Открытый урок по теме "Пословицы и поговорки"

Урок по теме "Пословицы и поговорки" в 7 классе

Содержимое разработки

Тема урока: «Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок».

Класс: 7.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

1. Углубление представления о пословицах и поговорках как малых жанрах фольклора.

2. Выявление особенности построения, путей рождения пословиц и поговорок.

3. Формирование умения анализа литературного произведения малой формы.

Развивающие:

1. Развитие умения самостоятельно мыслить и делать выводы по прочитанному произведению малой формы.

2. Формирование эстетических представлений в ходе анализа литературного материала.

3. Развитие умения самостоятельного решения проблемной ситуации.

Воспитательные:

1. Воспитание умения самостоятельно повышать свой читательский уровень.

2. Формирование уверенности в собственных силах и возможностях в ходе решения проблемных ситуаций.

3. Воспитание нравственных представлений и качеств личности в ходе анализа литературного фольклорного произведения.

4. Развитие речевых навыков в ходе формулирования собственных выводов.

Методические приёмы:

• диалог с учителем;

• выразительное чтение;

• самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

1. Учебник литературы для 7 класса.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3. Тетрадь по литературе.

4. Компьютер.

5. Цифровые образовательные ресурсы.









Ход урока

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение устного народного творчества. Но прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, вспомним, какие малые жанры фольклора вы уже изучали?

– Ранее мы изучали колыбельные песни, потешки и пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки и загадки.

– Хорошо. Надеюсь, что вы с легкостью сможете определить жанровую принадлежность следующих текстов. Кто первый отгадает, поднимет руку.

Повторение ранее изученных малых жанров устного народного творчества:

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как же кукушонок в капюшоне смешон.

Скороговорка

  • Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.

Загадка

  • Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю.
    Придет серенький волчок,
    Он ухватит за бочок
    И потащит во лесок
    Под ракитовый кусток.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Колыбельная песня

Весна- красна!На чем пришла?

На сошечке? На Бороночке?

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Закличка

  • Матушка-репка, 
    Уродись крепка, 
    Ни густа, ни редка, 
    До великого хвоста.

Приговорка

  • Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.

    раз-два-три-четыре-пять,
    Стали ноги вытирать
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей.

Считалка

  • Ласковое слово слаще меда.

Пословица

  • Семь пятниц на неделе.

Поговорка

Обратите внимание на два последних жанра. Пословицы и поговорки и будут темой нашего сегодняшнего урока. Обратимся к словарю литературоведческих терминов и дадим определению данным жанрам.

Поговорка   жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы, не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы ("У бабы семь пятниц на неделе" - "семь пятниц на неделе"), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность ("не робкого десятка"), или заимствованием из литературного текста, например: "Говорит, как пишет" (А.С. Грибоедов, "Горе от ума"). Из электронного словаря литературоведческих терминов.

Пословица  жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. П. обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (КРЫЛАТЫЕ СЛОВА). Например: "На нет и суда нет", "Дурная голова ногам покоя не дает", "Всякий дом хозяином держится", "Век живи век учись"; "Злые языки страшнее пистолета" (А.С. Грибоедов). Из электронного словаря литературоведческих терминов.

Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана:

Примерный вариант плана:

1. Пословицы и поговорки — краткие мудрые изречения.

2. Различие пословиц и поговорок.

3. Мудрость и нравственный смысл пословиц и поговорок.

4. Темы пословиц и поговорок.

5. Прямое и переносное значение пословиц и поговорок.

6. А. С. Пушкин о поговорках.


Исходя из данных определения и знания пословиц и поговорок, проведем сравнительный анализ этих малых жанров и запишем данные в таблицу.

Пословица

Поговорка

Общее

Краткость суждений.

Выражение народной мудрости, накопленной веками.

Обладают рифмой и ритмом.

Различия

Пословица является законченным суждением.

Поговорка лишь его часть.

Всегда несет четкий дидактический характер.

Средство характеристики человека в устной форме.


Одно слово обычно заменяется образом.

А теперь поговорим о сборниках пословиц и их собирателях.

Первые рукописные сборники пословиц, дошедшие до нас относятся к XVII веку «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». С середина XVIII века пословицы публикуются в журналах, а позднее появляются и печатные сборники.

IV. Сборники пословиц, собиратели пословиц
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (показать портрет)

Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц.

Сообщение о В.И. Дале

А теперь обратимся к статье учебника, в которой мы познакомимся с пословицами и поговорками народов мира.

Чтение учебника.

Сопоставление пословиц разных стран

— Выберите из пословиц разных стран изречения на общие темы.

— Заполните таблицу примерами.

Принадлежность народу

Труд — безделье

Дружба — вражда

Знания — невежество

Абхазские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Азербайджанские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Американские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Английские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Арабские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Армянские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Ассирийские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

.........

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Японские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Выводы о сходстве и различиях пословиц

    ‎    

    ‎    

    ‎    


Заполнение таблицы можно завершить дома, дополнив её своими примерами.

Учитель предлагает ученице провести физкультминутку «Делу время – потехе час»:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (движения руками)

И садитесь по местам.


Практические задания для закрепления материала в игровой форме:

ЗАДАНИЕ 1

Каждому обучающемуся раздаем пословицу в разобранном виде. Ребята должны составить пословицу.

  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

  • Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

  • Для дорогого друга – ворота настежь.

  • Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Единственный способ иметь друга – это быть другом.

  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Какая общая тема объединяет эти пословицы? (Тема дружбы)

В каких ситуациях вы можете употребить данные пословицы?

Часто ли вы слышите данные пословицы?

Приведите примеры известных вам пословиц о дружбе.

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

Дружба дороже денег.


ЗАДАНИЕ 2

Угадать пословицы и поговорки по картинке

(просмотр картинок)

ЗАДАНИЕ 3


Продолжить пословицу:

• Что написано пером... (не вырубишь и топором).

• Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда).

• Готовь сани летом... (а телегу зимой).

• Поспешишь... (людей насмешишь).

• Старый друг... (лучше новых двух).

• Не спеши языком... (торопись делом).

• Кончил дело... (гуляй смело).

• Тише едешь... (дальше будешь).




Итог урока:

Ребята, для того чтобы подвести итог сегодняшнего урока мы с вами ответим на несколько вопросов. Ставим в тетради номер высказывания и ставим + верно, - не верно.

  • Пословица – выражение народной мудрости.(+)

  • Пословицы и поговорки являются малыми жанрами устного народного творчества. (+)

  • В пословицах есть рифма и ритм.(+)

  • Пословицы и поговорки создавались только русским народом.(-)

  • Поговорки обычно состоят из 5-10 предложений.(-)

  • Пословица носит нравоучительный характер.(+)

  • Известными собирателями пословиц и поговорок были Фонвизин и Достоевский.

• Пословица выражает народную мудрость. (+)

• Пословица имеет лишь прямой смысл. (–)


- Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной, стали добрее, умнее, честнее.


Как вы думаете, какими пословицами можно было бы охарактеризовать вашу работу на уроке?

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Повторенье – мать ученья.



Домашнее задание:

Сделать подбор пословиц по теме: семьи, любви, учению, труде (15 пословиц).

Индивидуальное задание: сделать иллюстрацию к понравившейся пословице или написать мини сочинение о смысле любой понравившейся пословицы или поговорки.

Используемая литература:

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. 1990г. 335 стр.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. 2012 год. 400 страниц.

  3. Коровина В.Я. Учебник литературы для 7 класса общеобразовательных учреждений . 12-е издание, стереотипное. М.: 2022. Ч.1



Сохранить у себя:
Открытый урок по теме "Пословицы и поговорки"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки