АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
36 7014, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул.Даганова, дд. 19Б, +7 (8722) 60-04-33, e-mail: [email protected]
ОГРН 1070560001852, ИНН/КПП 0560034683, ОКПО 49166387
Открытый урок по математике
«Деление дробей»
5 класс
Разработала:
Мирзекеримова Н.Н.
Тема урока. Деление дробей
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: научиться выполнять деление дробей.
Планируемые результаты:
Личностные: устойчивый познавательный интерес.
Метапредметные:
- познавательные: строить логическую цепочку рассуждений;
-регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
Предметные:
-формулировать понятие взаимно обратных дробей;
- формулировать и записывать с помощью букв правила деления дроби на натуральное число, деления дробей;
-вычислять частное дроби и натурального числа, частное дробей.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин)
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Изучение новой темы.
Первичное закрепление (15 мин + физ.минутка 2 мин.)
Обучающая самостоятельная работа (6 мин + взаимопроверка 3 мин)
Рефлексия (5 мин)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Итог урока
Оборудование урока:
а) карточки для проведения проверочной работы, учебник; рабочая тетрадь
б) интерактивное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска;
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями. - Тудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? - У вас на столах солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. - Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее тучками. - Я думаю у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить
II.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Ребята позвольте загадать вам загадку.
«Она бывает барабанной, охотничьей и математической (обыкновенной)…» - Дробь
Верно, дробь — это то понятие, с которым мы с вами уже хорошо знакомы. Давайте подумаем, какие действия мы уже можем выполнять с дробями. (ответы детей:
Сложение, вычитание, умножение, сравнение, сокращение)
Устный счет.
Повторяем компоненты действий (при умножении, сложении, вычитании)
|
|
| |
Задача Незнайка решил начать новую жизнь (Рис 14). Он составил себе такое расписание на сутки: 1 \ 6 часть суток – чтение умных книг; 3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел; 1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 2 \ 8 часть суток с – занятия спортом; 8 часов на сон. Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполнимо ли его Желание? (Ответы детей Нет не сможет, т.к. в сутках 24 часа, а он насчитал больше) |
|
| |
Игра «Отвечай, не зевай» -Сколько сантиметров содержится в половине метра? (50см) -Сколько граммов содержится в четверти килограмма? (250г) -Сколько минут содержится в трети часа? (20мин) -Мальчик прочитал треть книги, что составило 20 страниц. Сколько страниц в книге? (60стр) б Туристы прошли 12 км. Это составило пятую часть всего пути. Чему равна длина всего маршрута? (60км) в) Площадь прихожей равна 8 м2 , что составляет десятую часть площади всей квартиры. Определите площадь квартиры. (80м.кв.) III. Изучение новой темы (6 мин) Создание условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (мини-беседа); акцентирует внимание на значимости темы. Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока. Давайте рассмотрим вот такой пример:
Прямоугольник разделим на 2 доли, каждая его доля это половина или . Теперь еще раз разделим каждую часть на 2, т.е. каждая его часть это
Продолжим деление, и теперь каждая его часть это Давайте более внимательно рассмотрим наши примеры. Итак, мы с вами делили на 2, нам с вами удобнее будет видеть и в делителе дробь (мы же с вами помним, что любое число можно представить в виде обыкновенной дроби). Внимательно посмотрите на числитель и знаменатель делимого и делителя. Ребята, каким образом имея в знаменателе делимого 2, а знаменателе делителя 1, а в числителе делимого 1, в числителе делителя 2 мы получили частное в котором, в числителе 1, а в знаменателе 8. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы мы получили вот такой результат. (Дети: дробь, на которую делим, заменить ей обратной и заменить действие деления на действие умножения) Молодцы! Все верно. Вот это и есть правило деления одной обыкновенной дроби на другую. Итак, еще раз!! Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно делимое умножить на дробь, обратную делителю. – записываю на доске правило деления красным мелом Ребята при делении дробей по-прежнему выполняются известные свойства, связанные с нулем и единицей Работа по учебнику стр 203-205, |
|
IV. Физминутка.
Задание №1. Учитель показывает обыкновенную дробь. Если дробь правильная ребенок встаёт. Если неправильная – садится. ; ; ; ; ; ; .
Задание № 2. Если высказывание верно – вытягиваем руки вверх, если неверно – руки в стороны.
V.Закрепление изученного
Обучающая самостоятельная работа (6 мин + взаимопроверка 3 мин)
Работа по учебнику стр 206
№ 925 работа в парах.
№ 926 в группах
1 группа примеры (а,б,в,г,)
2 группа (д,е,ж,з)
3 группа (и,к,л,м)
Самостоятельная работа
Умножьте дробь на целое число 23 · .
Вычислите .
Укажите число, обратное 1,4.
Выполните деление .
Вычислите наиболее простым способом: .
Найдите значение числового выражения .
Найдите значение числового выражения: .
VI Рефлексия
Организует подведение итогов урока. Вопросы учителя: Что нового узнали на уроке? Как называются законы сложения и умножения? Как записываются в буквенном виде? Что вызывает трудности? Продолжить высказывания об уроке:
1.Теперь я умею….
2. на уроке для меня было важно…
3.на уроке мне было сложно…
Как оцениваешь свою работу?
VII Домашнее задание
П. 4.11.стр 203-205,
выучить определения.
№937 стр. 207
VIII Итог урока
Литература: Математика: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. М.: Просвящение,2012 г.
Математика. Дидактические материалы. 5 класс Потапов Михаил, Шевкин Александр. М.: Просвящение,2012г.
Математическая разминка: кн.для учащихся 5-7 кл./В.А. Гусев, А.П.Комбаров. –М.: Просвящение, 2009г
EsPrezo.ru›9-servisov-dlya-sozdaniya-prezentacij/
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме: «Деление дробей»
УРОК ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «Деление дробей», новая для учащихся. Предыдущие уроки были посвящены умножению обыкновенных дробей. На последнем уроке перед этой темой ребята познакомились с взаимно обратными числами.
В классе 8учеников, из них 4мальчика и 4 девочки. Один ребенок с ОВЗ. Дети примерно одного возраста. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны. 2ученика класса имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески. Трудности с ребенком ОВЗ, не организована, низкий темп работы, гиперактивна.
Исходя из целей урока, было запланировано 8 учебно-воспитательных моментов (УВМ). Изучение новой темы базируется на двух умениях: умножать дроби и находить дробь, обратную данной, поэтому отдельно отведено время урока повторению этих правил.
Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Закрепление спланировано через Работу в парах, работу в группах индивидуальную работу, через использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, тестирование, поисковый метод, Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.
Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.
Следующие три УВМ я объединила в этап рождения новых знаний. На первом УВМ успешно прошла подготовка учащихся к усвоению нового материала в форме устного счета,.На втором УВМ при решении задачи о прямоугольнике дети самостоятельно поставили для себя цель урока: научиться делить дроби, . При разрешении проблемной ситуации удалось сформулировать правило деления обыкновенных дробей.
6, 7 и -й УВМ объединяю в этап закрепления знаний. Первичное закрепление знаний методически правильно начала с работы по учебнику работы в парах, группаХ. Самостоятельная работа
На 8-м УВМ ребята с большим интересом анализировали свой путь познания на уроке, отмечая самое интересное. Тут же было прокомментировано домашнее задание.
Используемые методы, формы: взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, беседа в ходе фронтальной работы, постановка задачи, наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом (сравнение), самостоятельная работа, самоконтроль, рефлексия.
Данный урок был построен в соответствии с планом. Структура урока соответствует структуре уроков открытия новых знаний и общей цели учебной деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность
Урок начинается с создания положительного настроя на продуктивную работу. Для этого использовала девиз урока.
Результат: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, и организация внимания у всех учащихся.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения.
Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения актуализация знаний.
3.Задача: вспомнить и повторить основные правила при работе с десятичными дробями (сложение, вычитание). Для достижения этой цели я применила упражнения для устной работы с последующей проверкой.
Результаты: возможность учителя за 5-7 минут установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность скорректировать опорные знания и ликвидировать обнаруженные недостатки. Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения Задача: мотивировать учащихся на выведение тем урока. Результат: дети формулируют тему урока.
Цель: организовать постановку цели урока; создать условия совместного плана действий: определить средства достижения цели.
4.Учащиеся определяют цель, чем они будут заниматься на уроке.
Цель: реализовать построенный проект в соответсвии с планом. В ходе решениязадач с квадратами учащиеся определяют алгоритм и правило умножения десятичных дробей на натуральные числа и решают ту задачу, в решении которой возникли трудности.
5.Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи)
Цель: закрепить новые знания в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения. Выполняют задание с задания на умножение дробей на натуральные числа самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая устно. Работают в парах, группах На этом этапе основное внимание уделяла формированию регулятивныехУУД:т.е. уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
6. Релаксация (физминутка).
Цель: создать условия для снятия утомления. Выполнение упражнений для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. Результат: напряжение учащихся снято и учащиеся готовы к последующей работе.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности. Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между компонентами умножения, и если необходимо, устранить обнаруженные пробелы.
Проводится анализ конкретных результатов обучения:
какие получены достижения;
что было удачным на уроке, а что менее удачным;
объяснение причины своих неудач. Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности материала большинством средних и слабых учащихся, дать качественную оценку работы класса и каждому отдельно.
Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дала на дом повторить п.4.11 выучить определения решить №937
Выводы: я думаю, что урок прошел в достаточно активном режиме, старалась выдержать структуру урока открытия новых знаний и вовлечь в процесс работы всех учащихся, создать на уроке доброжелательную атмосферу и организовать работу так, чтобы повысить познавательный интерес учащихся и достигнуть максимальной результативности. Урок был высокой плотности, дети постоянно были заняты выполнением упражнений, которые были им предложены. Учащиеся на уроке проявляли активность, интерес, старались выполнять упражнения как можно правильнее и лучше. Я думаю, что я на уроке достигла поставленные мной цель и задачи.