План-конспект классного часа по теме: «Права и обязанности человека»
Цель: формирование правовой грамотности учащихся.
Задачи : -формирование понятий “права”, “обязанности”;
- воспитывать уважение к правам человека, его обязанностям;
- показать единство прав и обязанностей и что все люди имеют равные права;
-познакомить с «Конституцией», «Конвенцией прав ребенка».
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Ну, раз вы готовы к работе, тогда рассаживайтесь по группам. Мы будем рассуждать по теме, которая касается каждого из вас.
II. Актуализация знаний:
- Назовите синоним к слову правило? (Закон). В этом письме закон. Как вы его представляете? (Это книга).
- Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)
Учитель открывает коробку и достает Конституцию
Сформулируйте тему нашего урока. ( Закон …….Права человека) Поставьте перед собой задачи, которые вы должны решить на уроке. (Учитель уточняет ответы)
Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете.
На прошлых уроках вы в группах об этом подробно говорили. Давайте вспомним, о чем еще очень важном шла речь на прошлом уроке? (О Конституции, о правах и обязанностях)
Послушайте историю создания этих документов. (рассказывают заранее подготовленные дети.)
(Ученик 1) Мы узнали, что основной закон государства, то есть список самых главных правил это – Конституция Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года и сегодня это красный день календаря.
Конституция у нас одна,
В ней права от А до Я.
Конституция России
Гражданам дает права.
Никаких законов сильных
Нет сильней, чем в ней слова.
( Ученик 2)Мы выяснили, что основные права человека и гражданина закреплены также во Всеобщей декларации прав человека. Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще -и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому Организация Объединенных Наций, (её главная задача -защищать права человека во всем мире) приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". Права детей всего мира записаны в этом специальном документе.
Чтобы знать свои правах
Ты Конвекцию прочти:
Она объединила
Всех людей Земли!
С некоторыми правами мы познакомились на прошлых уроках, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки.
Приглашаю в гости к героям сказки . Во время игры мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев.. Рассмотрев рисунок, вы должны основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены.
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
Мачеха невзлюбила падчерицу и взваливала на нее много работы.( на отдых и досуг)
Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино.( на защиту)
Какое право было нарушенно в сказке "Гадкий утенок" . Ханс Кристиан Андерсен …. На имя и гражданство
русская народная сказка "Гуси-лебеди". Родители уезжают на базар, оставляя детей дома одних. сказочные птицы похищают мальчика, забирая у родителей.( На семью)
Семеро козлят" (нарушено право на охрану семьи
А какое право Красной Шапочки и её бабушки нарушил волк? В сказе Ш. Перро «Красная Шапочка» Право на жизнь
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»; Право на охрану и укрепление здоровья
- Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)
-Какой вывод можно сделать?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)
Воспользуемся правом на отдых , а так же на охрану здоровья- проведём физкультминутку:
Раз подняться, потянуться,
Два –нагнуться , разогнуться,
Три в ладоши –три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать ,
Шесть на место тихо сесть.
Сценка «Однажды….» ( заранее подготовленные дети выступают)
Серёжа.
В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать, Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать – Права у всех равны.
-Ребята, о чем забыл мальчик в этой сценке? (Об обязанностях…) Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю Обязанность это то, что подлежит безусловному выполнению кем нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения/
Какие же у вас есть обязанности?
-Обязанности: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, в школе..
Есть обязанности и у вас, школьников.
А теперь предлагаю вернуться к нашей Конвенции, которую, мы начали создавать. И выяснить какие обязанности есть у каждого школьника?
Для этого поработаем в группах.
1 группа. Составить свод обязанностей школьника. Из данных словосочетаний выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника и дополнить список другими обязанностями.
- добросовестно учиться;
- беречь только свое имущество;
- соблюдать этику поведения:
- соблюдать школьный режим;
- беречь школьное имущество;
- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;
- соблюдать правила поведения;
- соблюдать чистоту и порядок:
- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;
- беречь свое здоровье
2 группа -Составить Устав, по которому вы будете жить в школе.
Выберите те позиции-предложения, который приемлемы для класса и разместите их на листе, те, которые не приемлемы –отложите в сторону.
-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо
-В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
-Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
-В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
-Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
-В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
-Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
-Наш класс –дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
-Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
-Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
-Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться. -Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
-Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное -уберет дежурный
ЗАЩИТА МИНИ ПРОЕКТОВА теперь давайте все наши групповые творческие проекты соединим в одну большую книгу. С какой страницы вы предложите начать? -Какое название можно дать нашей книге? (Права и обязанности детей)-А где ее можно применить, кому можно воспользоваться? (Будущим первоклассникам, как подарок
V. Итог. Нужно ли знать свои права?
-Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя). Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
-Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
-Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.
VI. Рефлексия