Открытый урок по русскому языку на тему :"Глагол "4 класс

Урок прошел очень интересно и соответствовал Фгос

Содержимое разработки

Дербентский район

МКОУ « СОШ имени Гаджибабаева Э.Н.» села Нижний Джалган











Открытый урок по русской литературе

на тему:

«Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина и других русских поэтов»

8-б класс

Провела учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ имени Гаджибабаева Э.Н.»

села Нижний Джалган »

Кафланова Гюльгез Мурадхановна

(24.12.2019 год)









Тема:   Поэзия родной природы.  

Стихотворения поэтов XIX века о природе.

Цели урока:   расширить представление  учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство  со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,  Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;  совершенствовать навыки анализа стихотворения;  раскрыть значение родной природы для  воспитания чувства любви к большой и малой Родине;  развивать  эмоционально-чувственную сферу учащихся  в процессе анализа стихотворений.

Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,  Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. ил.

Электронное средство учебного назначения

Методические приемы:

Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений,

аналитическое чтение,  беседа;  анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX  века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева,  А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с  наступлением того или иного времени года.

Вопрос: Какое искусство может передать динамику чувств? 

(Музыка, литература, живопись)

Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровин «Зимой», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н.Крымов «Зимний вечер»,  «Февральская лазурь» и другие о временах года.

Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму, весну, лето, осень.

2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы» стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа.

  1. Что привлекало поэтов в русской природе?

( Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.)

  1. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.

( Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.)

Итоговый вопрос.

Какую еще роль играет природа в жизни человека?

Ответ на этот вопрос  в вашем творческом проекте.

( Ответы обуч - ся  с презентациями по группам)

  1. Запись в тетрадь

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли,  связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

  1. Работа с текстами стихотворений.  Восприятие, истолкование.

  1. Что объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».

Вопросы:

  1.  С какой порой связаны эти стихотворения?

( Осень, начало осени, поздняя осень.)

  1. Каким чувством пронизаны строки?

( Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.)

  1. Обратимся к стихотворениям Фета и Майкова.

Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано?

( Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости.)

5. Что объединяет эти стихотворения?

( Описание природы и чувства,  вызванные описанием таких разных времен года.)

  1. Как называется описание природы? (Пейзаж)

Пейзажи каких художников вам известны?

Вывод: Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

  1. Работа с текстами стихотворений. Сравнительный  анализ.

  1. Запись в таблицу.

Осень

Весна

А.С. Пушкин

А.А. Фет

Цветы последние

Первый ландыш

Унылые мечтания

Солнечные лучи

Разлуки час

Душистая чистота

М.Ю. Лермонтов

Первый луч

Листья пожелтели, кружатся, летят

Луч весенний ярок

Зелень мрачная

Воспламеняющая весна

Ели поникшие

Вдох благоухает

Месяц тускл

Избыток жизни молодой

Туман, месяц поле серебрит


Ф.И. Тютчев


Светлость осенних вечеров


Умильная, таинственная прелесть

А. Н. Майков

Зловещий блеск

Поле зыблется цветами

Пестрота дерев

В небе льются света волны

Багряные листья

Жаворонков пение

Туманная и тихая лазурь

Голубые бездны

Сиротеющая земля

Блеск полдня

Холодный ветр

Свет

Ущерб, изнеможенье

Улыбка

Улыбка увяданья, стыдливость страданья

Голоса

Вывод:

ОсеньВ стихотворениях  поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.  В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами.

Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

6.  Анализ поэтического языка.

Задание № 1 по вариантам:

Ученики, сидящие на первом варианте, находят и подчеркивают в первой колонке таблицы перечисленные тропы.

Ученики, сидящие на втором варианте, находят и подчеркивают во второй колонке таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение.

Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. - эпитеты.

Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение.

Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.

Задание № 2 по вариантам:

Ученики, сидящие на первом варианте,  находят и выписывают  из первой колонки таблицы слова, обозначающие  и передающие цвет.

Ученики, сидящие на втором варианте,  находят и выписывают  из второй колонки таблицы слова, обозначающие  и передающие цвет.

 

Обсуждение.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т.д.

Вопрос:

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.

Задание № 3. Творческое задание.  Попробуйте нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении,  красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки.

Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку.

   7.  Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной  природы.  Природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихах поэтов  XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.

  1. Домашнее задание:

  1. Подготовить рассказ об И. А. Бунине.

  2. Прочитать новеллу «Кавказ».

  3. Ответить на вопросы к произведению.

Сохранить у себя:
Открытый урок по русскому языку на тему :"Глагол "4 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки