"Первые уроки школьной отметки"

Родителям объясняется роль отметок и оценок в школе.

Содержимое разработки

Первые уроки школьной отметки

Родительское собрание во 2 классе

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

Контроль и оценка включает в себя выставление цифровой отметки (5,4,3,2) и высказывание словесной оценки.

Отметкой оценивается только результат обучения – качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования. Именно поэтому не выставляются отметки в 1 классе: дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько – нибудь определённые результаты обучения.

Все остальные характеристики ученика оцениваются словесными суждениями, а именно:

- степень сформированности учебной деятельности;

- степень развития основных качеств умственной деятельности;

- уровень развития познавательной активности;

- степень прилежания и старания.

Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться одной целью – проверкой усвоения знаний. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Функции контроля и оценки

Социальная: проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младшего школьника. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя уровень развития, воспитания, осведомлённости, сформированности его познавательной, волевой, эмоциональной сферы личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков, установленных государственным эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия.

Образовательная: определяет результат сравнения эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества ЗУН учащихся, устанавливается динамика успеваемости, появляется возможность выявить проблемные области в работе. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности: что усвоено прочно, осознанно, что нуждается в повторении, углублении.

Воспитательная: выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю.

Эмоциональная: проявляется в том, что любой вид оценки и отметки создаёт определённый эмоциональный фон, вызывает эмоциональную реакцию. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми. Поэтому эмоциональная реакция взрослого должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним, ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что результаты могут быть изменены к лучшему). Ситуация успеха и благополучия – предпосылки того, что ученик примет отметку спокойно, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная:даёт возможность проанализировать причины неудачных результатов, наметить пути улучшения учебного процесса.

Управления: важна для развития самоконтроля ученика, его умения правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Требования к оцениванию

  1. Учёт психологических особенностей младшего школьного возраста ( неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя)

  2. Объективность оценивания – оценивается только результат и его соответствие эталону.

  3. Формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталоном, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определённого общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки.

Как относиться к отметкам ребёнка?

  • Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть хорошим в ваших глазах. Если быть таким не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться.

  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.

  • Не заставляйте ребёнка вымаливать себе отметку ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради высокой отметки

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной отметки вашему ребёнку вслух. Есть сомнения – идите в школу, попытайтесь объективно разобраться.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.

  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  • Устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается надолго и его хочется повторить.

  • Демонстрируйте результаты своего труда, своих успехов, чтобы ребёнку хотелось вам подражать

Каждый раз, когда вас хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно выполненное домашнее задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки. В конце концов радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Сохранить у себя:
"Первые уроки школьной отметки"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки