Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок
по математике
в 5 «в» классе по теме:
«Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Подготовила и провела
учитель математики
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Исейханова В.М.
Открытый урок по математике в 5 «В» классе по теме:
«Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цели урока:
− образовательные: создать условия для открытия понятия объёма параллелепипеда; способствовать закреплению формулы объёма.
− развивающие: способствовать развитию пространственного воображения учащихся, формированию познавательного интереса учащихся, умения четко и ясно излагать свои мысли.
− воспитательные: прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимости приобретения новых знаний.
Метапредметные УУД:
Понимание учебной задачи урока, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, определение цели учебного задания, контроль своих действий в процессе его выполнения, обнаружение и исправление ошибки, оценивание своих достижений; воспитание уважения друг к другу, умения слушать, самостоятельности мышления.
Предметные УУД:
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях: объёма, единиц объёма; развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического характера; развитие способности точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент (Мотивирование к учебной деятельности)
Учитель: «Здравствуйте, ребята! У меня прекрасное настроение, а у вас? Покажите мне, какое у вас настроение. Спасибо! Урок я хочу начать с загадки:
(Слайд 2) Вот кирпич, учебник новый,
Пастила, журналов тюк.
Назови их форму словом из
Четырнадцати букв!»
(Слайд 3)
п | а | р | а | л | л | е | л | е | п | и | п | е | д |
Учитель: «Правильно! Сегодня мы продолжаем изучать параллелепипед. А что конкретно мы будем изучать, вы мне скажете после выполнения следующего задания. Возьмите лист № 1.
(Слайд 4) Выполните действия, расположите ответы с трехзначными числами в порядке возрастания и впишите слово
Ъ | У | Ё | Ж | О | М | Б |
17 · 10 | 16 · 4 | 936 : 3 | 171 : 9 | 102 | 218 · 2 | 555 : 5 |
170 | 64 | 312 | 19 | 100 | 436 | 111 |
(Слайд 5)
100 | 111 | 170 | 312 | 436 |
О | Б | Ъ | Ё | М |
Учитель: Итак, ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Объем прямоугольного параллелепипеда) (Слайд 6)
(Слайд 7) Перед вами две коробки. Какая из них вместительнее?
Я предлагаю вам в парах обсудить ответ на этот вопрос. Выслушиваются версии учащихся (например, можно заполнить одну из коробок песком, а затем проверить, весь ли песок поместится в другой коробке и если весь, то заполнит ли он ее полностью).
Учитель: «Хорошо. А в повседневной жизни легко ли пользоваться этим способом?» (Нет)
Учитель: «А как решить данную задачу?» (Вычислить объемы этих коробок и сравнить их)
Учитель: «Молодцы! Ребята, как вы думаете, а какой самый легкий и быстрый способ вычисления объема? (С помощью формулы)
Учитель: «Правильно! И для вас новое задание. Возьмите лист № 2. В таблице указаны названия различных формул. А на слайде вы видите математическую запись этих формул. Многие из них вы уже изучали и знаете. Я предлагаю сопоставить название формулы с ее математической записью.
(Слайд 8)
Название формулы | Математическая запись формулы | Ответ |
Площадь квадрата | |
|
Периметр прямоугольника | |
|
Периметр квадрата | |
|
Площадь прямоугольника | |
|
Объем параллелепипеда | |
|
Учитель: А теперь поменяйтесь листками, проверьте работу своего товарища. (Слайд 9)
Выполняя это задание, вы ничего не заметили? Все ли формулы оказались знакомыми? (Есть одна лишняя формула) (Слайд 10)
Учитель: Правильно! Формула объема параллелепипеда. Запишите эту формулу в тетрадь и запомните. (Слайд 11)
Учитель: На применение данной формулы решите следующую задачу (Слайд 12)
Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если a = 8 см, b = 3 см, c = 1 дм. Будьте внимательны. (Слайд 13) Неправильное решение задачи. Самопроверка (Слайд 14) 240 см3
Учитель: Хорошо, какой вывод можно сделать после решения этой задачи? (Приступая к решению, надо проверить единицы измерения, которые должны быть одинаковыми)
Учитель: Ребята, как вы думаете, где применяется данная формула в повседневной жизни?
(Слайды 15) Придумайте задачу по данной картинке. (Сколько кубических метров воздуха находится в комнате длиной 6 м, шириной 5 м и высотой 4 м?)
(Слайд 16) Прочитайте внимательно задачу. Вся ли информация вам необходима для решения данной задачи? Какое условие задачи является лишним для ее решения? (Лишним является вес рыбки).
(Слайд 17) Ребята, задача, представленная на следующем слайде, может вам встретиться в 9 классе в экзаменационных материалах, поэтому на следующих уроках мы будем учиться решать именно такие задачи.
(Слайд 18)