«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ АЛФАВИТУ» Богачева Татьяна Валерьевна МБОУ СШ №82? учитель английского языка города Архангельска Аннотация Одним из любимейших занятий у детей является игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, приобретает новые знания, поэтому многие психологи и педагоги советуют использовать игровые приемы в работе с младшими школьниками. Принимая участие в играх, дети учатся не только общению со сверстниками, но и развивают основные психические процессы такие как: речь, мышление, память и внимание, которые необходимы для успешного изучения иностранного языка. Изучение любого языка всегда начинается с алфавита. Сразу запомнить 26 букв учащимся сложно, поэтому процесс изучения алфавита нужно сделать максимально простым. Успех в изучении первого важного раздела в английском языке зависит не только от ученика, но и от учителя. Учитель должен выбрать из множества методик подходящую, отвечающую стандарту ФГОС, чтобы процесс изучения английского алфавита стал интересным и увлекательным. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных методик является - игра. Игровые технологии часто применяются для обучения младших школьников. Игры, используемые на уроках английского языка, должны быть увлекательными и несложными, чтобы ученики сразу смогли включиться в работу. На практике доказано, что во время игры учащиеся лучше усваивают учебный материал (например, алфавит, цифры, новую лексику и некоторые грамматические темы). Кроме того, различные тематические игры способствуют изучению нового материала и повторению ранее изученных тем. Еще одним преимуществом игровых технологий является то, что в процессе их использования реализуются основные задачи: 1) развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления; 2) образовательная: повторение и закрепление ранее изученных букв английского алфавита; 3) воспитательная: знакомство учащихся с английским языком; Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 4 Работая над созданием тематических игр, учитель должен учитывать несколько условий, а именно: 1) доступность, чтобы каждый учащийся был вовлечен в учебную деятельность; 2) универсальность, т.е. использование игр на разных этапах урока (например, в качестве фонетической разминки или для закрепления пройденного материала); 3) направленность, игры должны быть разработаны с учетом основных ЗУН, в частности, при изучении алфавита необходимо задействовать речевые и графические умения; 4) временные рамки – игры не должны превышать 10 минут, так как основной задачей учителя является учение, а не развлечение учеников; В своей практике я использовала несколько эффективных игр («Magic bag» или «Волшебный мешочек», «Посчитай-ка» и «Отгадай-ка»), которые в короткие сроки помогли моим ученикам освоить английский алфавит. Первая игра – это игра «Magic bag» или «Волшебный мешочек». Она проста и не совсем затратная. Для нее нужен небольшой мешочек и набор из 26 букв на магнитах. Учитель кладет буквы в мешочек и выбирает одного ведущего из присутствующих учеников. Ведущий перемешивает буквы в мешочке и потом по одной вешает их на доску, а остальные учащиеся должны хором назвать её. Игра заканчивается, когда в мешочке не останется ни одной буквы. Вторая игра - «Посчитай-ка». Для этой игры необходимо использовать плакат «Английский алфавит», который вешается на доску. Затем учитель в разном порядке называет учащимся цифры от 1 до 26, а ученики должны назвать букву, которая скрывается под цифрой. Например, 18 – «R», 7 – «G», 21 – «U». Важно, чтобы плакат с алфавитом находился перед глазами учеников, поскольку им необходимо внимательно посчитать буквы. Игра заканчивается, когда названа последняя цифра и буква. Представленные выше игры рассчитаны на устное повторение пройденного материала, но знание алфавита на память – это частичный успех, так как младшие школьники должны овладеть и графическими навыками. Работая с разными классами, я неоднократно сталкивалась с проблемой правильного написания английских букв. Мои ученики допускали не только типичные ошибки (например, путали строчные буквы «b» и «d», неправильно писали заглавную «N» и т.д.), но и не могли соотносить фонетическое звучание и графическое написание английских букв. Для тренировки графических навыков в своей работе я применяла различные приемы, в том числе и игровые (игра «Угадай-ка»). Эта игра тоже является простой и не занимает много времени. Перед началом Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 5 игры учитель пишет на доске имена присутствующих ребят, а затем выбирает ведущего и дает ему карточки с алфавитом. Ведущий вызывает кого-то из своих одноклассников и просит написать заглавную и строчную букву, которая указана на карточке. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Если ученик допускает ошибку, то его одноклассники могут ее исправить и получить за правильный ответ 0.5 балла. В конце игры ведущий с помощью учителя подсчитывает баллы и определяет победителя. Знатокам алфавита (учащимся с большим количеством баллов) ставятся оценки в журнал. Таким образом, представленные выше игры способствуют более эффективному изучению английского алфавита. В процессе таких игр у учащихся активизируются все познавательные процессы: развивается внимание, память, мышление. Еще одним преимуществом этих игр является то, что они помогают снять усталость у учащихся, так как меняется форма работы на уроке. А самое главное, использование игр на уроках английского языка всегда дает хорошие результаты: второклассники лучше усваивают учебный материал и у них появляется интерес к новому школьному предмету.