Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Комсомольска-на-Амуре
Открытый урок по математике в 6 классе по теме:
«Сложение чисел с помощью координатной прямой».
Автор: учитель математики
первой квалификационной категории
Колосовская Елена Викторовна
89244181065
2014г.
Открытый урок по математике 6 класс.
Тема: «Сложение чисел с помощью координатной прямой».
Тип урока: отработка и закрепление навыков сложения чисел с помощью координатной
прямой.
Цели:
Образовательные: способствовать выработке и закреплению умений и навыков
сложения чисел с помощью координатной прямой, отработать
знания, умения и навыки по данной теме.
Развивающие: развитие интеллектуальной культуры учащихся (умение анализировать,
творчески мыслить, обобщать полученные знания),самостоятельности.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативные
способности учащихся (честность, взаимопомощь).
Задачи:
Обучающие: закрепить навык сложения чисел с помощью координатной прямой,
обеспечить повторение ранее изученного материала, создать условия
самоконтроля усвоения знаний и умений.
Развивающие: развитие навыков устного счета, математической
любознательности, познавательного интереса к предмету,
способность формированию умений применять приемы:
обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитие
логического мышления, речи, внимания, памяти.
Воспитания: воспитывать культуру математического мышления, честность,
взаимопомощь, умение самопроверять и анализировать свои ошибки.
Ход урока:
« Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным».
Б.Паскаль
«Прозвенел звонок. Начинается урок».
- Условия успешной работы каждого ученика на уроке:
Быть внимательным, самостоятельным, сообразительным.
Не оставлять вопрос без ответа
На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия
Не подглядывать, не подслушивать, не «проникать в мысли соседа».
Итак, начнем наш урок.
Предлагаю решить анаграмму, которая и сообщит нам тему сегодняшнего урока.
Ижослене елисч.
- Верно, тема урока «Сложение чисел - с помощью координатной прямой».
"Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться."
- Давайте попробуем сформулировать цели урока.
1. Закрепить навыки сложения чисел с помощью координатной прямой.
2. Проверить степень усвоения учащимися учебного материала в форме теста.
3. Воспитывать честность.
- На ваших партах лежат маршрутные листы, которые в течение урока каждый должен заполнить, объективно оценивая свои знания.
Проверка домашнего задания. (оцените)
№ 1023(а-г) №1015(а,б,г) №1016
-4+5= 1 1. Ι +Ι=10 -5,2 -
3+(-2)=1 2. Ι+Ι= 3,1 -3 -
-6+8= 2 4. Ι +Ι=
-7+0= -7
- А теперь небольшая разминка: Перед вами квадрат чисел.
Назовите положительные (отрицательные) числа.
Их расположение на координатной прямой.
Какие числа называются противоположными?
Найдите в этом квадрате противоположные числа. (1 и -1; 2 и -2).
Что такое модуль числа?
Назовите модули чисел -6, 2; -4.
Сравните числа -3 и -4. Почему?
Расположите числа синего цвета в порядке убывания.
Ребята, а знаете ли вы, где появились отрицательные числа?
А ответ на этот вопрос вам подскажет расположение чисел красного цвета в порядке возрастания.
А теперь расположите все эти числа, независимо от цвета в порядке
1ученик – возрастания, 2ученик – убывания.
- Используя рисунки, укажите на координатной прямой расположение числа 0.
(оцените свои устные ответы)
Итак, ребята, какое же действие с числами можно выполнять с помощью координатной прямой?
- Что значит к числу а прибавить число в? (число а изменить на в единиц)
- Что значит изменить число на координатной прямой? (переместить влево или вправо)
- Как называются компоненты при сложении?
Задание: Выполните сложение с помощью координатной прямой
-5 + 7 = 2 3 + (-6) = -3 -1 + (-3) = -4 (Проверяем и оцениваем).
- Что же произошло с первым слагаемым в каждой сумме? Почему?
(от прибавления положительного числа – увеличилось, от прибавления отрицательного числа – уменьшилось).
Следующее задание: Заполни пропуски
-4 + 7 = 3 5+ (-6) = -1 1+ (-3) = -2 (Проверяем и оцениваем).
Открываем учебник и решаем задание: № 1005 № 1009
-Ребята, а сколько слагаемых может быть в выражении?
- Поэтому складывать с помощью координатной прямой можно три числа.
- Давайте посмотрим как это делается.
Пример: -1 + 4 + (-7) = -4 5 + (-7) + (-1) = -3
- А теперь попробуйте выполнить следующее задание самостоятельно:
В-1 -1 + 5 + (-8) = -4 В -2 4 + (-9) + 6 = 1
3 + (-7) + 9 = 5 (-3) + 8 + (-7) = -2 (Проверяем и оцениваем).
В классе: № 1006 (назовите особенность при сложении чисел, которую вы заметили).
- А сейчас немного занимательности.
-Учитель предложил Незнайке решить дома следующее задание: «Найти сумму всех целых чисел от - 499 до 501». Незнайка как обычно сел за работу, однако дело шло медленно.
-Тогда на помощь ему пришли мама, папа, бабушка. Вычисляли пока от усталости не стали смыкаться глаза.
А вы, ребята, как бы решили такое задание?
Найти значение выражения: -499+(-498)+(-497)+…+497+498+499+500+501.
Решение: -499+(-498)+(-497)+…+497+498+499+500+501=(-499+499)+(-498+498)+
+(-497+497)+…+(-1+1)+0+500+501==500+501==1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от - 499 до 501 равна 1001.
Закрепление: тестовая работа
| 1 вариант | 2 вариант |
1 | -7+2 | -8+3 |
| а) 9 б) -9 в) -5 г) 5 | а) -11 б) -5 в) 11 г) 5 |
2 | 15+ (-15) | -20 + 20 |
| а) 0 б) 30 в) -30 г) 1 | а) -40 б) 1 в) 0 г) 40 |
3 | 4+ (-9) | 2+ (-6) |
| а) 13 б) -5 в) -13 г) 5 | а) -4 б) 8 в) 4 г) -8 |
4 | -2+ (-5) | -4 + (-3) |
| а) -3 б) 7 в) 3 г) -7 | а) 7 б) -1 в) 1 г) -7 |
5 | 8+ (-3) | 9 + (-5) |
| а) 5 б) -11 в) -5 г) 11 | а) -14 б) 4 в) -4 г) 14 |
6 | -6+ 10 + (-1) | -4+ 7 + (-1) |
| а) 15 б) -3 в) 3 г) 17 | а) 2 б) 12 в) 10 г) -2 |
Проверяем и оцениваем:
1 вариант | 2 вариант |
в, а, б, г, а, в. | б, в, а, г, б, а. |
- Следующее задание на проверку усвоения материала:
(Проверьте и оцените).
А сейчас игровой момент:
(Проверьте и оцените).
Подведем итоги урока. Поставьте себе итоговую оценку за урок.
Рефлексия. Вырази свое настроение.
Открываем дневники и записываем домашнее задание:
п.31 (правила) № 1023 (г-з), № 1024, № 1040(а-в).