ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полные ответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.
Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклониться в сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа, просмотренного мультфильма.
- Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке, об экскурсии.
- Закачивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?).
- Составление рассказа по известному ему концу (что было до этого?).
Все эти систематические
Упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный и логичный пересказ учебного материала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№2 «Родничок»
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Формирование связных высказываний у дошкольников»
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
Шевченко Наталья Евгеньевна
Октябрь
2024
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того,
чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь начинает развиваться у детей только после трех лет, когда возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения
ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка. Активное развитие связной речи развивается в период 4-5 лет, когда в процессе
усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. В это время ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. При построении же связного высказывания требуется логическая связь между отдельными предложениями. Детям бывает трудно проследить причинно- следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4- 5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не
закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому понять такие «рассказы» трудно. Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приемов.
Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-
то интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка и т.п. Слушать нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок и приучение ребенка, внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен научиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, что волк съел Красную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.
Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный