ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку,задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полныеответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказомпрочитаннойсказки.
Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогаетсоставление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположениякоторыхпредставляетсобойчеткийпланрассказа,непозволяющийотклонитьсявсторонуотосновнойнитиповествования.
Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с нимивпроцессерассматриванияемузадаютсявопросыпоее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особойсложности.
Дляупражненийврассказыванииможноиспользоватьследующее:
- пересказпрочитаннойвзрослымсказкиилирассказа,просмотренногомультфильма.
- Рассказособытияхпрошедшегодня,обинтереснойпрогулке,обэкскурсии.
- Закачиваниеначатоговзрослымрассказа(ачтобудетдальше?).
- Составлениерассказапо известномуемуконцу(чтобыло до этого?).
Всеэтисистематические
Упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдениюопределенныхправилприпостроениирассказа,кпоследовательномуизложениюмыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, чторассказсчего-тоначинаетсяичем-тозаканчивается.Именноэтоиважнодляответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный илогичныйпересказучебногоматериала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№2 «Родничок»
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Формированиесвязныхвысказыванийудошкольников»
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
Шевченко Наталья Евгеньевна
Октябрь
2024
Владениесвязнойречьюявляетсянеобходимойпредпосылкойдлятого,
чтобыребенокмоговладетьнетолькограмотой,ноиписьменнойречью,каксредствомобщения.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие изнескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человекусистематично ипоследовательно излагатьсвоимысли.
Связная речь начинает развиваться у детей только после трех лет, когдавозникаетпотребностьвнейипоявляются необходимые предпосылкидляовладения
ею.Необходимостьвпередачедругимлюдямкаких-тособственныхмыслейпоявляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка.Активное развитие связнойречиразвиваетсявпериод4-5лет, когда впроцессе
усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функцияречи. В это время ребенокуже владеет достаточно большим словарным запасом иосновнымиграмматическиминормамиязыка,чтопозволяетемуправильностроить предложения. Припостроении же связного высказывания требуется логическаясвязь между отдельными предложениями. Детямбываеттруднопроследитьпричинно-следственные связи междусобытиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5летнего ребенка нередкопредставляетсобойпростоенагромождениефраз.Не
закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новымсодержаниеминесвязаннуюспервой.Поэтомупонятьтакие«рассказы»трудно. Дляобучения связномурассказуможноиспользоватьрядвспомогательныхприемов.
Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-торассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличиивнутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начатьзаинтересованноочем-торасспрашиватьребенка, побуждаяегорассказатьокаком-
то интересном длянегособытии,об игре, опосещениизоопарка и т.п. Слушатьнужно внимательно, направляясбивчивый рассказребенка в нужное русло путемпостановкивопросов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Оченьхорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок и приучениеребенка,внимательноследитьзаразвитиемдействия.Так,например,ондолженнаучиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, что волксъелКрасную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навеститьбольную бабушку.
Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный