План-конспект классного часа по теме: «Права и обязанности человека»

Права и обязанности человека. Цель мероприятия,задачи.Инсценирование ситуаций,работа в группах.

Содержимое разработки

План-конспект классного часа по теме: «Права и обязанности человека»

Цель: формирование правовой грамотности учащихся.

Задачи : -формирование понятий “права”, “обязанности”;

- воспитывать уважение к правам человека, его обязанностям;

- показать единство прав и обязанностей и что все люди имеют равные права;

-познакомить с «Конституцией», «Конвенцией прав ребенка».

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Ну, раз вы готовы к работе, тогда рассаживайтесь по группам. Мы будем рассуждать по теме, которая касается каждого из вас.

II. Актуализация знаний:

- Назовите синоним к слову правило? (Закон). В этом письме закон. Как вы его представляете? (Это книга).

- Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)

Учитель открывает коробку и достает Конституцию

Сформулируйте тему нашего урока. ( Закон …….Права человека) Поставьте перед собой задачи, которые вы должны решить на уроке. (Учитель уточняет ответы)

Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете.

На прошлых уроках вы в группах об этом подробно говорили. Давайте вспомним, о чем еще очень важном шла речь на прошлом уроке? (О Конституции, о правах и обязанностях)

Послушайте историю создания этих документов. (рассказывают заранее подготовленные дети.)

(Ученик 1) Мы узнали, что основной закон государства, то есть список самых главных правил это – Конституция Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года и сегодня это красный день календаря.

Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я.

Конституция России
Гражданам дает права.
Никаких законов сильных
Нет сильней, чем в ней слова.

( Ученик 2)Мы выяснили, что основные права человека и гражданина закреплены также во Всеобщей декларации прав человека. Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще -и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому Организация Объединенных Наций, (её главная задача -защищать права человека во всем мире) приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". Права детей всего мира записаны в этом специальном документе.

Чтобы знать свои правах

Ты Конвекцию прочти:

Она объединила

Всех людей Земли!

С некоторыми правами мы познакомились на прошлых уроках, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки.

Приглашаю в гости к героям сказки . Во время игры мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев.. Рассмотрев рисунок, вы должны основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены.

  1. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

  2. Мачеха невзлюбила падчерицу и взваливала на нее много работы.( на отдых и досуг)

  3. Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино.( на защиту)

  4. Какое право было нарушенно в сказке "Гадкий утенок" . Ханс Кристиан Андерсен …. На имя и гражданство

  5. русская народная сказка "Гуси-лебеди". Родители уезжают на базар, оставляя детей дома одних. сказочные птицы похищают мальчика, забирая у родителей.( На семью)

  6. Семеро козлят" (нарушено право на охрану семьи

  7. А какое право Красной Шапочки и её бабушки нарушил волк? В сказе Ш. Перро «Красная Шапочка» Право на жизнь

  8. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»; Право на охрану и укрепление здоровья  

- Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)

-Какой вывод можно сделать?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)

Воспользуемся правом на отдых , а так же на охрану здоровья- проведём физкультминутку:

Раз подняться, потянуться,

Два –нагнуться , разогнуться,

Три в ладоши –три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать ,

Шесть на место тихо сесть.

Сценка «Однажды….» ( заранее подготовленные дети выступают)

Серёжа.

В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе –  Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать, Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –  Права у всех равны.


-Ребята, о чем забыл мальчик в этой сценке? (Об обязанностях…) Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

-Обратимся к словарю Обязанность это то, что подлежит безусловному выполнению кем нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям. 

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения/

Какие же у вас есть обязанности?

-Обязанности: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, в школе..

Есть обязанности и у вас, школьников.

А теперь предлагаю вернуться к нашей Конвенции, которую, мы начали создавать. И выяснить какие обязанности есть у каждого школьника?

Для этого поработаем в группах.

1 группа. Составить свод обязанностей школьника. Из данных словосочетаний выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника и дополнить список другими обязанностями.

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье


2 группа -Составить Устав, по которому вы будете жить в школе.

Выберите те позиции-предложения, который приемлемы для класса и разместите их на листе, те, которые не приемлемы –отложите в сторону.

-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо

-В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

-Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

-В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

-Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

-В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

-Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

-Наш класс –дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

-Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

-Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

-Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться. -Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

-Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное -уберет дежурный


ЗАЩИТА МИНИ ПРОЕКТОВА теперь давайте все наши групповые творческие проекты соединим в одну большую книгу. С какой страницы вы предложите начать? -Какое название можно дать нашей книге? (Права и обязанности детей)-А где ее можно применить, кому можно воспользоваться? (Будущим первоклассникам, как подарок

V. Итог. Нужно ли знать свои права?

-Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя). Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

-Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

-Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.

VI. Рефлексия

Сохранить у себя:
План-конспект классного часа по теме: «Права и обязанности человека»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки