Перспективы естественнонаучной направленности во внеурочной деятельности

Рекомендации по применению методов и форм работы по внеурочной деятельности для повышения качества образования.

Содержимое разработки







Перспективы естественнонаучной направленности во внеурочной деятельности





Бытко Светлана Владимировна

(учитель химии)

























Введение



«Скажи мне –

И я забуду;
покажи мне —

и я запомню;
дай мне действовать самому —
и я научусь»
Восточная мудрость

Проблема познавательного интереса – одна из самых актуальных на
сегодняшний день в современной школе. Школа не в состоянии вооружить выпускника всеми достижениями современной науки. Поэтому главная задача современного обучения расположить личность учащегося к самостоятельному приобретению знаний, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Организация внеурочной деятельности по предметам обусловлена необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.

Таким образом, внеурочная деятельность призвана содействовать развитию гармоничной личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих потребностям современного общества:
принятие самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
умение работать в команде;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала.

Все вышеперечисленные компетенции необходимы для развития функционально грамотной личности. Ведь, именно в школьном возрасте закладывается и развивается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.



Условия возникновения и становления опыта


Автор имеет большой опыт в организации исследовательской деятельности при обучении химии на уроках и во внеурочное время. На основе этого и возникла идея проанализировать, как внеурочная деятельность влияет на развитие познавательного интереса учащихся.

Актуальность опыта


Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Ведущая педагогическая идея настоящего опыта заключается в том, что правильно организованная внеурочная деятельность по химии будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету и повышать учебную успеваемость учащихся.

Цель: сформировать у учащихся высокий познавательный интерес к предмету, через правильно организованную внеурочную деятельность.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
— введение элективных курсов по предмету;
— использование элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, ТРИЗ и др.;
— организация участия школьников в краевых конференциях «Шаг в будущее», краевых конкурсах исследовательских работ «В науку первые шаги» г. Ставрополь
— организация и проведение олимпиад, конкурсов, предметной недели.

Развитие познавательного интереса учащихся к химии через внеурочную деятельность по предмету


Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития личности ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.



Основные задачи внеурочной деятельности по химии:


1. Привитие интереса к химии
2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту
3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
4. Подготовка учащихся к практической деятельности
5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Количество часов на внеурочную деятельность в настоящее время не регламентировано и образовательное учреждение вправе самостоятельно это определять.

Для организации внеурочной деятельности мною заимствованы элементы личностно-ориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могу предложить свою комплексную модель.

Внеурочная деятельность по предмету химия может осуществляться через:
элективные курсы;
проектную деятельность;
олимпиады, конкурсы, конференции;
исследовательские работы;
домашние опыты и эксперименты;
подготовку к экзаменам;
проведение предметной недели.

Рис 1. Модель организации внеурочной деятельности по химии в условиях реализации ФГОС в МБОУ СОШ № 17 им. Козыря пос. Шаумянского Георгиевского муниципального района

Данную комплексную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания школьников в образовательном учреждении в течение дня,
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.


Элективные курсы по предмету «Химия»

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 8-11 классов.
Элективные курсы для предпрофильного уровня обучения помогают учащимся основной школы выбрать будущую специализацию и профиль обучения.
В старшей профильной школе элективные курсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Издательство «Дрофа» выпускает сборники программ элективных курсов всех типов с подробными пояснительными записками, в которых обозначены цели и задачи курса, содержанием курсов, требованиями к результатам обучения, списками литературы:
Предлагаемые программы следует рассматривать как ориентировочные.
Учитель может изменять последовательность изучения тем, количество часов, отведенных на их изучение.
Учитель вправе разработать свой элективный курс, программа которого должна пройти экспертизу на муниципальном (обсуждена районным методическим объединением учителей химии) и региональном (в Министерстве образования СК или СКИПКРО) уровнях.
Могу добавить с гордостью, что познавательный интерес к химии в нашей школе возрастает с каждым годом. Об этом свидетельствует гистограмма на слайде. Если в прошлом учебном году четверо учащихся выбирали предмет для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, то на будущий год — 8. На 2014-2015 уч. г. 2 учащихся 11 класса и 5 учащихся 10 класса сделали выбор в пользу введения элективного курса по химии.

Проектно-исследовательская деятельность

Активно использую метод проектов, позволяющий обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путѐм решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении еѐ в определѐнной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определѐнной логике, которая реализуется в последовательности еѐ этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и еѐ осуществление.
Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к творчеству, саморазвитию, самореализации.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение определенного результата и его рефлексию.
Педагог в процессе работы над проектом играет роль партнера и помощника, направляющего деятельность учащихся. Главное в деятельности педагога – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска, а также создать необходимые условия для успешного выполнения детьми индивидуальных и коллективных проектов.
Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектами существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя в ученика при использовании метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определять цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

При организации проектно-исследовательской деятельности по предмету необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников. Поэтому темы проектных работ лучше выбирать из содержания данного учебного предмета или из близких к нему областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая школьникам, обеспечивающая мотивацию включения их в самостоятельную работу. Тема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Олимпиады, конкурсы, научно — практические конференции учащихся по химии

Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом.
Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше.
Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес.
Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин.

Домашние опыты и эксперименты.


Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Внеурочная деятельность – это особая форма взаимовоздействия учителя и ученика. Это такое взаимодействие, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе.
Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если учитель создает условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

В развитии познавательного интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться», превратившись затем в убеждения, является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
привлечение учащихся к целям и задачам;
возбуждение интереса к содержанию повторяемого или вновь изучаемого материала;
включение учащихся в интересную для них форму работы, например, в эксперимент или проектно-исследовательскую деятельность.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться:
интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса — это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, познавательный интерес в очень высокой степени повышает эффективность изучения предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже познавательный интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.


Заключение

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.

Познавательный интерес учащихся возникает в процессе увлекательного рассказа учителя, например, о ситуации, в которой он когда-то оказался. Рассказ вызывает у ребят положительные эмоции, без которых, как утверждают психологи, невозможно плодотворное обучение. Следует учитывать, что всегда необходимо говорить правду (пусть даже неприятную для самого учителя), так как учащиеся не терпят фальши. Жизненная интерпретация химического эксперимента оказывается наиболее убедительной. Особенно в тех случаях, когда эксперимент бывает небезопасным.

Желание каждого учителя — привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает познавательный интерес учащихся.

Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствует правильно организованная внеурочная деятельность.

Помните, что и у нас педагогов и у наших детей шанс узнать что-то новое и уникальное остается всегда!


Литература

Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6
Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.
Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.
Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента в школе – М.: Просвещение, 1975.
Кирюшкин Д.М. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении – М.: Изд-во АПН, 1980.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Мощанский В.Н. О педагогических идеях Альберта Эйнштейна (к 100-летию со дня рождения) – Советская педагогика, 1979, № 10
Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.
Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии – М.: Просвещение, 1970.
Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.Н. Демонстрационный эксперимент по химии – М.: Просвещение, 1978.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.


http: // experiment.edu.ru
http: // him.1september.ru
http: // fcior.edu.ru
http: // www.shkola.edu.ru
http: // school-collection.edu.ru
http: // www.uroki.ru
http: // experiment.edu.ru
http: // him.1september.ru
http: // fcior.edu.ru

Сохранить у себя:
Перспективы естественнонаучной направленности во внеурочной деятельности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки