Открытый урок по литературному чтению «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Отурытый урок по литературному чтению в 4 классе. Урок закрепление полученных знаний.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №44 г. Ставрополя


















Открытый урок в 4 классе

по литературному чтению

«В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»»















Выполнила:

учитель начальных классов

Мариенко Е.С.








г. Ставрополь

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением В. Ф. Одоевского «Городок в Табакерке».

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления о жанре «литературная сказка»;

- определить, в чём особенность данной литературной сказки, написанной как учебное пособие и найти значимые отличия от других литературных сказок, уже известных детям;

- пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки;

- выявить, чему учит автор;

- пополнять словарный запас учащихся;

- знакомить с предназначением старинных предметов, со словами-архаизмами, которые уже не употребляются в современной речи.

Развивающие:

- развивать умение работать с текстом: формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;

- развивать внимание, память, связную речь;

- развивать выразительное и осмысленное чтение,

- развивать умение анализировать произведение, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать события и поступки;

- способствовать развитию творческих способностей, воображения.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, интерес к изучению литературного чтения;

- способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к другу.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, колонки.

Учебник «Литературное чтение», 4 класс (авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова); презентация; музыкальная шкатулка; карточки с устаревшими словами для групповой работы; толковые словари для работы в группах; колокольчики для рефлексии.





Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

«Динь-динь-динь», -

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво. (Здраствуйте)

(У нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям и улыбнитесь.)


Тихо сели, спинки прямо.

К знаниям идём упрямо.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

и пятёрки получать!


  1. Артикуляционная разминка

Дети, сегодня нас ждёт урок путешествие в сказку!

А начнём урок с РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ (Слайд 2): посмотрите на слайд, прочитайте про себя и дружно повторяйте. Начали:


Динь-динь-дон

Слышен звон со всех сторон.

Ля-ля-ля

говорю всё чётко я.

Ши-ши-ши

Мои звуки хороши.


  1. Проверка домашнего задания


У меня в руках шкатулка,

Музыкальная она

Ах как музыка играет,

В ней так много волшебства.

(В руках учителя музыкальная шкатулка. Он открывает крышку шкатулки, включается музыка). (Слайд 3)


Ребята как вы думаете, какая тема нашего урока? (сказка «Городок в Табакерке» В.Ф. Одоевского) (Слайд 4)

К какому жанру относится это произведение? (Это литературная сказка).

Как понять, что сказка литературная, а не народная? (У литературной сказки есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция автора. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого автора, может иметь много вариантов).

Приведите примеры-пары знакомой вам литературной сказки и народной сказки. («Конёк Горбунок» автор Пётр Ершов и народная сказка «Колобок»; ««Красная Шапочка» автор Шарль Перро и «Лисичка со скалочкой».)

Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» (Автор – Владимир Фёдорович Одоевский).

Учитель демонстрирует портрет писателя. (Слайд 5)


Да, верно, В.Ф. Одоевский... Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной. У нас на уроке присутствует журналист, она возьмёт интервью, и мы узнаем о биографии В.Ф. Одоевского.


Приём «Микрофон».

Я журналист 4 «Ж» класса Заводнова Валерия.

1.Что вы можете сказать о происхождении В.Ф. Одоевского?

В.Ф. Одоевский был потомком старинного княжеского рода Рюриковичей. Он родился в 1803 году в Москве. Отец служил директором Московского банка, мать была крепостной крестьянкой.

2. Какое образование и где получил писатель?

Мальчик получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. Много лет тесные дружеские и творческие отношения связывали Одоевского с А.С. Пушкиным.

3.Что вы можете сказать об отношении Владимира Фёдоровича к детям?

Одоевский очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, организовывал детские приюты, детские больницы.

4.Под каким псевдонимом работал В.Ф. Одоевский и какие произведения написал?

Одоевский написал сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович».

«Городок в табакерке» он написал, как сказку в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», где Ириней - строгий, но добрый и понимающий детей наставник. Кстати говоря, Дедушка Ириней- это и есть псевдоним, под которым работал автор. В этой сказке научный материал Одоевский записал детям в занимательной и близкой для понимания сказочной форме.

Одоевский прославился как философ, журналист, издатель книг, талантливый музыкант, писатель - сказочник.


  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков


Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В. Ф. Одоевским в 1834 году.

А это - почти 2 века назад! И, конечно, в тексте много устаревших слов.

На прошлом уроке мы познакомились с этими словами. И сейчас посмотрим, как вы поняли их значение. Работать вы будете в группах, возьмите вот такую карточку Слева- устаревшие слова, справа – их значение, НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЯ соединяя линиями. (Слайд 6-7)


1 группа:

АВОСЬ

С СИМИ СЛОВАМИ

ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ


Может быть

С этими словами

Начали загораться

2 группа:

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

УЧТИВО

ОДИНАКИЕ


Одинаковые

Сосчитать нельзя

Очень вежливо

3 группа:

ПЁСТРЕНЬКАЯ

ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО


Опомниться

Окрашенная в несколько цветов

Обидно

4 группа:

НАБОЛЬШИЙ

СВОД

ИНДО


Даже

Старший

Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры


Ответы:

Авось - может быть.

С сими словами- с этими словами.

Затеплились звёздочки – начали загораться.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Одинакие – одинаковые.

Пестренькая- окрашенная в несколько цветов.

Опамятоваться –опомниться.

Досадно –обидно.

Набольший –старший.

Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры.

Индо- даже.

Готовы? Представитель от 1,2,3,4 группы. Ответы детей.

А теперь посмотрите на слайд, на нем правильные соответствия, сверти.

Молодцы, все группы справились.


Группа «ФИЛОЛОГИ»



У нас в классе работают филологи, они помогут нам познакомится с лексическим значением других слов этой сказки. Прошу выходите к доске, мы вас слушаем. (Вывешивают на доску слова, в столбик). (Слайд 8)



Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха.

Свод - верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.

Ставни - деревянные затворы к окнам.

Шатёр - покрывало в виде высокой многогранной пирамиды.

Молодцы! Спасибо, садитесь.



Филологи предлагают нам поработать с толковыми словарями.

Словарная работа.

Откройте словари, найдите слово «табакерка» Все нашли слово «табакерка»?

Познакомьтесь с лексическим значением слова. Кто может зачитать значение слова? (Слайд 9)

Табакерка - это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли - была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.


Но в нашей сказке речь идёт не о простой табакерке, а о старинной музыкальной табакерке. И путешествуя по сказке, мы даже изучим механизм табакерки.





А сейчас я предлагаю всем встать, физминутка. (Слайд 10)

Чтоб в шкатулочку попасть,

Надо маленькими стать,

Ну, а мы с вами большие,

Вот такие, вот такие.

Мы пригнёмся. Мы прогнёмся.

Дети встают из-за парт.

Присели.

Встали.

Потянули ручки вверх и опустили. (2 раза)

Полуприсели, встали, прогнулись назад.

Сядем на свои места,

Глазки все закроем –

Волшебство устроим.

Внутрь с вами попадем,

И, конечно, все поймем…

Открываем, смотрим вниз,

Вверх все глазки поднимаем.

Жмурим сильно, разжимаем…

Прямо в сказку попадаем!

Дети садятся на свои места.

Закрывают глаза.



Открывают глаза.

Смотрят вниз.

Смотрят вверх.

Зажмуривают глаза и снова открывают.


  1. Работа по теме урока

Минутка активного чтения.


Ребята, откройте учебники и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать. Начали: (Слайд 11)


Беседа с выборочным чтением.

Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)

Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе? (Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками).

Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное? (Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)

Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку? (Восторг и любопытство).


Проходим мастер-класс.

Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «Вдруг, невидимо где, заиграла музыка».

Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение, а вы внимательно следите! (Слайд 12) (Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи». Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом.)

Группа «АРТИСТЫ»

У нас в классе присутствуют артисты, дадим им слово. (Слайд 13)

«Автор: отрывок из сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

(«-Папенька!......иначе всё изломается»)

(- Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

- Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

- Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

- Право, мой друг, там и без тебя тесно.

- Да кто же там живёт?

- Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

- Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? - спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

- Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.)


Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.

Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка.


Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события? (С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).

Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком? (Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он большой.)


Группа «ХУДОЖНИКИ» (Слайд 14)

К нам пришли художники. Давайте посмотрим рисунки, которые для нашего урока подготовила эта творческая группа (демонстрация рисунков). Дети прошу вас выйти к доске.


Группа «АРТИСТЫ» (Слайд 15)

А сейчас поиграем, мне в этом помогут артисты. Игра «Угадай героя сказки»

Девочки подготовили для вас отрывки из сказки. Догадайтесь, кто какого героя представляет.


1 ученик: «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» 

Дети, кто сказал эти слова:( «молоточки») (Слайд 16)


2 ученик: «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…»

Дети, а кто сказал эти слова: («валик») (Слайд 16)


3 ученик: «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц».

Чьи это слова: («пружина») (Слайд 16)

Молодцы!


  1. Обобщение полученных знаний

А для того, чтобы проверить, правильно ли мы узнали составляющие музыкальной шкатулки, предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Фиксики. Музыкальная шкатулка», где герои побывали внутри такой шкатулки и разобрались с механизмом её устройства. (Слайд 17)


Тестовая работа по произведению.

А сейчас, возьмите карточку-тест. Тест состоит из 7 вопросов, найдите правильный ответ и отметьте галочкой. Приступайте к работе. (У каждого ребёнка на столе карточка с тестом.)

КАРТОЧКА-ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук - Тук 
б) Динь - Динь 
в) Дзынь - Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.

а) _____________________ в) _____________________ 
б) _____________________ г) _____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия б) литература  в) механика


Ребята сейчас мы проверим, как вы справились с тестом. Я буду зачитывать вопрос, а вы хором давать правильный ответ.

Молодцы ребята, я вижу, что вы все внимательно читали сказку.


Группа «ПСИХОЛОГИ» (Слайд 18)

А сейчас слово психологам.

Ребята - вот Миша, на столе карточки с характеристикой разных качеств человека.

Из всех предложенных карточек выберите только те, которые помогают составить правильную характеристику главного героя сказки.

(Миша: - осторожный -воспитанный - учтивый -любознательный

-внимательный -любопытный - находчивый -добрый.) (На доске).

Молодцы, ребята спасибо.


Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

МОЁ высказывание. = все мы разные

Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?

Советы:

= без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;

= хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);

= не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы, береги чужой труд!

= всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.

Правильно ребята, молодцы.


  1. Итог урока (Слайд 19)

Домашнее задание, возьмите карточку с домашним заданием, я предлагаю вам подумать: Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить? Придумайте свою сказку о путешествии в нём.


  1. Рефлексия (Слайд 20)

У вас на столе лежат колокольчики разного цвета: красный, зелёный, жёлтый.

Если вам на уроке было интересно и познавательно, это зелёный колокольчик.

Если у вас остались вопросы по теме урока, вы что-то не поняли, это жёлтый колокольчик.

Если урок показался сложным, это красный колокольчик.

Подумайте, выберите, а теперь поднимите свои колокольчики.

Ребята больше всего было зелёных колокольчиков, мне приятно, что урок оказался для вас интересный.

Сегодня на уроке, вы очень хорошо работали, и поэтому все получают пятерки.

У нас на уроке присутствуют гости, поблагодарим их и вручим им подарки.

На этом наш урок окончен. (Слайд 21)












11


Сохранить у себя:
Открытый урок по литературному чтению «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки