Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№2 «Родничок»
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Подготовка воспитателей к работе по предупреждению и исправлению недостатков речи у детей»
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
Шевченко Наталья Евгеньевна
Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребёнка. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детском саду следует уделять большое внимание.
Одним из разделов по развитию речи является выработка правильного произношения звуков. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребёнку ещё до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Для осуществления этой задачи необходимо, чтобы все воспитатели включились в речевую работу в борьбе за чистую правильную речь детей.
Работа над звукопроизношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:
обследование речи и произношения ребёнка;
развитие правильной артикуляции;
закрепление правильного произношения в свободной речи;
развитие фонематического восприятия;
навыки звукового анализа предложения и слова.
В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
- слух и фонематическое восприятие;
- моторика речевого аппарата, т.к. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей значительные трудности, т.к. эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно ещё уметь наглядно показать ребёнку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умение достигается при тесной работе с логопедом и тренировкой перед зеркалом.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут. Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе даётся для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не даёт новых упражнений, а отрабатывает старый материал.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они видели лицо воспитателя.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение каждый ребёнок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:
- рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы;
- показывает его выполнение;
- упражнение выполняют дети;
- воспитатель проверяет правильность выполнения.
Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребёнку его достижения (« Видишь, Вова, твой язык уже научился быть широким»).
Закрепление правильного произношения.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание этих звуков.
Произношение шуток-чистоговорок проводится следующим образом. Воспитательница произносит чётко шутку-чистоговорку, например, ра,ра,ра – высокая гора. Затем её один раз повторяют вместе все дети, а после этого воспитательница вызывает 2-3 детей, которые только недавно усвоили произношение этого звука, но в речи ещё его не употребляет.
От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом служит набор картинок-слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Воспитательница вызывает ребёнка, предлагает взять картинку и назвать его. Она следит за тем, чтобы ребёнок говорил медленно, чётко и громко, правильно артикулируя звуки. Затем предлагает
ребёнку придумать предложение с этим словом. Например, рыба – рыба плавает в реке.
Для закрепления звуков в речи детям можно предложить вопросы, составленные так, что ответ требует включения слова на данный звук. Например: Где растут помидоры и огурцы? – Помидоры и огурцы растут в огороде( звук р). При этом необходимо добиваться, чтобы дети отвечали полными предложениями.
Для закрепления звука в речи даются также предложения, которые дети произносят в сочетании с действиями и с использованием игрушек. Например, для звуков с,з даются выражения « Я поставлю на стол», «Я возьму со стола».
Для закрепления звуков в речи даны рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входит много слов на данный звук. Воспитательница читает рассказ 2-3 раза. Затем предлагает ответить на вопросы, а после этого пересказать рассказ; также можно использовать сюжетные картинки и речевые игры. Во время речевых игр следует строго следить за тем, чтобы дети говорили чётко и громко.
Индивидуальные занятия с детьми можно проводить в утренние часы до завтрака, во время свободных игр, летом – во время пребывания детей и проводит с ними занятия(5-10мин.) Занятия можно проводить с 2-3 детьми с одинаковыми дефектами произношения. Индивидуальные занятия желательно проводить ежедневно, но не реже 2-3 раз в неделю. Проведение логопедических коррекционных занятий от случая к случаю не даёт никаких результатов.