Первые уроки школьной отметки
Родительское собрание во 2 классе
Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Контроль и оценка включает в себя выставление цифровой отметки (5,4,3,2) и высказывание словесной оценки.
Отметкой оценивается только результат обучения – качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования. Именно поэтому не выставляются отметки в 1 классе: дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько – нибудь определённые результаты обучения.
Все остальные характеристики ученика оцениваются словесными суждениями, а именно:
- степень сформированности учебной деятельности;
- степень развития основных качеств умственной деятельности;
- уровень развития познавательной активности;
- степень прилежания и старания.
Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться одной целью – проверкой усвоения знаний. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Функции контроля и оценки
Социальная: проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младшего школьника. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя уровень развития, воспитания, осведомлённости, сформированности его познавательной, волевой, эмоциональной сферы личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков, установленных государственным эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия.
Образовательная: определяет результат сравнения эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества ЗУН учащихся, устанавливается динамика успеваемости, появляется возможность выявить проблемные области в работе. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности: что усвоено прочно, осознанно, что нуждается в повторении, углублении.
Воспитательная: выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю.
Эмоциональная: проявляется в том, что любой вид оценки и отметки создаёт определённый эмоциональный фон, вызывает эмоциональную реакцию. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми. Поэтому эмоциональная реакция взрослого должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним, ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что результаты могут быть изменены к лучшему). Ситуация успеха и благополучия – предпосылки того, что ученик примет отметку спокойно, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная:даёт возможность проанализировать причины неудачных результатов, наметить пути улучшения учебного процесса.
Управления: важна для развития самоконтроля ученика, его умения правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Требования к оцениванию
Учёт психологических особенностей младшего школьного возраста ( неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя)
Объективность оценивания – оценивается только результат и его соответствие эталону.
Формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталоном, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определённого общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки.
Как относиться к отметкам ребёнка?
Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть хорошим в ваших глазах. Если быть таким не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться.
Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.
Не заставляйте ребёнка вымаливать себе отметку ради вашего душевного спокойствия.
Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради высокой отметки
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной отметки вашему ребёнку вслух. Есть сомнения – идите в школу, попытайтесь объективно разобраться.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.
Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается надолго и его хочется повторить.
Демонстрируйте результаты своего труда, своих успехов, чтобы ребёнку хотелось вам подражать
Каждый раз, когда вас хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно выполненное домашнее задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки. В конце концов радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!