План-конспект мероприятия по физике "Строение вещества"

План-конспект мероприятия по физике "Строение вещества"

Содержимое разработки







Повторительно-обобщающее занятие по физике
в 7 классе




по теме

«Первоначальные сведения о строении вещества»






Цхинвальская школа- интерната
уч. физики- Буковская А. С.
07.02.2020г.




Цель занятия:

– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения
о строении вещества»;

– закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;

– показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;

– способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.

Задачи:

Образовательные: 

  • Повторить и закрепить знания по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

  • расширить кругозор учащихся; 

  • продолжить формирование навыков самоконтроля

Развивающие: 

  • развивать информационную и коммуникативную компетенции, внимание, память, логическое мышление, стремление к познанию нового;

  • формировать положительное эмоциональное отношение и интерес к изучению курса физики.

Воспитательные: 

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

  • воспитывать умение слушать ответ одноклассников, уверенность в себе; 

  • способствовать сплочению коллектива.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.








Ход занятия

Организационная часть

Учитель: Здравствуйте ребята! По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее на занятие. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

Мобилизующее начало
Учитель:
-
Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Конечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учились и знания ваши были бы прочными.

- Известному ученому, философу и поэту Джордано Бруно принадлежат такие слова: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять».

Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.

Для чего нужно знать строение вещества?

Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске: «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.

-Я предлагаю вам также немного поразмышлять и построить логическую цепочку из слов, которые находятся у вас на столах. (на листочках написаны слова: молекула, физическое тело, вещество, атом, элементарные частицы. Дети расставляют их в правильную цепочку)
В чем смысл этой цепочки? (указывает на строение вещества).

Актуализация знаний
Учащиеся делятся на две команды( мальчики и девочки)
- Давайте обоснуем эту цепочку, ответив на вопросы:

1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела.

2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела? - Из вещества.

3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул.

4. Делимы ли молекулы? - Молекулы состоят из атомов.
5. Атом - «неделимый»? -Атомы состоят из элементарных частиц.

Учитель:

- Сейчас мы послушаем сказки, которые позволят нам сделать очень важные выводы.

(Дети читают сказки)


Сказка «Молекуляндия»

- В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию. Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.

Вопросы учителя к ученикам:

1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?

2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?

Ученики отвечают на вопросы, после которых делают вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от температуры.


Сказка «Молекула»

- Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади .Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.



Вопросы учителя к ученикам:

1. В каких состояниях могут жить все молекулы?

2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?

3. Как располагаются молекулы в газах и твёрдых телах?

После ответов ученики делают выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте; в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.


Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости? Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»?

Дети объясняют, что в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения; жидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.

Три важных свойства:

– все тела состоят из маленьких частиц (молекул);

– эти частицы беспорядочно движутся;

– эти частицы взаимодействуют между собой.

(Звучит разная мелодия: медленная, быстрая и очень быстрая.
Учащиеся демонстрируют в танце разновидности состояний вещества)


Учащиеся делятся на две группы: мальчики, девочки.
Учитель задает им загадки, и они письменно на них отвечают.

Загадки:

1.Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
2. Летит жар-птица, хвостом гордится. (Комета)
3. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)
4.Железный острый нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг) 5. Красивое коромысло над лесом нависло. (Радуга) 6.Что с земли не поднимешь? (Тень)
7.В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед).

8.Днем спит, ночью глядит. (Луна)
9.В воде искупался, а сух остался. (Месяц)

Далее следует на экране презентация «Строение вещества», в завершении слайда идут шуточные задачки от Григория Остера.


Тест для закрепления
(звучит медленная музыка и учащиеся выполняют тест по группам)


1. Молекулы воды, льда и водяного пара 
А) отличаются друг от друга.
Б) не отличаются друг от друга

2. Промежутки между молекулами минимальны в …
А) жидкостях 
Б) газах
В) твердых телах

3. Самые крупные молекулы можно наблюдать при
помощи
 
А) телескопа
Б) микроскопа
В) электронного микроскопа

4.

Чем обусловлено расширение тел при
нагревании?

А) увеличением размеров молекул
Б) большим отталкиванием молекул друг от друга
В) увеличением скорости теплового движения молекул
Г) увеличением расстояний между молекулами






5.

Диффузия может происходить ...

А) в газах
Б) в жидкостях
В) в твердых телах
Г) в жидкостях, газах и твердых телах

6. Капельку масла опустили на поверхность воды.
Какой может быть минимальная толщина
масляного пятна?

А) любой

Б) равной двум-трем диаметрам молекул масла

В) сколь угодно малой

Г) равной нескольким диаметрам молекул масла

Д) равной диаметру молекулы масла

7. Почему в холодном помещении диффузия
происходит медленнее, чем в теплом?


А) уменьшаются промежутки между молекулами
Б) увеличиваются скорости движения молекул
В) уменьшаются скорости движения молекул
Г) изменяются размеры молекул

8. При одинаковых условиях самая большая скорость
у молекул



А) твердого тела
Б) жидкости
В) газа
Г) скорость одинакова во всех агрегатных состояниях


Физический диктант
Заполнение ленты-кроссворда

(Учащиеся по группам отгадывают кроссворд. Нужно в клетки вписать букву из правильного ответа на заданный вопрос, соответствующую указанному номеру)


3

ф

6

и

9

з

2

и

5

к

4

а


  • Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия

  • Всевозможные изменения в окружающем мире – явления

  • Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное

  • Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое

  • Мельчайшая частица вещества – молекула

  • Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание



Учитель:

Какие явления отражаются в народных пословицах?

  1. Овощной лавке вывеска не нужна.

  2. Волка нюх кормит.

  3. Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.

  4. Ложка дегтя бочку меда портит.

  5. Как с гуся вода.

Карточки:

( Учитель по группам раздает карточки)


- В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.



Задачи

Ответы

1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему?

А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц.

2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему?

Б. Между молекулами существуют силы притяжения.

3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему?

В. Вещества состоят из маленьких частиц.

4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну?

Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания.

5. Почему между молекулами существуют промежутки?

Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически.




Дан перечень из семи слов: лодка, метеорит, мензурка, вода, планета, линейка, иголка. Шесть слов могут быть названы одним и тем же физическим термином, и только к одному слову этот термин не подходит. Какое это слово? Какой термин не подходит к нему и подходит к шести остальным?

(Все эти предметы- вещи, кроме воды — это вещество)







Сценка
«Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»

(Звучит музыка из кинофильма «Шерлок Холмс»,
Холмс сидит за столом и читает газету, подходит Ватсон)


Ватсон: «Хотите чаю?» - спросил Ватсон
Шерлок Холмс: «Да»,- ответил Холмс.
Ватсон: - Вот и хорошо (берет чайник и разливает чай и кладет туда кусочки сахара).
Шерлок Холмс: - Ватсон, я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара
только перед тем, как пить».
Ватсон: - А не разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его?
Шерлок Холмс: Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу
понизится, а чем она ниже, т.е. чем меньше отличается от комнатной,
тем медленнее чай остывает, это же элементарно, Ватсон.



Игра

«Что? Где? Когда?»

(Звучит мелодия из передачи. Вносится первый ящик. (1 минута на размышление))

1. В черном ящике вещество

-его используют для уменьшения трения

-оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения

- нас окружают три его агрегатных состояния

-его называют «соком» жизни на Земле

Организм взрослого человека состоит на 65% из него

Ответ: Вода


2. В черном ящике находится физический прибор.

- работая с ним, надо быть очень осторожным

- на нем есть шкала

- изготавливают из стекла или пластмасса

- с его помощью можно наблюдать диффузию

- с его помощью можно определять объем жидкости

Ответ: мензурка


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.


После того, как учащиеся сдадут выполненные задания, подводится итоги занятия: какие знания по теме «Строение вещества» мы обобщили и закрепили, как работали дети. Учащиеся сами дают оценку всего проведённого мероприятия. Объясняю, что итоговая оценка это средняя арифметическая из всех, полученных на каждом этапе. Выявляются победители.
В завершении всего занятия, учащиеся смотрят «Ералаш»- 158 выпуск.


Сохранить у себя:
План-конспект мероприятия по физике "Строение вещества"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки