Открытый урок «Регулировка теплового зазора в газораспределительном механизме отечественных двигателей»

Открытый урок «Регулировка теплового зазора в газораспределительном механизме отечественных двигателей» проводится на междисциплинарном курсе МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей (профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин).

Применен метод проблемного обучения с элементами опережающего обучения. Показан технологический процесс регулировки клапанного механизма двигателей ЗИЛ-130, КамАЗ-740, двигателя ВАЗ-2108.

Содержимое разработки

18


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСК - КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической

комиссии преподавателей

профессиональных дисциплин

___________ Е.В. Мартовицкая

«_____»________________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий методическим кабинетом

_____________Т.А. Фолина

«______»______________











ОТКРЫТЫЙ УРОК


«РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА В ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»






Разработала:

преподаватель

профессиональных

дисциплин

Т.В. Ковалева












Ленинск-Кузнецкий 2019


Предмет: МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей.

Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

Курс: 1

Тема: Регулировка клапанного механизма двигателя.

Задачи урока:

1. Повторить технологический процесс регулировки клапанного механизма двигателя; показать взаимосвязь механизмов и систем двигателя; научить применять полученные знания.

2. Развивать у обучающихся навыки познавательной деятельности и логическое мышление; развивать интерес к будущей профессии; прививать умения самостоятельно мыслить.

3. Формировать навыки трудовой дисциплины.

Тип урока:

Обобщающий.

Метод проведения:

Проблемное обучение. Элементы опережающего обучения.

Оснащение урока:

Презентация с рисунками, таблицами.

Межинтегральные связи:

Устройство автомобилей, черчение, техническая механика, математика.

Список используемых источников:

1.Вершигора, В.А. Автомобили «Спутник» ВАЗ-2108,-2109: Устройство и ремонт [Текст]. – М.: Транспорт, 1992.- 240с.

2. Пехальский, А.П. Устройство автомобилей и двигателей[Текст] : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 576с.

3. Пехальский, А.П. Устройство автомобилей и двигателей: Лабораторный практикум[Текст] : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 304с.

4.Семушина, Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] - М.: Мастерство, 2001. – 272с.





ХОД УРОКА


1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока


Тема нашего урока: «Регулировка теплового зазора в газораспределительном механизме отечественных двигателей».

На сегодняшнем уроке нам необходимо повторить технологический процесс регулировки клапанного механизма двигателей ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 и научиться применять полученные знания для установления теплового зазора на примере двигателя ВАЗ-2108.


Фронтальная работа с обучающимися.


2. Беседа.

Давайте представим, что вы имеете поддержанный автомобиль ВАЗ-2108, и обнаружили проблему: «Двигатель плохо «тянет», перегревается, слышны звонкие шелестящие стуки».

На какую неисправность в газораспределительном механизме указывает подобная проблема?

Верно, возможна неправильная регулировка клапанов. Но вы не знаете, как регулировать клапанной механизм у двигателя ВАЗ-2108, но зато знаете, как регулировать клапанной механизм двигателей ЗИЛ-130 и КамАЗ-740.

Повторим важные моменты регулировки клапанов для данных двигателей.

Предлагаю вытянуть жребий. Цифры указывают на порядковый номер вопросов, на которые вы должны ответить. Каждый заданный вопрос оценивается в 5 баллов.


Слайды с вопросами с №1 по №6 и схемой «Газораспределительный механизм двигателя ЗИЛ-130 (КамАЗ-740)


1. Вопрос. С какой целью проводится регулировка клапанного механизма двигателя?

(Ответ. Регулировка клапанного механизма проводится с целью восстановления величины теплового зазора, необходимого для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя).


2. Вопрос. Между какими деталями газораспределительного механизма устанавливается зазор?

(Ответ. Зазор устанавливается между коромыслом и торцом стержня клапана).


3. Вопрос. В процессе эксплуатации происходит износ деталей вследствие чего увеличивается зазор. Как ведет себя двигатель при слишком больших зазорах?

(Ответ. При слишком больших зазорах слышны стуки клапанов, которые возникают вследствие значительных ударных нагрузках. Увеличивается износ деталей привода клапанов. Разрушаются фаски клапанов, их седла. При больших зазорах клапаны полностью не открываются, поэтому падает мощность двигателя.


4. Вопрос. Как будет работать двигатель, если на холодном двигателе не будет зазора между стержнем клапана и коромыслом?

(Ответ. Клапан будет не закрываться, так как при нагреве длина стержня клапана увеличиться. Поэтому двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности, а клапаны перегреваются с возможностью прогара фасок).


5. Вопрос. Чему равна величина нормального теплового зазора между носком коромысла и торцом стержня клапана для двигателей ЗИЛ?

(Ответ. Для двигателей ЗИЛ величина нормального теплового зазора между носком коромысла и торцом стержня клапана составляет для впускного и выпускного клапанов 0,25…0,30 мм.)


6. Вопрос. Чему равна величина нормального теплового зазора между носком коромысла и торцом стержня клапана для дизелей КамАЗ-740?

(Ответ. Для дизельного двигателя КамАЗ-740 величина теплового зазора между носком коромысла и торцом стержня клапана составляет для впускного клапана 0,20…0,25 мм, для выпускного клапана 0,30…0,35 мм).


Слайд «Такты бензинового двигателя»


Давайте, вспомним, положение деталей двигателя в тот момент, когда происходит воспламенение рабочей смеси в камере сгорания первого цилиндр двигателя.


7. Вопрос. На каком такте, и в какой момент положения коленчатого вала бензинового двигателя ЗИЛ-130, происходит воспламенение рабочей смеси?

(Ответ. Свеча подает искровой разряд напряжением 20 000 вольт в тот момент, когда поршень находится в конце такта сжатия, не доходя 9 градусов до ВМТ положения коленчатого вала).


Слайд «Такты дизеля»


8. Вопрос. На каком такте, и в какой момент положения коленчатого вала дизеля КамАЗ-740, происходит впрыск топлива форсункой?

(Ответ. Форсунка впрыскивает топливо под давлением 200 кг/см2 в тот момент, когда поршень находится в конце такта сжатия, не доходя 18 градусов до ВМТ положения коленчатого вала).


(схема «Момент воспламенения» изображена на доске)


«Остановим двигатель!», и «отразим» момент воспламенения на схеме одноцилиндрового двигателя.

МОМЕНТ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ (подчеркнуть):

- Такт, обязательно, КАКОЙ? – Сжатие;

- В каком состоянии сейчас клапаны? – Закрыты;

- В каком положении находится поршень? - Поршень не доходит до ВМТ (3..150 у бензиновых; 18…290 у дизельных двигателей).


Как по внешним признакам определить положение поршня? клапанов? в момент воспламенения? А также как определить момент подачи искрового разряда свечой зажигания? или впрыск топлива форсункой?


Перед нами слайд «Определение положение деталей механизмов в двигателе по внешним признакам». Ответим на вопросы этой таблицы.


слайд «Определение положение деталей механизмов в двигателе

по внешним признакам»

(идет работа с таблицей)




Таблица (на слайде) «Определение положение деталей механизмов в двигателе по внешним признакам»


Положение деталей

Если…

Внешние признаки

То…

Клапаны впускной и выпускной закрыты

Штанги цилиндра свободны

Свеча подает искровой разряд в первый цилиндр

Ротор распределителя показывает на гнездо №1 крышки распределителя

Форсунка впрыскивает топливо в первый цилиндр

Метка на муфте опережения впрыска топлива совпала с меткой на корпусе ТНВД

Поршень первого цилиндра не дошел:

для ЗИЛ – 90 до ВМТ;

для КамАЗ – 180 до ВМТ.

Чтобы по внешним признакам установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ,

конструктор двигателя оставил метки


9. Вопрос. Как можно определить, что клапаны первого цилиндра, и впускной и выпускной, закрыты?

(Ответ. Если клапаны, и впускной и выпускной, закрыты, то штанги их должны быть свободны).


10. Вопрос. По какому внешнему признаку можно определить, что свеча первого цилиндра двигателя создает искровой разряд?

(Ответ. Если свеча создает искровой разряд, то ротор распределителя зажигания «смотрит» на гнездо крышки распределителя первого цилиндра).


11. Вопрос. А у дизеля? Какой внешний признак указывает, что форсунка впрыскивает топливо в первый цилиндр?

(Ответ. Когда форсунка впрыскивает топливо в первый цилиндр, то, в этом момент, метка на муфте опережения впрыска топлива совпадает с меткой на корпусе ТНВД).


И последний, важный момент. Вспомним, как же установить поршень первого цилиндра двигателя так точно?! На двигателе ЗИЛ – за 9 градусов до ВМТ? На двигателе КамАЗ – за 18 градусов до ВМТ?


Слайд «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ

на дизеле КамАЗ-740»


12. Вопрос. Как установить поршень первого цилиндра на дизеле КамАЗ-740 в положения, при котором он не дойдет всего 18 градусов до ВМТ?

(Ответ. На дизеле КамАЗ-740 необходимо вращать коленчатый вал до зацепления маховика с фиксатором).


Слайд «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ

на двигателе ЗИЛ-130»

13. Вопрос. Как установить поршень первого цилиндра на двигателе ЗИЛ-130 в положение, при котором он не дойдет всего 9 градусов до ВМТ?

(Ответ. На двигателе ЗИЛ необходимо совместить метки на шкиве коленчатого вала с меткой на шкале датчика частоты вращения коленчатого вала).


Мы повторили важные моменты, необходимые для регулировки тепловых зазоров в клапанном механизме двигателей ЗИЛ и КамАЗ, на примере первого цилиндра двигателя.

У вас на столе разложены конверты с заданиями. Откройте конверт №1. Напишите фамилию в правом верхнем углу листа.

В заданиях №1 и №2 по 4 предложения. Ваша задача: для каждого задания в отдельности, упорядочить предложения, чтобы была отражена технологическая последовательность установки поршня первого цилиндра в момент воспламенения рабочей смеси. Форма ответа: цифра-цифра. Время выполнения 5 минут.

Задание №1. Упорядочить предложения в соответствие с порядком установки поршня первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 в момент подачи искрового разряда. Форма ответа: цифра-цифра.

Технологическая последовательность установки поршня первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 в момент начала подачи искрового разряда свечой зажигания:

1. Если такт сжатия, то штанги первого цилиндра должны быть свободны, а ротор распределителя должен «смотреть» на гнездо №1 крышки.

2. Прокрутить коленчатый вал «кривым стартером» и установить метку на шкиве коленчатого вала напротив цифры «9» шкалы датчика ограничения частоты вращения коленчатого вала.

3. Убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия.

4. Отрегулировать зазор в клапанном механизме первого цилиндра.



Ответ:

№ предложения

1

2

3

4

Задание № 1







Задание №2. Упорядочить предложения в соответствие с порядком установки поршня первого цилиндра дизеля КамАЗ-740 в момент начала впрыска топлива. Форма ответа: цифра-цифра.

Технологическая последовательность установки поршня первого цилиндра в момент начала впрыска топлива на дизеле КамАЗ-740:

1. Если штанги зажаты, то надо поднять фиксатор и снова прокрутить коленчатый вал против часовой стрелки до блокировки маховика.

2. Когда фиксатор заблокирует маховик, надо убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия.

3. Отрегулировать зазор в клапанном механизме первого цилиндра.

4. Опустить фиксатор. Ломиком вращать коленчатый вал за маховик против часовой стрелки.


Ответ:

№ предложения

1

2

3

4

Задание № 2






Собрать задания.



3. Использование полученных знаний.

слайд «Использование полученных знаний
для регулировки клапанного механизма двигателя ВАЗ-2108»


Решение проблемной ситуации. Вернемся к тому, с чего мы начали. Мы имеем поддержанный автомобиль ВАЗ-2108, и проблему.


14. Вопрос. Перечислите внешние признаки, указывающие, что нарушена регулировка теплового зазора в клапанном механизме двигателя.

(Ответ: Двигатель плохо «тянет», развивает скорость 40 км/ч; перегревается, через 500 метров закипает; могут быть звонкие стуки клапанов).

Наша задача: восстановить тепловой зазор в клапанном механизме двигателя ВАЗ-2108, строго соблюдая технологическую последовательность проведения операции.

Задание-3. Рассмотрите расположение меток на схеме. Откройте конверт №2. Используя полученные знания, ответьте на вопросы таблицы. Заполните таблицу. Время выполнения 5 минут.

Слайд «Схема ременной передачи двигателя ВАЗ-2108»




А – установочный выступ на задней защитной крышке;

В – метка на шкиве распределительного вала;

С– метка на крышке масляного насоса;

D – метка на шкиве коленчатого вала.


Таблица 1 - Регулировка клапанного механизма двигателя ВАЗ-2108


Для регулировки клапанного механизма необходимо знать:



Применить полученные знания для двигателя ВАЗ-2108

1. Порядок работы цилиндров двигателя

1. Назовите порядок работы двигателя ВАЗ-2108?



2. Какой момент из 4-х тактов двигателя отражают эти цифры?



3. Через сколько градусов поворота коленчатого вала свеча зажигания повторяет искровой разряд в цилиндрах? Как высчитывать эти градусы?



2. Момент воспламенения в первом цилиндре

4. Как связать для двигателя ВАЗ-2108 расположение этих меток А-В и D-C с моментом воспламенения в первом цилиндре?





5. Как установить момент воспламенения в следующем цилиндре, зная порядок работы двигателя?



3. Величину теплового зазора

6. Зная устройство и работу ГРМ двигателя ВАЗ-2108, между какими деталями устанавливается тепловой зазора? Укажите величину теплового зазора.




7. А теперь сделайте вывод. Перечислите, что необходимо знать для регулировки тепловых зазоров в 4-хтактных двигателях?







Сравните вашу таблицу с той, которая представлена на слайде. Восполните пробелы в своей таблице.


Слайд «Регулировка клапанного механизма двигателя ВАЗ-2108»

Эталон ответов

Для регулировки клапанного механизма необходимо знать:


Применить полученные знания для двигателя ВАЗ-2108:

1. Порядок работы цилиндров двигателя

1. Назовите порядок работы двигателя ВАЗ-2108?

1-3-4-2

2. Какой момент из 4-х тактов двигателя отражают эти цифры?

(момент воспламенения рабочей смеси свечей зажигания)


3. Через сколько градусов поворота коленчатого вала свеча зажигания повторяет искровой разряд в цилиндрах двигателя? Как вычислить градусы?

(7200: 4 = 1800)

2. Момент воспламенения в первом цилиндре

4. Как связать расположение меток А-В и D-C с моментом воспламенения в первом цилиндре?

(Если метки А-В и D-C одновременно совпадают, то это означает, что в 1-ом цилиндре момент воспламенения)


5. Как установить момент воспламенения в следующем цилиндре, зная порядок работы двигателя?

(нужно прокрутить коленчатый вал на 1800 и отрегулировать зазор в 3-ем цилиндре)

3. Величину теплового зазора

6. Зная устройство и работу ГРМ двигателя ВАЗ-2108, между какими деталями устанавливается тепловой зазор зазора? Укажите величину теплового зазора.

(Зазор устанавливается между кулачком и шайбой толкателя. Производится замена шайб.

Вп. – 0,15 – 0,25 мм.

Вып. – 0,30- 0,40 мм.)

7. Сделайте вывод. Перечислите, что необходимо знать для установления тепловых зазоров в клапанном механизме 4-хтактных двигателей?

Для регулировки клапанного механизма 4-хтактных двигателей необходимо знать:

1. Порядок работы цилиндров двигателя.

2. Установку поршня первого цилиндра в момент воспламенения.

3. Величину теплового зазора.


СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Что было сложного при заполнении этой таблицы?

Опережение материала. Полученные знания на уроке необходимы будут для дальнейшей работы:

- В системе зажигания - при установке и регулировке угла опережения зажигания.

- В системе питания дизеля - при установке и регулировке угла опережения впрыска топлива.

- При изучении электронной системы управления двигателем.

- На практических занятиях при сборке двигателя; при установки прерывателя – распределителя системы зажигания; при установки топливного насоса высокого давления и его привода системы питания дизеля.


4. Закрепление материала.

4.1. Решение тестовых заданий.

Откройте конверт №3. Укажите фамилию в правом верхнем углу.

Для проверки знаний предлагаются тестовые задания, состоящие из 5-ти вопросов. Форма ответа: цифра-цифра. Время для выполнения выделяется 1-2 минуты.




5. Подведение итогов.

Итак, чем отличается двигатели ВАЗ-2108 от двигателей ЗИЛ и КамАЗ?

В чем отличие регулировки тепловых зазоров в клапанном механизме этих двигателей?

Выставить оценки.


6. Рефлексия.

Ответить на вопрос. Чему вы научились на этом уроке? Какие трудности возникли при выполнении заданий? Какие вопросы вы хотели бы задать преподавателю?


7. Домашнее задание.

Подготовьте презентацию, состоящую из 4-5 слайдов на тему: Порядок установки поршня первого цилиндра двигателя Toyota в положение ВМТ конца такта сжатия.


Спасибо. Урок закончен.























ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание №1. Упорядочить предложения в соответствие с порядком установки поршня первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 в момент подачи искрового разряда. Форма ответа: цифра-цифра.

Технологическая последовательность установки поршня первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 в момент начала подачи искрового разряда свечой зажигания:

1. Если такт сжатия, то штанги первого цилиндра должны быть свободны, а ротор распределителя должен «смотреть» на гнездо №1 крышки.

2. Прокрутить коленчатый вал «кривым стартером» и установить метку на шкиве коленчатого вала напротив цифры «9» шкалы датчика ограничения частоты вращения коленчатого вала.

3. Убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия.

4. Отрегулировать зазор в клапанном механизме первого цилиндра.

Ответ:

№ предложения

1

2

3

4

Задание № 1







Задание №2. Упорядочить предложения в соответствие с порядком установки поршня первого цилиндра дизеля КамАЗ-740 в момент начала впрыска топлива. Форма ответа: цифра-цифра.

Технологическая последовательность установки поршня первого цилиндра в момент начала впрыска топлива на дизеле КамАЗ-740:

1. Если штанги зажаты, то надо поднять фиксатор и снова прокрутить коленчатый вал против часовой стрелки до блокировки маховика.

2. Когда фиксатор заблокирует маховик, надо убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия.

3. Отрегулировать зазор в клапанном механизме первого цилиндра.

4. Опустить фиксатор. Ломиком вращать коленчатый вал за маховик против часовой стрелки.

Ответ:

№ предложения

1

2

3

4

Задание № 2









Задание-3. Рассмотрите расположение меток на схеме. Используя полученные знания, ответьте на вопросы таблицы. Заполните таблицу 1.


Таблица 1 - Регулировка клапанного механизма двигателя ВАЗ-2108


Для регулировки клапанного механизма необходимо знать:



Применить полученные знания для двигателя ВАЗ-2108

1. Порядок работы цилиндров двигателя

1. Назовите порядок работы двигателя ВАЗ-2108?



2. Какой такт, и какой момент из 4-х тактов двигателя отражают эти цифры?




3. Через сколько градусов поворота коленчатого вала свеча зажигания повторяет искровой разряд в цилиндрах? Как высчитывать эти градусы?




2. Момент воспламенения в первом цилиндре

4. Как связать для двигателя ВАЗ-2108 расположение этих меток А-В и D-C с моментом воспламенения в первом цилиндре?





5. Как установить момент воспламенения в следующем цилиндре, зная порядок работы двигателя?




3. Величину теплового зазора

6. Зная устройство и работу ГРМ двигателя ВАЗ-2108, между какими деталями устанавливается тепловой зазора? Укажите величину теплового зазора.





7. А теперь сделайте вывод. Перечислите, что необходимо знать для регулировки тепловых зазоров в 4-хтактных двигателях?






Задание-4.


Тема: Регулировка теплового зазора в клапанном механизме двигателя ВАЗ-2108.

Дайте правильный ответ на вопросы с 1 по 5. Форма ответа: цифра-цифра.


1. Назовите порядок работы цилиндров двигателя ВАЗ-2108?

1.1-5- 4- 2-6-3-7-8;

2.1-4-2-3;

3.1-3-4-2.


2. Через сколько градусов поворота коленчатого вала повторяется момент воспламенение в цилиндрах для двигателя ВАЗ-2108? Как высчитывать эти градусы?

1. 7200:8= 900.

2. 7200:4=1800.

3. 3600:4=1800.

4. 7200:6=1200.


3. Перечислите внешние признаки момента воспламенения топлива в первом цилиндре двигателя ВАЗ-2108?

1. Штанги 1-го цилиндра свободны.

2. Метки на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива совпали.

3. Метки на шкиве распределительного вала и задней крышке ремня, совпали.


4. Между какими деталями устанавливается тепловой зазор в клапанном механизме двигателя ВАЗ-2108?

1. Между штангой и толкателем.

2. Между торцом стержня клапана и носком коромысла.

3. Между кулачком распределительного вала и шайбой толкателя.


5. Укажите величину теплового зазора в клапанном механизме двигателя ВАЗ-2108?

1. Впускной клапан - 0,15 – 0, 25мм,

Выпускной клапан - 0,30 – 0, 40мм;

2. Впускной и выпускной клапаны - 0,25 – 0, 30мм,

3. Впускной клапан - 0,25 – 0, 30мм,

Выпускной клапан - 0,30 – 0, 35мм.



Эталон ответов:

п/№ предложения

1

2

3

4

5

Задание № 1

2

3

1

4

-

Задание № 2

4

2

1

3

-

Задание № 4

3

2

3

3

1










Сохранить у себя:
Открытый урок «Регулировка теплового зазора в газораспределительном механизме отечественных двигателей»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки