Пернатые изобретатели

урок по окружающему миру в 3 класса урок разработам с учетом ФГОС

Содержимое разработки

Окружающий мир (3-й класс)


Урок 25.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема: Пернатые изобретатели

Цели:

– Ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.

Оборудование: иллюстрации птиц, чучело птицы, набор перьев, модели самолетов из бумаги и картона, плакат «Пернатые изобретатели» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


3 3

У меня на столе несколько самолётиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона). Как вы думаете, каким должен быть самолёт, чтобы хорошо летал? Давайте проверим.

Пробуют запустить самолётики, выбирают те, которые дальше и выше летают.

Из представленных животных выбери животное, которое летает быстрее, выше и дальше остальных. (Рисунки бабочки, летучей мыши, птицы, стрекозы). (Это птицы.)

О каких организмах сегодня пойдёт речь? (О птицах.)

Над каким вопросом мы будем сегодня работать?

Как же птицы смогли достичь таких результатов?


Давайте разбираться.

Вопросы на с. 104.

Составляется план.

План (примерный) 3


– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


4 3 6 2 3

Беседа.

Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать рисунки птиц: страус, пингвин, ворона, сова; можно добавить рисунки змеи, лягушки).

(Тело должно быть компактное, обтекаемое без резких границ.)

– Какой должен быть скелет? Воздух лёгкий или тяжёлый? Можно ли его использовать для облегчения веса скелета и в целом тела? (Скелет должен быть лёгкий, но прочный. У птиц кости полые, наполнены воздухом.)

Демонстрация: если кости будут устроены вот так, как несколько листков бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие, лёгкие? А если они будут устроены так (один лист бумаги скрутить трубкой и показать)? Такие кости будут крепкие, лёгкие?

– Какие кости у птиц?

– Есть ли у птиц зубы? (Зубов у птиц нет – лёгкий клюв.)

– Как вы думаете, а как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать? (Мышцы должны быть хорошо развиты, от них зависит, как полетит птица.)

– Какой покров у птиц? Перья помогают птицам летать? Какие они?


– Давайте проведём небольшое исследование. Посмотрите сквозь опахало пера. Какое оно? Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверх-вниз. Что ощущаете? Какова роль перьев? (Перья птиц лёгкие, прочные, упругие, тёплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полёта.)

– Какие передние конечности у птиц? Какие бывают крылья у птиц? (Рисунки птиц: воробей, орёл, ласточка.) (Передняя конечность – крыло. Крылья бывают маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит скорость полёта птиц, наверно, какой полёт птиц. Главное, что крылья дают возможность птицам летать.)

– Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где её добыть? Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во время полёта. (Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные расстояния, бывает, что и далеко. Энергию они получают с пищей, поэтому много едят.)

– Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце), чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами? (Она должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая.)

– Благодаря работе сердца и лёгких обмен веществ у птиц идёт очень быстро. Как вы думаете, какая температура тела птиц? (Температура тела у птиц высокая.)

– Давайте подведём итог нашим рассуждениям. Почему птицы могут летать? Составьте рассказ, используя ключевые слова урока (выделены цветом).

– Как размножаются птицы? Заботятся ли они о своих потомках? Как? Составь план рассказа «Как птицы заботятся о своём потомстве?», используй текст на с. 106. (Птицы размножаются, откладывая яйца и насиживая их. Представляют свои работы.)

– А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия? Впадают ли в спячку с наступлением зимы, как это делают пресмыкающиеся? (Нет. Птицы теплокровные, и они приспособились переживать суровые условия зимы: им помогает перьевой покров. Но вот пищи не хватает, поэтому некоторые улетают на зиму в тёплые края, где есть пища.)

– Да, таких птиц называют перелётными. А те, которые остаются, оседлые. Как нам им помочь в трудное время? (Мы можем построить кормушки и подкармливать их.)

Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 107.

Задания на с. 108–109.

– Задания из рабочей тетради на выбор.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ


ΙV. Домашнее задание.



Чтение текста темы 24, задание на выбор из рабочей тетради.




V. Итог урока.

4

– Какие приспособления птиц использует человек в своем хозяйстве?


– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?





© ООО «Баласс», 2013

Сохранить у себя:
Пернатые изобретатели

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки