Педагогические секреты

Правила русского языка для большинства учащихся представляют трудность, они быстро забываются и, как следствие этого, происходит потеря интереса к уроку, к предмету. Происходит это потому, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила. Зато эта память очень яркая и образная. Поэтому, начиная с 5 класса, мы с учениками на уроках русского языка заводим отдельную тетрадь в 48 листов «Узелки на память», куда заносим все эффективные приёмы запоминания, которыми можно пользоваться на уроках, при индивидуальной работе со слабыми учениками.

Содержимое разработки

А я делаю так...

Правила русского языка для большинства учащихся представляют трудность, они быстро забываются и, как следствие этого, происходит потеря интереса к уроку, к предмету. Происходит это потому, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила. Зато эта память очень яркая и образная. Поэтому, начиная с 5 класса, мы с учениками на уроках русского языка заводим отдельную тетрадь в 48 листов «Узелки на память», куда заносим все эффективные приёмы запоминания, которыми можно пользоваться на уроках, при индивидуальной работе со слабыми учениками. Наша задача: трудное правило превратить в легкое и навсегда запомнить его с помощью придуманных ассоциаций. Это могут быть ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмизация, мнемонические фразы, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная» и др. Заполняем эту тетрадь разноцветными ручками и цветными карандашами. В ней всё должно быть ярко и выразительно. Правило, «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. 

Кроме этого, в «Узелках на память» мы записываем схемы грамматических разборов, таблицы пунктуации, план написания сочинения, ведём страничку орфоэпии и др.

Считаю, что такую тетрадку можно и нужно применять в учебной деятельности, так как записанные приёмы действительно помогают при запоминании и способствуют снижению количества ошибок. Однако всё это будет эффективно только в том случае, если ученик будет постоянно ежедневно тренировать свою память при помощи данной тетради не только на уроках, но и выполняя домашние задания. Моя практика показала ценность использования этой тетради и высокое качество результатов учащихся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.


Учитель русского языка и литературы

МБОУ Междуреченская СОШ

Кучевасова Татьяна Леонидовна.



Сохранить у себя:
Педагогические секреты

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки