Внеклассное мероприятие по математике
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Число: 27.11.2019г.
Класс: 5в
Математика – это царица наук ( С.Ковалевская)
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит
( М.В.Ломоносов)
Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн Песталоцци)
Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает (Норберт Виннер)
Цели:
1. Развивать интерес к изучению математики, повышать учебную мотивацию к предмету.
2. Пробудить любознательность, быстроту мышления и инициативу;
3. Воспитывать умение общаться в группе, находить правильное решение посредством мозгового штурма.
Зал красочно оформлен: на стенах математические газеты, рисунки учащихся о математике, кроссворды, высказывания учёных, компьютер и мультимедийный проектор, музыкальное оформление.
Учитель.
Математика нужна нам! И это действительно так! Я хочу, чтобы вы, ребята, полюбили эту очень интересную науку. И не такая уж она и сложная, наша математика, но очень увлекательная и даже иногда волшебная и весёлая.
Кто не любит сказки? Кто не читал « Колобка» или «Красную шапочку»? Мир сказочных героев зовет нас к приключениям. Только сказка сегодня необычная - математическая! Приглядитесь хорошенько: здесь и принцесса Формула, которая всех объединяет, и Дракон-знаменатель, который все делит, и Кощей-минус , и добрый гном Плюс, Незнайка , и другие наши знакомые.
Вы уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но вот в «мире сказочной математики» многие из вас побывают впервые.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело-
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Кощей похитил принцессу Формулу.
Две команды смельчаков отправляются на выручку : ведь принцесса обещала открыть им свой секрет.
Но они сегодня не просто ученики- смельчаки, они - команда.
Разрешите представить наше жюри.
«Приветствие команд»,эмблема (3б+2б)
Ведущий: Вот мы и у входа в сказочную страну, где нас встречает Кот Ученый. Он пропустит вас, если вы ответите на его вопросы:
1.Чёрненькая, хвостатенькая,
не лает, не кусает,
а из класса в класс не пускает. (Двойка)
2.На лесенке стремянке развешены баранки,
щелк, да щелк,
пять ,да пять,
так мы учимся считать. (Счёты).
3.Что за птицы пролетают,
по семёрке в каждой стае?
Вереницею летят,
не воротятся назад. ( Дни недели).
4.Годовой кусточек
каждый день роняет листочек.
Год пройдёт,
весь лист опадёт. (Календарь).
Ведущий: Кот Ученый пропустил команды в сказочную страну и они пошагали …
Эстафета «Вместе весело считать » (Под мелодию песни «Вместе весело шагать…»)
Для каждой команды приготовлены конверты с примерами, которые лежат на столе.
Нужно быстро поочередно сосчитать и последний участник должен быстро положить конверт на стол жюри.
Та команда, которая затратит меньше времени и даст больше правильных ответов побеждает в конкурсе.
1. ( 25+12)-30 = ______
2.32- (15+7)= _______
3. 10• (14+35)= ________
4. 10• (23+19)= _________
5. (90-16): 2= _______
6.129:(36-33)=______
7. (23+117):(34+36)=________
8. 123:3-(23+50)=_______
РАЗМИНКА
Вопросы первой команде:
1. Результат сложения? (сумма)
2. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
3. Сколько цифр вы знаете?(10)
4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
5. 789*0=…
6. Наибольшее двузначное число.(99)
7. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16 см)
8.Сколько нулей в записи числа миллион?(6)
Вопросы второй команде:
1. Результат вычитания? (разность)
2. Прибор для измерения углов? (транспортир)
3. На какое число нельзя делить? (на 0)
4. Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)
5. 0*324=…
6. Наименьшее двузначное число.(10)
7 .Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12 см)
8. Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)
Ведущий: Мы оказались на распутье:
По 1 тропинке пойдешь - задачу найдешь
По 2 тропинке пойдешь - уравнение найдешь
По 3 тропинке пойдешь - вопросы найдешь
Все тропинки ведут к замку Кощея: какая-то короче, какая-то длиннее.
По какой тропинке идти решит жребий:
Из трехзначного числа вычли двузначное , получили однозначное. Назовите эти числа. (100 -99=1)
Найти произведение всех цифр. (0)
Найти сумму наименьшего трехзначного числа и наибольшего двузначного. (100+99=199)
Из даты последнего дня февраля високосного года вычесть число пальцев на руке. (29 -5=24)
Наименьшее двузначное число, состоящее из одинаковых цифр, умножьте на количество килограммов в центнере. (1100)
Количество разрядов в каждом классе умножьте на количество сантиметров в метре. (300)
Количество времен года умножьте на количество летних месяцев и вычтите число дней недели. (5)
Количество состояний, в которых может находиться вода, разделить на порядковый номер буквы «в». (3:3=1)
Количество богатырей, изображенных на картине Васнецова, умножить на количество персонажей в сказке «Репка». (18)
Ведущий: Команды отправились по своим тропинкам, и они привели их к избушке на курьих ножках, но Баба Яга не хочет говорить, здесь ли принцесса Формула. Вот если за команды поручится кто-то из сказочных героев!
Конкурс художников (3 б) (3 мин)
Ведущий: Изобразите портрет любого сказочного героя, используя как можно больше геометрических фигур, математических знаков, цифр, а так же надо рассказать о нем.
Пока рисуются портреты подумайте над заморочками .
Заморочки
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3 кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 0)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?
У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Что тяжелее 1 кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)
Сколько лет в одном веке? (100 лет)
Существует ли самое большое натуральное число? (нет)
Сколько минут в часе? (60 мин)
Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках ( перчатки)
Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! (стул)
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет. (шесть)
Задача: «Нам с Кощеем вместе 250 лет. Я старше Кащея на 50 лет. Сколько лет каждому из нас?» (150 и 100)
Ведущий:
Впереди сказочный лес,
Полный загадок и чудес.
Змей Горыныч его охраняет и
Тайны никому не открывает.
Крепкие орешки он нам приготовил.
Надо уравнения быстро решить,
все орешки по скорлупкам разложить.
Как думаете, ребята, сможем мы разгадать его тайну?
«ОРЕШКИ» «Скорлупки»
А) Х+123=385
Б) 353259-Х=113
В) 364Х-145=208
Г) 1835·Х=245
Д) 262264:Х=6
Е) 146Х:52=7
Ж) 7 27+3·Х=81 44
«ОРЕШКИ» «Скорлупки»
А) Х+123=385
Б) 262259-Х=113
В) 146Х-145=208
Г) 35335·Х=245
Д) 7264:Х=6
Е) 44Х:52=7
Ж) 364 27+3·Х=81 18
Ведущий: Так как Змей Горыныч ничего не слышит, свои знания покажем ему пантомимой.
Надо показать : луч, окружность.
Ведущий: Вот дракон побеждён и впереди уже виден дворец, над входом в который написаны волшебные слова, открывающие нам дверь в удивительный мир.
Прочитаем же эти слова.
«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК»
Ведущий: Наша тропинка привела команды в сказку «Двенадцать месяцев»
Помогите принцессе правильно написать слова, и профессор подскажет вам дорогу.
Конкурс «Знатоки орфографии»
Учитель диктует математические термины. Миллиард, отрезок, периметр, координата, единица, параллелепипед, длина, ноль, уравнение.
Мостик (цейтнот)
Ведущий: Возле мостика через реку команды встретил Сеньер Помидор - не хочет пускать команды дальше, пока не убедится, что они хорошо знают сказки.
«Числа в сказках» (за каждое название -1 б)
Команды по очереди должны назвать сказки, в названии которых встречаются числительные. Команда, не предложившая в течение 30 с, проигрывает. ( 3 мин) или угадать сказку по кадрам из мультфильмов.
На слайдах изображены кадры из мультфильмов, в названии которых есть число. («Вовка в тридевятом царстве», «38 попугаев», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя», «Цветик - семицветик», «Шел трамвай десятый номер», «Дюймовочка», «Три поросенка»)
Задание: угадать названия мультфильмов.
Ведущий: Переправившись через реку, команды увидели, что к лесу подошла Красная Шапочка, а за ней – Серый Волк. Капитаны отправляются вперед предупредить бабушку. Решив задачи, они подскажут ей, на какой код закрыть дверь, чтобы Волк не смог войти в дом :
«Конкурс капитанов»
Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос. Капитанам раздаются сигнальные карточки. Красная – «не согласен», зелёная – «согласен».
• в одной тонне тысяча килограмм «ДА» ----------------------------------1
• основная единица длины - сантиметр «НЕТ»
• для счёта предметов применяют натуральные цифры «НЕТ»
• цифра «ноль» означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа «ДА»-----------------------------------------------2
• лучи, на которые точка разбивает прямую, называются дополнительными друг другу «ДА»-----------------------------------------3
• ноль относится к натуральным числам «НЕТ»
• у плоскости есть края «НЕТ»
• результат сравнения двух чисел называют уравнением «НЕТ»
• в древней Руси число десять тысяч называли словом «тьма» «ДА»4
• число, из которого вычитают, называют «вычитаемое» «НЕТ»
• решить уравнение значит найти все его корни(или убедиться, что их нет) «ДА»----------------------------------------------------------------------5
• немецкого учёного Карла Гаусса называют королём математики «ДА»-------------------------------------------------------------------------------6
• чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное «ДА»--------------------------------------------------------------------7
• фут, верста, сажень, дюйм, ярд – это всё единицы массы «НЕТ»
• S = a • b – формула площади «ДА»----------------------------------------8
• площади равных фигур – равны «ДА»--------------------------------------9
• гектар – это площадь квадрата со стороной 100 м «ДА».------------10
Номер очередности ответов «ДА» и составляет искомый код
КОД : 12345678910
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а так же скобки
Верим, к финишу придёшь!
5 5 5 5 = 3
5 5 5 5 = 4
5 5 5 5 = 5
5 5 5 5 = 6
5 5 5 5 = 7
Проверь себя:
(5+5+5):5=3
(5·5-5):5=4
(5-5)·5+5=5
(5·5+5):5=6
(5+5):5+5=7
Конкурс «Анаграмма» (за каждое правильное слово – 1б)
Ведущий: Красная Шапочка прыгает по ним, как по камешкам. Давайте перепутаем слова, чтобы сбить Волка со следа - сыграем в анаграммы (поменяв порядок букв, нужно составить новое слово):
Лиса – (сила)
Карета – (ракета)
Колосок – (осколок)
Загон – (газон)
Иголка – (логика)
Топор – (ропот)
Ведущий: Бабушка и Красная Шапочка спасены. Ведь команды добрались до замка Кощея, где им осталось пройти последнее испытание.
Всё добро своё стерёг.
Но однажды заболел,
Из-за гриппа не сумел
Сосчитать своё богатство
Сундуков всего десяток
Ключ от них в пруду припрятан.
В каждом равное богатство.
Сосчитайте его, братцы:
Сто алмазов два рубина,
Жемчуга наполовину
От алмазов и рубинов.
Да ещё имел к тому же
Сорок семь свечей белужьих.
Так подумайте, сыночки,
И ответ мне дайте точный.
Задание участникам: сосчитать кощеево богатство
На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.
1-й сундучок
1) Вопросы – подсказки:
В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой, для построения равных углов.
Об этом предмете придумана загадка:
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)
2-й сундучок
2) Вопросы – подсказки:
История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами.
Эта вещь не имеет единственного числа
В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
Этому предмету посвящена загадка:
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы)
3-й сундучок
3) Вопросы – подсказки:
Год рождения игры – 1974 год.
Если играть без системы, то для достижения цели понадобится очень много лет ,
Используя определенную систему, можно достичь цели за несколько секунд.
Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
Внешний вид – правильный многогранник.
Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
Игра носит имя автора. (Кубик Рубика)
Сундучок от принцессы Формулы (со свитком внутри)
Я подарить хочу вам свой секрет,
Он будет вас хранить от школьных бед:
Помогут в математике достичь уменья
Смекалка, дружба и терпенье.
Принцесса Формула
« Математический сюрприз»
Ведущий: А мы завершаем путешествие « Математическим сюрпризом», к которому команды готовились заранее. В этом конкурсе оценивается артистичность, весёлость, активность и зажигательность . Ведь математика – это весёлая наука!
На сцену приглашается команда …
Ведущий: Вот закончилась игра, результат узнать пора.
Командам вручаются призы.
Чаепитие.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Запишите число твоего рождения
Умножьте его на 2
К полученному числу припишите нуль
К результату прибавьте 73
Полученное число умножьте на 5
Прибавьте номер месяца, в котором вы родились
Вычтите 365
Назовите полученный результат