ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование связных высказываний у дошкольников»

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того,

чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Содержимое разработки

ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку,задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полныеответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказомпрочитаннойсказки.

Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогаетсоставление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположениякоторыхпредставляетсобойчеткийпланрассказа,непозволяющийотклонитьсявсторонуотосновнойнитиповествования.

Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с нимивпроцессерассматриванияемузадаютсявопросыпоее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особойсложности.

Дляупражненийврассказыванииможноиспользоватьследующее:

- пересказпрочитаннойвзрослымсказкиилирассказа,просмотренногомультфильма.

- Рассказособытияхпрошедшегодня,обинтереснойпрогулке,обэкскурсии.

- Закачиваниеначатоговзрослымрассказачтобудетдальше?).

- Составлениерассказапо известномуемуконцу(чтобыло до этого?).

Всеэтисистематические

Упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдениюопределенныхправилприпостроениирассказа,кпоследовательномуизложениюмыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, чторассказсчего-тоначинаетсяичем-тозаканчивается.Именноэтоиважнодляответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный илогичныйпересказучебногоматериала.









Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

2 «Родничок»

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Формированиесвязныхвысказыванийудошкольников»

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Шевченко Наталья Евгеньевна

Октябрь

2024





Владениесвязнойречьюявляетсянеобходимойпредпосылкойдлятого,

чтобыребенокмоговладетьнетолькограмотой,ноиписьменнойречью,каксредствомобщения.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие изнескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человекусистематично ипоследовательно излагатьсвоимысли.

Связная речь начинает развиваться у детей только после трех лет, когдавозникаетпотребностьвнейипоявляются необходимые предпосылкидляовладения

ею.Необходимостьвпередачедругимлюдямкаких-тособственныхмыслейпоявляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка.Активное развитие связнойречиразвиваетсявпериод4-5лет, когда впроцессе

усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функцияречи. В это время ребенокуже владеет достаточно большим словарным запасом иосновнымиграмматическиминормамиязыка,чтопозволяетемуправильностроить предложения. Припостроении же связного высказывания требуется логическаясвязь между отдельными предложениями. Детямбываеттруднопроследитьпричинно-следственные связи междусобытиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5летнего ребенка нередкопредставляетсобойпростоенагромождениефраз.Не

закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новымсодержаниеминесвязаннуюспервой.Поэтомупонятьтакие«рассказы»трудно. Дляобучения связномурассказуможноиспользоватьрядвспомогательныхприемов.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-торассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличиивнутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начатьзаинтересованноочем-торасспрашиватьребенка, побуждаяегорассказатьокаком-

то интересном длянегособытии,об игре, опосещениизоопарка и т.п. Слушатьнужно внимательно, направляясбивчивый рассказребенка в нужное русло путемпостановкивопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Оченьхорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок и приучениеребенка,внимательноследитьзаразвитиемдействия.Так,например,ондолженнаучиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, что волксъелКрасную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навеститьбольную бабушку.

Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный



Сохранить у себя:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование связных высказываний у дошкольников»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки