Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины на примере русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины на примере русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Содержимое разработки

Тема урока:

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины на примере русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Цель: Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.  Закрепить использовать различные способы рисования монотипии.

Задачи: Образовательные: формировать умение определять творческую индивидуальность художника в создании им образах природы. Познакомить с произведениями русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Развивающие: способствовать развитию творческой и познавательной активности, любознательности; умение находить ассоциативные связи между картинками и предметами.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: мультимедийное обеспечение (презентация с использованием работ И. И. Шишкина), аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин русских художников, художественные материалы (гуашь, кисти разных размеров, стакан для воды, стекло).

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Физкультминутка.

5. Практическая часть.

6. Закрепление знаний учащихся. Рефлексия

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационная часть.

Добрый день мои творческие друзья! Сегодня мы с вами погрузимся в мир природы, фантазии и воображения.

Процесс воображения свойственен только человеку. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас необычный урок рисования. Почему он необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте вместе с вами определи тему нашего урока из высказывания русского философа Ивана Александровича Ильина.

«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.» (ответы учеников).

Учитель: Сегодня мы с вами будем рисовать Родину и её великолепную природу.

А что для вас значит слово Родина? (ответы учеников)

Но у каждого из вас есть своя Малая Родина-тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина-небольшой посёлок или деревенька, для других-городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

3. Изучение нового материала.

Большое количество русских художников с огромным трепетом относились к природе, она буквально пленила их своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков и лучами солнца. Это величайшие пейзажисты России: Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский, Архип Иванович Куинджи, Виктор Иванович Васнецов и много других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. (просмотр картин знаменитых русских художников, вывешенных на доске).

У каждого великого живописца свой подчерк, поэтому и пейзажи у них разнообразны и оригинальны по-своему:

Но остановимся мы сегодня на великолепном русском живописце Иване Ивановиче Шишкине. Пожалуй, лучше всех он смог отобразить в своих произведениях мощь и торжественное величие русской природы.

(Просмотр презентации репродукций картин И.И.Шишкина)

Но остановимся мы сегодня, пожалуй, на одной. И это картина «Утро в сосновом лесу». Она скрывает в себе много загадок. Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом лесу» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

  В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

Утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

4. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

И начнём рисовать.

5. Практическая часть.

Сегодня мы свами будем работать в ранее изученном нами способе отображения своего творческого представления - монотипия. Представьте, что вы И.И.Шишкин и хотите отобразить всю красоту своей Родины. Что бы вы хотели нарисовать? (Ответы учеников)

Напоминаю этапы работы в технике монотипия:

1этап. На стекло наносим кляксы (пятна, линии) гуашевой краской с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от замысла. Используем разноцветные краски.

2этап. Накрываем влажным листом бумаги изображение на стекле.

3этап. Поднимаем листочек движением «на себя». А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Его можно дорисовать тонкой кистью.

6. Закрепление знаний учащихся. Рефлексия

Закончить фразу:

  1. Какой прием работы мы сегодня закрепили? (монотипия)

  2. Какие материалы мы использовали для этого? (стекло, краски, бумагу)

  3. Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?

7. Домашнее задание

Работа с карточками: Нужно определить по описанию картину и автора.





КАРТОЧКА №1

Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву.

Ответ №1 «Мокрый луг» Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №2

Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев, рассеяли туманную дымку, открыли сокровенную глубину соснового бора ранним утром. Некоторые элементы картины исполнены в соавторстве с художником Н.А. Савицким и стали неотъемлемыми органичными компонентами этого произведения.

Ответ №2 «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №3

 Полотно написано целиком с натуры. Привлекает внимание интенсивность света в картине. Интересно и выразительно изображены прозрачные тени сосновых деревьев. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.

Ответ №3 «Сосны, освещенные солнцем» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №4

В картине прозвучала мысль о неизбывных силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.

Ответ №4 «Сосновый бор» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №5

  Это величественный пейзаж – панорама. Здесь мы видим гармоничное соотношение земли и неба, мерные ритмы развития пространства в глубину, туда, где легкий туман постепенно скрадывает бесконечные дали.

Ответ № 5 «Лесные дали» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №6

Окутанный сумерками лес. Глубокого черного тона вода с золотисто лимонными отсветами последних лучей солнца. Пепельное вечернее небо. Вся эта сумеречная, с неожиданными контрастами гамма вызывает ощущение тревожной настороженности. Этот пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине.

Ответ №6 «У омута» И.И. Левитан

КАРТОЧКА №7

Кроме дороги, пересекающей равнину, и обобщенно написанной фигуры странницы, остановившейся перед придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Исхоженность и протяженность дороги подчеркивают протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней.

Ответ №7 «Владимирка» И.И. Левитан

КАРТОЧКА №8

Низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной.

Ответ №8 «Перед дождем» Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №9

Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и неустроенности русской жизни.  Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин. В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.

Ответ №9 «Оттепель» Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №10

 Не смотря на простоту сюжета, она отражает широкое содержание – это образ самой России, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия. Стена хлебов. Бесконечная дорога, высокое небо. Могучие сосны одиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне.

Ответ №10 «Рожь» И.И. Шишкин



Сохранить у себя:
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины на примере русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки