Открытый урок "Прощание с Азбукой" 1»В» класс

Содержимое разработки

Министерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахтынская средняя общеобразовательная школа№1»




Открытый урок

"Прощание с Азбукой"

1»В» класс


Провела учитель

начальных классов

Асаева Валида Уруджевна

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»







Тема: «Прощай, Азбука!»

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

  • развивать мышление, способность к творческой деятельности;

  • формировать универсальные учебные действия (умение давать полные ответы на поставленные вопросы, выразительно читать наизусть, принимать учебную задачу урока, осуществлять решение её под руководством учителя);

  • прививать интерес к книге;

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Форма: урок - праздник

Тип: обобщающий урок

Оборудование:

  • ноутбук и видеопроектор для показа презентации;

  • диск с записями песен о буквах;

  • выставка детских рисунков «На что похожа буква»;

  • наглядные изображения сказочных персонажей Азбуки (Тим, Том, Звуковичок, доктор Йодик, Ударных дел Мастер);

  • карточки для индивидуальной работы.


Ход урока

I Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия любой детской песни.

Дети садятся за парты, звенит звонок.

Учитель.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

И сегодня приглашаю всех я вас,

Только вам открою тайну я сейчас:

За высокими горами, за дремучими лесами

Есть волшебная страна…

И сегодня в этот час я возьму с собою вас,

Мы идем в страну под названием «Азбука».

Только вход лишь тем открыт,

Кто хочет узнать алфавит.

Кто хочет учиться читать,

Кто любит играть и мечтать,

Кто может смеяться

И трудностям не поддаваться.

Кто любит учиться,

А главное – хочет учиться!

Смех и слезы, радость и печаль

За год довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам легко теперь читать.


Учитель: у меня в руках первая книга, которая научила вас читать, открыла вам дверь в большой мир знаний. И сегодня наш урок мы посвятим ей, совершив путешествие по волшебным страницам этой удивительной книги.


II Работа по теме

Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам Азбуки, где встретимся с героями-жителями страны-Читалии.

Первые шаги – они самые трудные. А поможет нам в нашем путешествии паровозик под названием «Речь». А пока мы едем, давайте вспомним, как все начиналось.


(читают по очереди ученики)

1.Поступил я осенью

В школу, в первый «А»,

Я считаюсь школьником

С первого числа

Изменились наши игры

Стал серьёзным первый класс,

Х и У, Х и У

В голове у нас сейчас.

2.Сколько нового узнали,

Как садиться, как вставать,

Как с соседкой не болтать,

Как здороваться, прощаться,

Как с пеналом обращаться,

Как держать в покое руки,

Нет для нас трудней науки.

3. Пусть зовут нас семилетки,

Пусть не ставят нам отметки,

Не ведём мы дневники,

Всё же мы – ученики!

4.Любим чистый ,светлый класс – это раз!

Все читаем мы слова- это два!

Ну, а в –третьих, я Лариске

Сам пишу уже записки!

И бабуля говорит: «Мой внучонок – вундеркинд»!

5. Да, да мы все немного повзрослели,

Ведь ровно 6 месяцев назад

Читать мы сами сказки не умели

Про Колобка и семеро козлят.

6. И помогли нам в этом наш учитель,

Вся - вся моя любимая семья.

И книга первая, что нас

Читать учила.

Конечно, «Азбука» - подруженька моя.


Учитель: первая остановка «Звуковичок».

(появляются наглядные герои)

Учитель: у Звуковичка 3 любимых цвета. Назовите их.

На какие группы делятся звуки?

Как произносятся гласные?

Какие бывают согласные?

Распределите героев по тем цветам, с которыми они дружат. Герои приготовили для вас задание.

А теперь присядем на «пенёчки»- ваши места и поиграем - «Поймай 1-й звук!» - из 1-х звуков слов нужно собрать новое слово и сказать, что оно обозначает.

1 ряд

Буратино

уточка

карандаш

воздух

арбуз

2 ряд

зайка

вода

угольки

кит

ириска

3 ряд

солнышко

лодка

облако

горох

иголка


Второе Задание от доктора Йодика – «выбери лишнюю букву» (у учащихся на партах карточки с буквами А, О, Ы, Ю, И, Э, У).

Почему буква Ю лишняя?

Во втором задании карточки предлагается подчеркнуть слова с йотированными гласными (ягода, мел, вьюга, Илья, стакан, ежик, горка, вьюга, отъехать, выезд, салют, играю).


Остановка «Буквоград»

Загадки:

1.Вот два столба наискосок,
А между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)

2.Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)

3.Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу. (Б)

4.На эту букву посмотри –
Она совсем, как цифра три. (З)

5.Подойди, цыплёнок Цып,
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Это цапля на крыльце
Объясняет буква …(Ц)


Какие буквы спрятались в сказочном заколдованном прямоугольнике?


Следующая игра «Буквы расшалились» (слайд презентации)

«Буквы расшалились»

Послушайте внимательно и исправьте ошибки:


Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Закричал охотник: "Ой! Двери гонятся за мной" (звери)
Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей)
Синеет море перед нами, летают майки над волнами (чайки)
Забодал меня котел, на него я очень зол (козел)
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом)
Врач напомнил дяде Мите: "Не забудьте об одном:
Обязательно примите 10 цапель перед сном " (капель)

III Физминутка

Остановка «Песенная»

(дети исполняют песню «Азбука» с движениями)


IV Продолжение работы над темой урока

О каких буквах не поётся в нашей песне (Ъ, Ь). Чтобы они не обиделись на нас, Керимова Саида приготовила о них басню.

Г.Матвиенко. Басня.

-Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку Мягкому промолвил -

Твёрдый знак.

Слова и буквы ты всегда

Смягчить стремишься!

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал.-

Знак мягкий твёрдому на это отвечал.-

Ты твёрд и груб,

Как суховатый дуб.

Давным-давно пора как

Букву «ять»

Тебя из азбуки изъять.

-друзья! Наш разговор –

Никчемные слова,-

Услыша этот спор,

Сказала буква А.-

Вы оба хороши,

Достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.


Учитель: наше путешествие продолжается.

И на станции «Грамматическая арифметика» для вас вновь задание.

Грамматическая арифметика


Череп – п + муха =? (черёмуха)

Чистый – ый +о + тело – о = ? (чистотел)

Часть – ь +ушко – о + а = ? (Частушка)

Чёрный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)


Игра «Наборщик»

В одном слове спрятались слова. Найдите их. (ГРАМОТЕЙ)


Мы продолжаем наше путешествие. Хочу сообщить вам, что к нам поступили телеграммы. Желающие их прочитать и угадать, пожалуйста, поднимайте руки.

1. Спасите! Нас хочет съесть серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

2.Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.(мышка из сказки «Курочка Ряба»)

3.Всё кончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

4.Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите.(муха-цокотуха)

5.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. (колобок)

6.Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись.(цапли из сказки Чуковского «Телефон»).

7.У нас выросла большая репка. Приезжайте к нам в гости.


Остановка «Вкусняшкино» (нас встречает слоговых дел Мастер)

Не устали? Давайте-ка отдохнём , а заодно подкрепимся в кафе со съедобным названием «Вкусняшка», только все «вкусности» вы должны будете собрать из букв и слогов с доски.

(ба-нан , ли-мон, кон-фе-та, тор-ты, пи-ро-ги, ар-бу-зы, ды-ня, а-на-нас)

Как узнать, сколько слогов в слове?


Станция «Буквы-потеряшки»

с…р

б…лка

б…ква а ы у е о

п…рта

п…л

ди…к

е…ка

у…ок с м ж р л

до…дь

ла…па

х…еб

лу…а

ва…а з н н ш л

ка…а

ко…ь



V Подведение итогов урока

Наше путешествие подходит к концу. И многие сказочные персонажи, с которыми мы познакомимся в будущем, прислали свои поздравления. Кто же это?

1.Я желаю от души

Вам здоровья,малыши!

Чтоб прививок не боялись,

ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит.

Добрый доктор …(Айболит)

2.Пусть вам всем учебный год

Только гадости несёт!

Получайте только двойки,

Очень редко может тройки,

Бейте окна и витрины,

Не ходите в магазины

И устройте больше драк!

Привет, старуха…(Шапокляк)

3.Я хочу вам пожелать

Лишь пятёрки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище…(Буратино).

4.Я желаю вам в подарок

Получить огромный торт,

Шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становитесь толще, выше!

Жду от вас ответ на крыше…(Карлсон).


Учитель. Мы много узнали о родной Азбуке.

Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В этой азбуке, и только в ней, есть содержание.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам, расшифрованное впервые нашим автором.

Давайте же прочитаем послание наших предков нам, ныне живущим.

Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – я.

Буки – буквы, письмена.

Веди – познал, совершенное прошедшее время от «ведети» - знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.

Обратите внимание: Азъ – Я – первая буква в азбуке (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная.

Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.

Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:

В современном переводе это звучит так:

Я знаю буквы.

Письмо – это достояние.

Трудитесь, усердно, земляне!

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание.

Несите слово убеждённо!

Знание – дар Божий.

Дерзайте, вникайте…

Чтобы Сущего свет постичь!


(учащиеся считают стихотворения)

  1. Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

  1. Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

  1. Мы прочитаем хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!



VI Рефлексия

(учащиеся поют песню Буратино про Азбуку)

Сохранить у себя:
Открытый урок "Прощание с Азбукой" 1»В» класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки