МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Республиканский конкурс «Исследовательский старт»
Номинация «Краеведение»
Перекопский Вал - Ворота Крыма.
| Подготовила : Рожкова Екатерина Александровна, ученица 5 класса МБОУ «СОШ № 5» г.Красноперекопска
Руководитель: Снежко Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования
|
г. Красноперекопск – 2020
Оглавление
Введение 3
I.Архитектурное сооружение «Перекопский ров с валом» 5
II. Древняя система укреплений на Перекопском перешейке 5
III. Крепость Ор-Капу 8
IV. Перекопский ров с валом в ХХ- XXI векax 13 Заключение 16
Литература 17
Приложения 18
Введение
Перекопский вал и крепость Ор-Капу Крымский полуостров-это уникальное место, «жемчужина» России. Каждый его уголок хранит в себе какие-то тайны…Здесь переплелись эпохи… Приоткрывая для себя странички истории и культуры полуострова,нам становятся дороже и ближе места где мы живём.
Знакомство с историей родного края позволяет понять самобытности культуры и особенностей природы Крыма во взаимосвязи с историей и культурой России.
О вытянутых земляных укреплениях - валах - в Европе известно очень давно. Они упоминаются в многочисленных, не связанных между собой, источниках. О них писали древние путешественники, историки и географы еще до нашей эры. Системы валов просматриваются в современных: Болгарии, Румынии, Молдове, Польше, Сербии, Германии и других государствах. Но происхождение многих из них до сих пор остается загадкой. Известно, что ими пользовались древние греки и римляне, скифы и даки, готы и славяне. Но вот возводили ли они эти фортификационные сооружения или укрепляли уже существующие - по этому поводу исторические сведения даются довольно расплывчато. Возможно, валы первоначально задумывались не как оборонительные сооружения. И, может быть, вообще имели лишь косвенное отношение к военным действиям. Но эта тема - поле исследований и гипотез альтернативных историков.
Среди всех этих гигантов есть небольшие по своей протяженности и несложные по системе разветвлений, но не менее легендарные земляные укрепления.
В этой работе мы познакомимся с одной из допримечатеьностей Северного Крыма, малоизестным архитектурным памятником- Перекопским рвом с валом. По исторической и стратегической значимости своего расположения; по ожесточенности битв и количеству пролитой крови; по многочисленности хозяев и работ по его укреплению в течение как минимум двух тысячелетий, - сложно найти сооружение, сравнимое с Перекопским валом расположенном на одноименном перешейке.
I.Архитектурное сооружение «Перекопский ров с валом»
Перекопский (Турецкий) вал имели возможность видеть все, кто въезжал в Крым с севера. Ддлину вал имеет - всего около 8,5 км. Тем не менее, возможно, он был в свое время границей между цивилизацией и дикими кочевниками (или наоборот); а позже - границей между двумя мирами: христианским и исламским.
Перекопский вал часто появлялся на исторической арене, однако при этом умудрился сохранить множество тайн, в том числе и опасных. Перекопский вал также интересен тем, что он - один из немногих древних валов, имеющих рядом, на всем своем протяжении, четко выраженный ров (о происхождении и функциях которого тоже высказываются многочисленные гипотезы). Поэтому многие историки, археологи и краеведы, изучавшие эту территорию, называют сооружение "Перекопский ров с валом".
Известный крымский археолог А.А. Щепинский включал Перекопский ров с валом в список десяти лучших памятников археологии Крыма. О стратегическом значении сооружения говорит тот факт, что оно даже указано на топографических картах (масштаб 1:100000). И, наконец, по одной из гипотез, название Крымский полуостров получил благодаря Перекопскому перешейку и сооружению на нем: тюркское слово "qirim" означает "ров".
II. Древняя система укреплений на Перекопском перешейке
Существует две основных версии относительно времени происхождения Перекопского рва с валом. По одной из них, вал соорудили киммерийцы за несколько веков до нашей эры, опасаясь экспансии скифов. В V веке до н. э. о рве с валом в Крыму упоминает Геродот, но точно локализовать местность, на которой он находился, по этому источнику очень сложно. Также следует учитывать, что в те времена уровень Черного моря был на несколько метров ниже современного, Азовское море было меньше и называлось Меотийским озером, а Сиваша вообще не существовало. А значит, не было Перекопского перешейка, и значительно уменьшалась целесообразность строительства такой линии оборонных сооружений. К тому же киммерийцы не имели мощного государственного образования, без которого было бы тяжело возвести такое сложное для тех времен сооружение.
По второй версии (с наименьшим количеством "но") Перекопский вал обязан своим существованием скифам, которые имели во ІІ в до н.э. сильное государство (при царях Скилуре и Полаке). Также в то время уже существовал Перекопский перешеек. Создание оборонной линии связывают с появлением в Северном Причерноморье сарматов. Однако о войнах между скифами и сарматами ничего не известно, поэтому цель человеческих, технических и экономических затрат на строительство такого мощного сооружения выглядит не совсем ясной.
Есть также вероятность, что к воздвижению Перекопского вала имеют отношение древние греки, сначала создававшие города-колонии, а позже и государства. В Крыму самыми сильными были Херсонес и Боспорское царство (справедливости ради надо отметить, что в Боспорском царстве далеко не на последних ролях были и скифы, а позже сарматы, готы, аланы). Боспорское царство, расположенное на Керченском полуострове со столицей Пантикапей (район Керчи), не раз укрепляло свои границы системами земляных валов (опять же оговорка: возможно, не создавались новые, а обновлялись старые, киммерийские). Хотя граница царства до Перекопского перешейка вроде бы не доходила, подобную практику они могли применить и здесь.
Особенно правдоподобно выглядит эта версия, если допустить, что верны догадки исследователей о существовании тут греческого торгового города Тафрос и канала от Меотийского озера (Азовского моря или озера Бургес (Бугес) - нынешнего Сиваша) до Каркинитского залива Черного моря. Об этом свидетельствовал еще в І в н.э. Плиний Младший, потом средневековые карты, а теперь - некоторые современные историки и краеведы. Канал, скорее всего, служил коротким торговым путем из Боспорского царства в Ольвию, а город Тафрос, если он существовал, - перевалочным пунктом на этом пути.
Исследователи, которые допускают существование канала, разделяются на две группы. Одни считают, что он мог проходить по рву, сохранившемуся и сейчас с северной стороны вала, другие придерживаются мнения, что канал был проложен в нескольких километрах южнее вала, что подтверждают некоторые понижения в рельефе и карты ХVІІ-ХІХ вв. Есть и такие исследователи (например, Л.Кружко), которые предполагают, что тут проходило русло высохшей степной реки. Если принять во внимание вторую или третью версию, то вал могли соорудить для охраны торгового пути через канал (или естественную реку, возможно, искусственно углубленную) от грабительских нападений кочевников с севера, а город Тафрос мог выполнять функции и перевалочного торгового пункта, и крепости.
К созданию Перекопского рва с валом могла приложить руку и Римская империя, которая несколько раз присоединяла и брала под свое покровительство как Херсонес, так и Боспорское царство. К тому же древние римляне тоже имели опыт строительства подобных сооружений вдоль своих границ, например, в бассейне Дуная или между Англией и Шотландией (хотя и факт, что римляне их строили, а не использовали уже существующие, тоже стопроцентно не доказан). При участии римлян в І в до н.э. возводились укрепления в Крыму и на соседнем Таманском полуострове.
Путаницы добавляют готские (позже германские) историки и летописцы, приписывающие создание многих систем валов на территории нынешней Украины (в том числе и в Крыму) готам. Этими источниками с удовольствием пользовались фашистские идеологи, обосновывая претензии на указанную территорию.
Но с гораздо большей долей вероятности можно сказать, что во времена Византийской империи (а точнее, в Х в) канала уже не было, а вал утратил фортификационное значение и зарос. Утратил, чтобы вновь его вернуть через несколько столетий.
III. Крепость Ор-Капу
В середине ХV в было образовано Крымское ханство, основателем которого, предположительно, при помощи княжества Литовского, стал Хаджи Гирей. Его сын, Менгли Гирей, не смог удержать власть династии Гиреев, и был изгнан ханом Большой Орды Ахматом. Однако в 1475 году, при помощи Оттоманской Порты, разгромившей генуэзскую Кафу и княжество Феодоро, он вернул ханство. За турецкую поддержку пришлось заплатить: Крымское ханство попало в зависимость от Оттоманской Порты, которая в 1476 г еще и отстранила Менгли Гирея с завоеванного места в пользу династии Большой Орды. Но он в третий раз, в 1478 году, вернулся к власти. При нем в Крыму и на прилегающих территориях развернулось строительство новых и укрепление старых оборонительных сооружений. Эти масштабные работы затронули и забытый Перекопский вал. Здесь они производились в течение всего существования Крымского ханства до ХVIII в. Результатом стало возведение крепости Ор-Капу ( Прилож 1) и восьмикилометровой линии укреплений от Каркинитского залива до Сиваша (по некоторым сведениям, позднее ее продолжили через Сиваш и полуостров Литовский). В работах участвовали мастера покоренных турками Кафы и Мангупа, которых прислал султан Баязед.
В 1500 и 1501 гг хан Большой Орды Ших-Ахмет дважды пытался вторгнуться в Крым через Перекопский перешеек, но не смог. Возможно, эти трудности не в последнюю очередь были связаны с восстановлением старых и возведением новых оборонительных сооружений на перешейке. В 1502 году войска Крымского ханства и Ногайской Орды нанесли контрудар и в устье р. Сулы разгромили армию Ших-Ахмета, после чего Большая Орда, преемница Золотой Орды, перестала существовать.
Перекопский перешеек и линия обороны на нем имели важное стратегическое значение, причем не только для Крымского ханства, но и для всей территории, попадающей в сферу влияния Османской империи (Оттоманской Порты). Поэтому в крепости Ор-Капу, помимо татарских солдат, постоянно находился турецкий гарнизон, состоявший из янычар. Во время боевых действий в этом районе крепость становилась резиденцией крымского хана, а из Кафы прибывал турецкий калга-султан. Перед походами на север тут собирались и перераспределялись татарские войска. Комендант Ор-Капу - ор-бей, который должен был быть представителем рода Гиреев, занимал четвертую ступень в иерархической лестнице Крымского ханства после калга-султана (преемника хана), нуреддин-султана (второго наследника) и султанов (принцев из рода Гиреев). И только после него располагались визир, глава духовенства, министры и беи.
Ор-Капу - турецкое название, татары же называли крепость Ферх-Кермен, а славянские народы - Перекоп. Располагалась она в нескольких сотнях метров на восток от современной асфальтной дороги Армянск-Чаплинка. Сложные системы земляных валов и холмов просматриваются на этом месте и сейчас.
Ор-Капу несколько раз разрушалась, не последнюю роль в этом сыграли и запорожские казаки. Крепость татары снова восстанавливали, производя при этом те или иные изменения. Самые тяжелые удары Перекопская линия обороны получила в ходе русско-турецких войн ХVIII в, в которых непосредственное участие принимало Крымское ханство: и как вассал Османской империи, и как важный объект расширения сферы влияния (а по возможности и территории) Российской империи. В 1736 г российские войска взяли штурмом Перекопский вал и крепость. При этом произошло событие, повлиявшее на судьбу 14-летнего Василия Михайловича Долгорукова (доблестную) и, возможно, всего Крымского ханства (печальную).
Древний княжеский род Долгоруковых, насчитывающий в своей истории бояр, воевод, генералов, сенаторов, послов, министра и генерал-фельдмаршала, с началом царствования в 1730-м году императрицы Анны Иоанновны попал в опалу. Это произошло по причине интриг, связанных с попыткой при помощи поддельного завещания Петра ІІ поднять род Долгоруковых на престол. К тому же Алексей Григорьевич Долгоруков, один из главных участников "аферы", был единственным членом верховного тайного совета, который после смерти Петра ІІ подал голос против избрания на царство Анны Иоанновны. Некоторые представители рода были казнены, другие - лишены званий, постов, имущества и высланы.
Василию Михайловичу Долгорукову, родившемуся в 1722 году, было запрещено учиться, а также предписывалось пожизненно служить рядовым. В 1936 году Василий Долгоруков состоял драгуном в Троицком полку армии Б.Миниха, выступившей в поход на Крым.
Перекопская линия обороны состояла из пятнадцатикилометрового рва глубиной 10 м, восьмикилометрового вала (высота от дна рва 20 м), а также крепости Ор-Капу. Вдоль вала возвышалось шесть бастионов (по разным источникам от четырех до семи), в том числе на берегах Каркинитского залива на западе (башня частично сохранилась до нашего времени) и Сиваша на востоке. Северная сторона вала и, как продолжение, южная сторона рва были обнесены по всей своей длине камнем. Крепость и ворота располагались ближе к Сивашу. Ворота имели подъемный мост через ров. Камень для строительства доставлялся с Тарханкутского полуострова (Западный Крым) сначала морем, а к самому месту работ - подводами. Турецкий гарнизон имел две тысячи янычар и 184 орудия. Южнее укреплений стояла армия крымского хана Каплан Гирея, насчитывающая до 100 тыс. солдат.
Перед штурмом Перекопа в мае 1736 г от имени Миниха войска были извещены о том, что первый солдат, поднявшийся на вал, будет произведен в офицеры. Таким солдатом и оказался юный Василий Долгоруков. После взятия крепости ему присвоили звание прапорщика. Б.Миних, когда узнал, что новоиспеченный прапорщик - представитель опального рода, отказался отменять свой приказ. С этого момента началась блестящая военная карьера Василия Михайловича Долгорукова.
В середине ХVIII в, после окончания русско-турецкой войны и возвращения татар на Перекоп, крепость была заново отстроена и укреплена двумя линиями валов, несколькими бастионами, шестиугольным кавальером. Из внешнего северо-восточного бастиона шел подземный ход (Прилож. 4, 5).
Внутри крепости размещалось некое подобие замка с казармами, мечетью, колодцами, пороховым погребом и т.д. На каменных участках всей линии обороны были высечены различные фигуры. Об этом можно судить из различных свидетельств ХVІІІ-ХІХ вв. Например, над воротами имелось изображение совы, а на западном бастионе у Перекопского залива были высечены фигуры сирены с раковиной в руке, лающей собаки и др.
Перекопский перешеек был не только важнейшим военно-стратегическим объектом. Перекопские ворота имели большое значение в отношении торговли. Через них проходил главный сухопутный торговый путь в Крым, разветвляющийся севернее на важные купеческие дороги для Польши и Российской империи. Сюда же вел и легендарный Чумацкий Шлях. Перекопские ворота выполняли функции таможенного поста. Въезд в Крым или обратный выезд производились только по особому разрешению. Перед воротами часто простаивали торговые караваны и посольские миссии в ожидании пропуска. Рядом с валом возникали поселения, главными составляющими которых были базары и заведения "сферы обслуживания" для многочисленных путников: бани, караван-сараи и т.п. Жителями таких селений были, в основном, татары-мусульмане и христиане в лице греков и армян. До наших дней сохранились два населенных пункта, ставших "последователями" описанных посадов: город Армянск (Армянский Базар) и небольшое село Перекоп (располагается сейчас на окраине бывшего, по всей видимости, самого крупного здешнего посада, а позже - уездного города Перекоп).
Главными товарами тут были рабы и соль. Именно через Перекопские ворота прошли сотни тысяч (если не миллионы) пленников, захваченных татарами во время многочисленных набегов на территории нынешних Украины, Польши, Беларуси и России. Большая часть из них далее переправлялась в Кафу (Феодосию) - на один из крупнейших невольничьих рынков Европы. Также, буквально в нескольких километрах на юго-запад, из озер "Перекопской группы", в больших количествах добывалась соль - одна из лучших в Европе. За ней стекались многочисленные купеческие и чумацкие караваны (подробнее о добыче соли, Перекопских посадах и возникновении Армянска см. в статье "Северный Крым. Обратная сторона крымской медали"). Однако такая оживленная торговля была возможна только в довольно редкие мирные годы. Османская империя, от которой сильно зависело Крымское ханство, была заинтересована в постоянных военных походах на север, что полностью убивало все попытки местного руководства делать шаги в сторону улучшения и оживления торговли.
В 1768 году началась очередная русско-турецкая война. Василий Михайлович Долгоруков вернулся в Крым в июне 1771 года уже в качестве командующего российской армией и захватил Перекопскую линию укреплений с крепостью. В течение двух месяцев армия Долгорукова при поддержке российского азовского флота заняла весь Крым. В августе того же года Долгоруков был награжден высшим военным дворянским орденом - св. Георгия - и приставку к фамилии "Крымский". Это был пик карьеры Василия Михайловича Долгорукова-Крымского и закат истории Крымского ханства. В 1772-м году ханство официально перешло под покровительство Российской империи, а в 1783-м году перестало существовать, войдя в состав России.
Таким образом, Крымское ханство под турецким покровительством просуществовало три столетия, а под покровительство Российской империи продержалось чуть больше 10 лет.
В 1784 году крепость, теперь уже именуемая Перекопской, была снова укреплена. В ней стоял русский гарнизон солдат. Однако после еще одной русско-турецкой войны 1806-1812 гг Перекопская линия укреплений утратила свое значение. В 1826 году она была отнесена к крепостям 3-го класса, а в 1835 году - упразднена и передана городским властям Перекопа. По причине отсутствия в этой местности камня, жители окрестных населенных пунктов разбирали стены, добывая себе строительные материалы. По воспоминаниям старожилов, евреи даже устраивали в стенах рва печи для обжига здесь же добываемого камня, после чего продавали его. К концу ХІХ в каменных укреплений практически не осталось, а крепость была полностью разобрана. Местное управление на эти действия смотрело сквозь пальцы. Не проявляли особого интереса к этому древнему сооружению и специалисты.
IV. Перекопский ров с валом в ХХ- XXI векax
Во время гражданской войны за овладение перешейком было проведено немало кровопролитных боёв, в которых участвовали немецкая армия, деникинцы и красногвардейцы. После отступления Добровольческой армии на юг и сложения полномочий командующего А.Деникина в пользу П.Врангеля, по Перекопскому перешейку проходила граница между "советской" и "белой" Россией (не путать с Беларусью). В начале 1920г большая часть Красной Армии была переброшена на войну с Польшей, поэтому в Северной Таврии наступило затишье.
Перекопская линия обороны (а также Чонгайская и чуть южнее Ишуньская) все это время усиленно укреплялась с помощью английских и французских инженеров. Турецкий вал и ров (Прилож.2) были восстановлены. Вал прикрывался тремя линиями окопов и колючей проволоки. Оборонная линия поддерживалась 70 орудиями и 150 пулеметами, а также огнем военных кораблей союзников, стоявших в Каркинитском заливе. В советской истории Перекопские укрепления 1920-го года показываются неприступными, а армия Врангеля - отлично экипированной на деньги европейских держав и усиленной за счет западной военной техники. На самом деле дипломатические отношения с союзниками были довольно сложными, а в белогвардейских отрядах даже не хватало теплой одежды. Серьезные опасения Врангеля по поводу дееспособности своей армии подтверждает тот факт, что еще до ноябрьского наступления советских войск он отдал распоряжение подготовить план массовой эвакуации из Севастополя, Ялты, Керчи и Феодосии.
В ночь на 8 ноября 1920 года, при помощи местных проводников, начался переход воинских частей Красной Армии, под командованием М.В. Фрунзе и поддержке Блюхера , через Сиваш вброд на полуостров Литовский. Одновременно производился штурм Турецкого вала. Бойцов советское командование не жалело, бросая их по совершенно ровной степной поверхности под прицельный огонь. За один день погибло около 10 тысяч красногвардейцев. Однако цель была достигнута: вал был взят. Перекопские укрепления были прорваны 9 ноября, а уже 16 ноября Фрунзе, командующий Южным фронтом, докладывал о захвате Керчи и изгнании Врангеля из Крыма.
В 1920 году по распоряжению П.Врангеля для укрепления Перекопской линии обороны камнем разбирались полуразрушенные строения ближайших населенных пунктов. После окончания гражданской войны камень снова растащили (Прилож.3).
Во время Великой Отечественной войны Перекоп становился свидетелем ожесточенных боев еще дважды. Несмотря на работы по укреплению Перекопского перешейка в конце лета - начале осени 1941 г и ожесточенное сопротивление наступающим немецко-фашистским войскам Перекопский перешеек был захвачен армией немецкого военачальника Манштейна, линию обороны пришлось оставить более чем на два года. С прорыва немецких укреплений и захвата плацдарма на Перекопском перешейке началось долгое и тяжелое освобождение Крыма. Захват плацдарма произошел в ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года, а дальнейшее наступление советских войск на юг - только в апреле 1944-го. Крым был освобождён в 1944 году известным советским полководцем Толбухиным.
В настоящее время через Перекопский перешеек проходят две автодороги, соединяющие украинскую часть материка и Крымский полуостров, принадлежащий России. Обе дороги сливаются в одну магистраль в Армянске и после Красноперекопска вновь раздваиваются. Перешеек пересекает железнодорожная ветка из Херсона (Украина) в Джанкой (Россия, Крым) и известный своей непростой ситуацией со стороны Украины Крымский канал. С момента присоединения Крыма к Российской Федерации Перекопский перешеек обрел статус демаркационной линии или простыми словами стал границей между двумя соседствующими государствами - Россией и Украиной.
Заключение
Перекопские ров и вал являются уникальными историко-археологическими памятниками. Удачное географическое и военно-стратегическое расположение Перекопского перешейка привело к тому, что здесь был создан крупный средневековый рынок и целостная фортификационная система, включающая в себя разнообразие оборонительных объектов и сооружений.
Вблизи крепости Ор-Капу стоял город Перекоп. Пятью верстами южнее ещё в 17-ом веке процветал перевалочный торговый пункт, куда переселилась в 30-е годы 18-го века большая часть населения Перекопа, в большинстве своём армяне и греки, которые были очень притесняемы татарскими беями.
Во все исторические эпохи которые пережил Перекопский вал, он выполнял важное стратегическое значение, играл огромную роль как оборонительное сооружение. Крымская земля всегда вызывала к себе интерес своим бгатсвом, разнообразием, красотой… «Ворота Крыма» были под надёжной защитой .Поэтому бои и сражения, которые велись на этой территории, имели характер ожесточённых, кровопролитных…Немало жизней полягло за неё.
Организация Объединенных Наций включила Перекопский вал в перечень 10 наилучших памяток археологии Крымского полуострова.
Всё это делает перешеек интересным историкам, археологам, искусствоведам и простым людям, любящим свою землю, которые могут найти здесь много интересного и познавательного
Литература
Кружко Л.П. Армянск. Страницы истории . – Киев.: Таксон, 1999. Кружко Л.П. Сивашская епопея. – Симферополь: Таврия. – 2002.
Кружко Л. П.О соли, соляных озерах, Сиваше, купцах, чумаках и... многом другом. –Симферополь: Бизнес-Информ, 2006.
Кружко Л. П.Северные ворота Крыма. – Николаев:EUROPRESS, 2009.
Андреев А.Р. История Крыма- М: Белый волк,-2002
Приложения Приложение 1
Турецкая крепость Ор-Капу (Древний источник)
Приложение 2 Перекопский Ров
Приложение 3
Остаток крепости Ор-Капу
Приложение 4
Фрагмент стены крепости Ор-Капу со следами «чёрных» археологов Приложение 5
Сохранившийся бастион крепости Ор-Капу.
9