Открытый урок по междисциплинарному курсу МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Разработка открытого урока по междисциплинарному курсу МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин на тему «Контактная система зажигания автомобиля» предназначена для второго курса. Показана активизация познавательной деятельности учащихся с использованием метода проблемного обучения. Цель урока: научить обучающихся определять техническое состояние узлов, приборов системы зажигания по внешним признакам неисправностей.

Содержимое разработки






Разработка

проведения открытого урока

по междисциплинарному курсу

МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей


профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Гр. Сл-14

(дата проведения 17.02.2017г.)









Выполнила:

Ковалева Т.В.

преподаватель

спец.дисциплин















2017г.

Введение


Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.

Перед слесарем, или водителем стоит задача в постоянном поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его работоспособности в течение установленных сроков выработки. Простои автомобильного подвижного состава из-за технической неисправности вызывают большие потери в хозяйстве. Некачественное обслуживание автомобиля влияет на безопасность дорожного движения, повышает уровень загрязненности воздуха отработавшими газами автомобилей.

Содержание подвижного состава в исправном состоянии зависит в значительной степени от самих водителей и слесарей, их квалификации, знания ими материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации, от бережного отношения к доверенной им техники.

На преподавателя ложится задача не только развивать память, внимание учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач, сложных профессиональных проблем.

Если учесть, что у значительной части учащихся нет мотивации к учению, и умственные способности разного уровня, то дидактические принципы наглядности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой проявляет интерес к учебе, развивают наблюдательность, внимание, мышление. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть» сократического метода» состоит в последовательности постановке вопросов таким образом, чтобы , давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Вопросно-ответный метод обучения направлен на первичное овладение знаниями, при постановке даже простых вопросов вызывает интерес и обеспечивает активность учащихся. Применение вопросно-ответного метода совместно с методом проблемного обучения расширяет диапазон возможностей учащихся, побуждает учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивает глубину знаний в овладение учебным материалом, способствует применению теоретических знаний на практике. Такое сочетание способствует закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

Цель данной работы: показать активизацию познавательной деятельности учащихся с применением вопросно-ответного метода совместно с методом проблемного обучения.










План урока


Предмет: МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Курс: 2

Тема: Контактная система зажигания автомобиля

Цели урока:

Развивающая цель:

Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им умения самостоятельно мыслить.

Образовательная цель:

Повторить и закрепить изученный материал. Научить обучающихся по внешним признакам определять техническое состояние узлов, приборов системы зажигания.

Воспитательная цель:

Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину; развить интерес к будущей профессии.

Тип урока:

Изучение новых знаний.

Метод проведения:

Беседа с обратной связью.

Оснащение урока:

Конспект; видеопроектор; простейшая схема системы зажигания; стенд «контактная система зажигания»; тестовые задания на тему.

Межпредметные связи:

Физика, химия, математика, детали машин, электротехника.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

ПК 2.2. Демонтировать системы агрегаты, узлы приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

знать:

- конструкцию и устройство автомобилей, назначение и взаимодействия основных узлов и деталей;

- методы выявления и способы устранения неисправностей;

- технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов, узлов автомобилей.


Список литературы:

1. Ковалева, Т.В. Основы конструкции автомобиля [Электронное учебное издание]: электронное учебное пособие / авт.-сост.: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016.

2. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей [Текст]: - М.: Транспорт, 1990. -256с.






Ход урока

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

Мы продолжаем рассматривать тему «Контактная система зажигания автомобиля». На прошлом занятии мы рассмотрели работу системы зажигания, используя принципиальную схему контактной системы зажигания.

На сегодняшнем уроке повторим важные моменты, и используя полученные знания рассмотрим поиск неисправностей в контактной системе зажигания.

2. Повторение изученного материала

Вопросы:

Вопрос 1. Перечислите приборы и узлы, которые включает в себя контактная система зажигания? Выпишем их на доске.

(АКБ, ВЗ, Rd, КЗ, П-Р, СЗ, конденсатор, провода НН и ВН).

Вопрос 2. Кто желает составить и изобразить на доске принципиальную электрическую схему контактной системы зажигания?


Вопрос 3. Назначение приборов? Какую функцию они выполняют?

- Аккумуляторная батарея - является источником тока при неработающем двигателе, и для пуска двигателя стартером.

- Выключатель зажигания замыкает-размыкает цепь системы зажигания и цепь пуска двигателя стартером.

- Добавочный резистор предохраняет катушку зажигания от нагрева и увеличивает срок службы контактов прерывателя.

- Конденсатор снижает искрение между контактами при их размыкании. При размыкании контактов - конденсатор заряжается, при замыкании контактов – разряжается. Тем самым увеличивает срок службы контактов; не дает понизиться напряжению в первичной цепи, а следовательно и во вторичной цепи.

- Прерыватель – прерывает цепь низкого напряжения.

- Распределитель – (крышка, ротор, подавительный резистор) распределяет импульс высокого напряжения по свечам зажигания.

- Свеча зажигания преобразует импульсы высокого напряжения, идущие от катушки зажигания в искровой разряд в камере сгорания.

- Катушка зажигания - для преобразования тока низкого напряжения 12 вольт или 24 вольта в ток высокого напряжения порядка 15–30 000 вольт.


Вопрос 4. Покажите путь тока низкого напряжения при включенном выключателе зажигания.

Ответ: При замыкании контактов 3 прерывателя ток низкого напряжения будет протекать: отрицательный вывод АКБ - положительный вывод АКБ - выключатель зажигания - добавочный резистор - первичная обмотка W1 катушки зажигания- - подвижный контакт - неподвижный контакт - масса - отрицательный вывод АКБ.

Вопрос 5. Покажите путь тока высокого напряжения.

Ответ: При размыкании контактов прерывателя ток высокого напряжения будет протекать: вторичная обмотка W2 катушки зажигания - провод высокого напряжения - подавительный резистор - электрод ротора - провод - центральный электрод свечи - боковой электрод свечи - масса - отрицательный вывод АКБ - положительный вывод АКБ - выключатель зажигания - добавочный резистор - первичная обмотка W1 катушки зажигания - вторичная обмотка W2 катушки зажигания.

Вопрос 6. В какой момент катушка выдает импульс высокого напряжения? Момент воспламенения рабочей смеси?

Ответ: При размыкании контактов прерывателя в первичной обмотке катушки зажигания резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущаяся сила ЭДС высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Так как число витков вторичной обмотки большое (15-20 000 витков), то напряжение на концах вторичной обмотки достигает 15–20 000 вольт. Импульс высокого напряжения, созданный катушкой зажигания, преобразуется свечой зажигания в искровой разряд в тот момент, когда поршень в цилиндре в конце такта сжатия не дойдет (3-150) поворота коленчатого вала до ВМТ.



Вопрос 7. Укажите недостатки контактной системы зажигания?

Недостатком контактной системы зажигания является наличие механических контактов. Возникающее при размыкании контактов искрение приводит к износу контактов. При этом контакты подвержены одновременно эрозии и коррозии. Эрозия контактов связана с явлением переноса металла с одного контакта на другой. Коррозия вызывает ухудшение электрического контакта из-за появления непроводящих пленок. Эрозия и коррозия контактов приводят к перебоям в искрообразовании.


3. Изучение нового материала.

Зная, еще пока, поверхностное устройство приборов контактной системы зажигания и схему ее работы, давайте попытаемся по таким внешним признакам, как затрудненный пуск двигателя, найти неисправность в системе.

Итак, у нас проблема: Двигатель не пускается, хотя стартер вращает коленчатый вал с нормальной частотой; нет даже отдельных вспышек в цилиндрах.

Если стартер вращает коленчатый вал с нормальной частотой, то мы делаем вывод, что АКБ и стартер – исправны.

Задача: Найти неисправность в системе зажигания.

Вопрос 8. Назовите прибор в системе зажигания, через который проходит цепь и низкого и высокого напряжения?

(Ответ: Верно. Катушка зажигания.)

Поэтому поиск неисправности будем производить, начиная с катушки зажигания.

Катушка зажигания может выдавать искру голубого цвета, красного цвета и не выдавать искры.

Искра голубого цвета указывает, что напряжение очень высокое (более 16000 вольт).

Искра красного цвета указывает, что напряжение не очень высокое, что идет утечка энергии.

А) Пусть от катушки зажигания поступает искра голубого цвета, а на свечи-красного. Двигатель не пускается. Что это означает?

Исправны – вся первичная цепь и катушка зажигания.

Рассматриваем цепь после катушки зажигания. Рассеивание энергии может быть из-за: плохой контакт в гнездах крышки распределителя; влажная, грязная, следы пробоя или трещина в крышке; сколы на роторе.

Если на свечи поступает искра голубого цвета, и двигатель не пускается, то неисправны свечи, или значительное количество влаги на наружных частях изоляции.

Б) Пусть от катушки зажигания поступает искра красного цвета. Из-за чего катушка выдает пониженное напряжение?

- Пониженное напряжение в первичной цепи могут вызвать: Эрозия, коррозия контактов; нет зазора между контактами; неисправен конденсатор; или неисправна катушка зажигания.

В) А если от КЗ нет искры. Обрыв может быть до КЗ, неисправна сама катушка.

4. Закрепление материала

А сейчас посмотрим, насколько вы уяснили материал?


ПРОБЛЕМА-1: (Внешний признак)

"Стартер вращает коленчатый вал, но двигатель не пускается, нет признаков даже отдельных вспышек"

Как определить неисправность:

Укажите признак неисправности

1. Катушки зажигания?

2. Крышки распределителя, ротора?

3. Свечей зажигания?

4. Конденсатора?

1.

2.

3.

4.


5. Подведение итогов

В заключении предлагаю решить тестовое задание на изученную тему.


Тестовое задание-1


Тема: Контактная система зажигания. Поиск неисправностей.

Задание: Дайте правильный ответ на вопросы с 1 по 10. Форма ответа: цифра-цифра.

1. Катушка зажигания считается неисправной, если:

1. От катушки в центральное гнездо крышки распределителя поступает искра голубого цвета.

2. От распределителя на свечи поступает искра голубого цвета.

3. От катушки в центральное гнездо крышки распределителя поступает искра красного цвета.


2. Укажите признак неисправности добавочного резистора?

1. Двигатель не заводится или работает с перебоями.

2. Катушка зажигания выдает бесперебойное искрообразование.

3. Двигатель пускается, но после отключения стартера останавливается.


3. Искра красного цвета в цепи тока высокого напряжения свидетельствует:

1. Об утечки тока в цепи высокого напряжения.

2. О недостаточном значении высокого напряжения.

3. О неисправности в цепи низкого напряжения после катушки зажигания.

4. Верны все варианты ответов.


4. Зазор между контактами прерывателя должен быть 0,3 - 0,4 мм. При каком зазоре катушка зажигания выдает искру красного цвета?

1. При зазоре между контактами менее 0,3 мм.

2. При зазоре между контактами более 0,4 мм.

3. Зазор между контактами не влияет на величину напряжения во вторичной цепи.


5. Если от катушки зажигания на крышку распределителя поступает искра голубого цвета, то перебои в работе двигателя могут быть вызваны:

1. Неисправностью цепи низкого напряжения.

2. Неисправностью цепи высокого напряжения после катушки зажигания.

3. Неисправностью катушки зажигания.


6. Если от катушки зажигания на крышку распределителя поступает искра красного цвета, то двигатель не пускается по причине:

1. Неисправность конденсатора, катушки зажигания или эрозия, коррозия контактов.

2. Неисправность цепи высокого напряжения от катушки до свечей зажигания.

3. Возможны оба варианта ответов.


7. От чего зависит величина ЭДС во вторичной обмотке катушки зажигания?

1. Чем больше числа витков во вторичной обмотке, тем выше напряжение.

2. Чем выше скорость уменьшения магнитного потока при размыкании контактов, тем выше напряжение.

3. Уменьшение искрения между контактами повышает напряжение во вторичной цепи.

4. Возможны оба варианта ответов.


8. В какой момент в контактной системе зажигания вторичная обмотка катушки зажигания выдает импульс высокого напряжения?

1. В момент размыкания контактов.

2. В момент замыкания контактов.

3. В конце такта сжатия, когда поршень подошел к ВМТ.


9. Путь тока цепи низкого напряжения для контактной системы зажигания:

1. Минус АКБ-плюс АКБ–выключатель зажигания–добавочный резистор–вторичная обмотка катушки зажигания–подвижный контакт (при замкнутых контактах прерывателя)-неподвижный контакт прерывателя–масса-вывод минус АКБ.

2. Минус АКБ-плюс АКБ–выключатель зажигания–добавочный резистор–первичная обмотка катушки зажигания–подвижный контакт (при замкнутых контактах прерывателя)-неподвижный контакт прерывателя–масса-вывод минус АКБ.


10. Путь тока цепи высокого напряжения для контактной системы зажигания:

1. Вторичная обмотка катушки зажигания–центральный провод крышки распределителя–пластина ротора–боковой провод высокого напряжения–центральный провод свечи зажигания– корпус автомобиля–аккумуляторная батарея-первичная обмотка катушки зажигания-вторичная обмотка катушки зажигания.

2. Вторичная обмотка катушки зажигания–центральный провод крышки распределителя–пластина ротора–боковой провод высокого напряжения–центральный провод свечи зажигания- искровой разряд.


Эталон ответа


№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тестовое задание-1

3

3

4

1

2

1

4

1

2

1


Критерии оценки:


9-10 правильных ответов

4,5-5 набранных баллов

Оценка –"5"

7-8 правильных ответов

3,5-4 набранных балла

Оценка –"4"

5- 6 правильных ответов

2,5-3 набранных балла

Оценка –"3"

4 правильных ответов

2 набранных балла

Оценка –"2"







Список литературы

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике [Текст] : Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).


2. Батышев,С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В трех томах. [Текст] – М.: Профессиональное образование,1999. – 487с


3. Крившенко Л.П. (и др.); под ред. Л.П.Крившенко. Педагогика [Текст] : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.


4. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. -464с.


5. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] – М.: Мастерство, 2002. -288с.


6. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа – Пресс,1998. -512с.


7.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] - М.: Мастерство, 2001. – 272с.




















Сохранить у себя:
Открытый урок по междисциплинарному курсу МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки