально.
Вопросы повторения
Что такое «информация» для каждого из нас?(слайд 2)
Как человек получает информацию?(слайд 3)
Назовите основные виды информационных процессов.(слайд 4)
Что такое знак? Привести примеры знаков, используемых в общении людей.
Что такое знаковая система?(слайд 5)
Фронтальный опрос по изученной теме
- С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую? Привести примеры таких преобразований.(слайд 6)
-В чем суть процесса дискретизации информации?
Какой прибор используют на метеорологических станциях для измерения атмосферного давления?
-Что такое алфавит языка?
Что такое мощность алфавита? Может ли алфавит состоять из одного символа?
Что такое двоичный алфавит?
Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
Как называется представление информации с помощью двоичного алфавита?
Почему двоичное кодирование является универсальным?
Как связаны мощность алфавита и разрядность двоичного кода, достаточного для кодирования всех символов этого алфавита?
-Скажите, как можно подсчитать количество информации, которая хранится в книге?
(Предполагаемые ответы учащихся:Узнать, сколько информации содержится в одном символе, посчитать количество символов и перемножить).
- А как узнать сколько информации содержится в одном символе? ...
Итак, ответ на этот вопрос вызвал у вас затруднение, будем разбираться
Как измерить?
А) расстояние
Б) массу
В) температуру
Г) информацию
- с помощью линейки в мм, см, м, км
- с помощью весов в г, кг, ц, т
- с помощью термометра в градусах
Как вы думаете, какой будет тема урока?
III.Формулирование темы и целей урока. (по 1 баллу за каждый ответ)
Сформулируем тему урока… (Измерение информации).
- Чему мы сегодня с вами на уроке научимся и что узнаем нового? (Научимся находить количество информации в сообщении) - учитель конкретизирует цели и задачи урока. (Учащиеся слушают, осмысляют цели и задачи предстоящего занятия. В тетрадь записывают дату и тему урока).
IV.Формирование новых знаний – 15 мин.
-Как же оценить количество получаемой информации?(учащиеся затрудняются ответить)
Учитель:
Одно и то же сообщение может нести много информации для одного человека и не нести совсем для другого человека. При таком подходе количество информации определить трудно.
Существует два подхода к измерению информации: алфавитный и содержательный.
Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения представленного на некотором языке (естественном или формальном), независимо от его содержания.
Для количественного выражения любой величины необходима прежде всего, единица измерения. Измерение осуществляется путем сопоставления измеряемой величины с единицей измерения.
Пример:
В сантиметрах, метрах, километрах например измеряется расстояние.
Чтобы определить массу единицами измерения являются граммы, килограммы и тонны.
Температуру измеряют в градусах.
При алфавитном подходе считается, что каждый символ некоторого сообщения имеет определенный информационный вес, то есть несёт фиксированное количество информации.
Информационный вес одного символа зависит от мощности алфавита.
1 бит – это информационный вес символа двоичного алфавита и принят за минимальную единицу измерения. Слово «бит» от английского словосочетания « binary digit» - «двоичная цифра».
Алфавит любого естественного или формального языка можно заменить двоичным алфавитом.
Разрядность двоичного кода принято считать информационным весом символа алфавита ( i ). Информационный вес символа алфавита ( i ) и мощность алфавита ( N ) связаны между собой соотношением: N= 2 i.
Задача 1.Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?
Информационный объем.
Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
I=K*i |
k- количество символов в сообщении,
i-информационный вес символа алфавита.
Информационный объем.
Задача 2.
Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?
Задача 3.
Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?
Единицы измерения информации
Подготовка текстов осуществляется с помощью компьютеров.
Компьютерный алфавит включает в себя следующие символы:строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки и др.
Такой алфавит содержит 256 символов.
Величина равная, восьми битам, называется байтом.
1 байт-информационный вес символа алфавита мощностью 256.
1 байт= 8битов.
Бит и байт –«мелкие» единицы измерения. На практике для измерения информационных объёмов используются более крупные единицы:
1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 210 байтов
1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 210 Кб = 220 байтов
1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байтов
1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байтов
V.Закрепление материала .Решение задач
Задача 4.
Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?
Работают с учебником на с. 49, выполняют задание в паре по учебнику №5, 7, 8, 9, 10 выполняют самопроверку и самооценивание.
Выполни задания вместе с учителем: учащиеся выходят к доске, 3 человека решают у доски номера из учебника (стр. 50, №11, 12, 13, 14, 15), остальные записывают в тетради (за решение у доски 1 балл).
Итоги урока. Рефлексия
Оцени себя:
Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание
Работа с дневниками
§ 1.6, вопросы 2, 3, 4, 6.
стр. 50, №11, 12, 13, 14, 15(докончить)