Окружающий мир (3-й класс)
Урок 25.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Пернатые изобретатели
Цели:
– Ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
Оборудование: иллюстрации птиц, чучело птицы, набор перьев, модели самолетов из бумаги и картона, плакат «Пернатые изобретатели» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| 3 3 – У меня на столе несколько самолётиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона). Как вы думаете, каким должен быть самолёт, чтобы хорошо летал? Давайте проверим. Пробуют запустить самолётики, выбирают те, которые дальше и выше летают. – Из представленных животных выбери животное, которое летает быстрее, выше и дальше остальных. (Рисунки бабочки, летучей мыши, птицы, стрекозы). (Это птицы.) – О каких организмах сегодня пойдёт речь? (О птицах.) – Над каким вопросом мы будем сегодня работать? Как же птицы смогли достичь таких результатов? – Давайте разбираться. Вопросы на с. 104. Составляется план. План (примерный) 3
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| 4 3 6 2 3 Беседа. – Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать рисунки птиц: страус, пингвин, ворона, сова; можно добавить рисунки змеи, лягушки). (Тело должно быть компактное, обтекаемое – без резких границ.) – Какой должен быть скелет? Воздух лёгкий или тяжёлый? Можно ли его использовать для облегчения веса скелета и в целом тела? (Скелет должен быть лёгкий, но прочный. У птиц кости полые, наполнены воздухом.) Демонстрация: если кости будут устроены вот так, как несколько листков бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие, лёгкие? А если они будут устроены так (один лист бумаги скрутить трубкой и показать)? Такие кости будут крепкие, лёгкие? – Какие кости у птиц? – Есть ли у птиц зубы? (Зубов у птиц нет – лёгкий клюв.) – Как вы думаете, а как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать? (Мышцы должны быть хорошо развиты, от них зависит, как полетит птица.) – Какой покров у птиц? Перья помогают птицам летать? Какие они? – Давайте проведём небольшое исследование. Посмотрите сквозь опахало пера. Какое оно? Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверх-вниз. Что ощущаете? Какова роль перьев? (Перья птиц лёгкие, прочные, упругие, тёплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полёта.) – Какие передние конечности у птиц? Какие бывают крылья у птиц? (Рисунки птиц: воробей, орёл, ласточка.) (Передняя конечность – крыло. Крылья бывают маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит скорость полёта птиц, наверно, какой полёт птиц. Главное, что крылья дают возможность птицам летать.) – Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где её добыть? Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во время полёта. (Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные расстояния, бывает, что и далеко. Энергию они получают с пищей, поэтому много едят.) – Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце), чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами? (Она должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая.) – Благодаря работе сердца и лёгких обмен веществ у птиц идёт очень быстро. Как вы думаете, какая температура тела птиц? (Температура тела у птиц высокая.) – Давайте подведём итог нашим рассуждениям. Почему птицы могут летать? Составьте рассказ, используя ключевые слова урока (выделены цветом). – Как размножаются птицы? Заботятся ли они о своих потомках? Как? Составь план рассказа «Как птицы заботятся о своём потомстве?», используй текст на с. 106. (Птицы размножаются, откладывая яйца и насиживая их. Представляют свои работы.) – А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия? Впадают ли в спячку с наступлением зимы, как это делают пресмыкающиеся? (Нет. Птицы теплокровные, и они приспособились переживать суровые условия зимы: им помогает перьевой покров. Но вот пищи не хватает, поэтому некоторые улетают на зиму в тёплые края, где есть пища.) – Да, таких птиц называют перелётными. А те, которые остаются, оседлые. Как нам им помочь в трудное время? (Мы можем построить кормушки и подкармливать их.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 2 3 1 1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 107. – Задания на с. 108–109. – Задания из рабочей тетради на выбор. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание.
| Чтение текста темы 24, задание на выбор из рабочей тетради. |
|
V. Итог урока. | 4 – Какие приспособления птиц использует человек в своем хозяйстве? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
|
|
© ООО «Баласс», 2013