Открытый урок по биологии 5 класс в форме ФГОС

Открытый урок по биологии 5 класс в форме ФГОС по учебнику Пономарёвой И.Н.

Содержимое разработки

Открытый урок по биологии 5 класс в форме ФГОС по учебнику Пономарёвой И.Н.

Разработала: Шишкина Н. М.

Тема урока: Бактерии.


Алгоритм урока.

1. Организационный этап.

2.Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Актуализация знаний.

4.Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6.Первичное закрепление.

7.Информация о домашнем задании.

План урока:

1. Рубрика «Теоретическая». Вступительное слово учителя, актуализация знаний - 10 мин.

2.Рубрика «Путешествие по лабораториям». Деление на группы, мозговой штурм - 10 мин.

3. Рубрика « Актуальная проблема»-3 мин.

4.Рубрика «Рефлексия». Составление общей схемы и ее защита-10

5.Рубрика «Теоретическая».-10 мин.

6. Домашнее задание, творческие проекты, исследования. -2 мин.

Ход урока:

1 Вступительное слово.

«Здравствуйте ребята! У меня в руках глобус – это модель нашей планеты. Перенесемся на много миллионов лет назад. На Земле было тихо и безмолвно, шумели волны, шли дожди, сверкали молнии. Атмосфера не содержит свободного кислорода, он находится только в составе окислов. Почти никаких звуков, кроме свиста ветра, шипения извергающейся с лавой воды и ударов метеоритов о поверхность Земли. Ни растений, ни животных, ни бактерий. Может быть, так выглядела Земля, когда на ней появилась жизнь? Мировом океане 4 млрд. лет назад появились первые живые организмы, которые стали осваивать сушу и все среды обитания. В это время зародились и бактерии – удивительные мельчайшие организмы.


(1,2,3 слайды)

Николай Заболоцкий
Сквозь волшебный прибор Левенгука
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.


Люди узнали о существовании бактерий сравнительно недавно. Как вы думаете почему?

- потому, что невозможно было увидеть мельчайшие организмы без увеличительных приборов.

Открытие микроскопа.

Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг.

Цель: помочь учащимся сформулировать тему урока, обозначить цели.

Как вы думаете: какая тема сегодняшнего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

Цель: получить представление о бактериальных организмах.

Мы совершим экскурсию в биологическую лабораторию.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки.


Новое понятие - бактерии

Лаборатория теоретическая. Работа с карточками.

(Слайд №4)

У вас на столах есть карточки «Царства органического мира», разложите их.

  1. Какие царства живых организмов изображены?

  2. Теперь на обратной стороне рассмотрим строение клеток. Сравните эти клетки.

3.Какие Вы замечаете различия?

Правильно у бактерий нет обособленного ядра, а есть ядерное вещество. Поэтому они относятся к прокариотам – доядерным организмам.

Организмы имеющие обособленное ядро относят к эукариотам.

Основоположником науки микробиологии был французский ученый Луи Пастер.

Микробиология – это наука изучающая строение и жизнедеятельность микроорганизмов. Находятся бактерии повсюду в воздухе, в воде, почве, а некоторые населяют наши тела. Когда рождается ребенок, в нем поселяется через час около 10 видов бактерий. А всего в нашем организме около 500 видов бактерий. Есть полезные и вредные. На каждом квадратном сантиметре кожи человека живут примерно 40.000 микробов. По форме и скоплениям различают несколько групп настоящих бактерий.

Цель: изучить строение и формы бактерий.


Рубрика «Путешествие по лабораториям». Мозговой штурм. (Слайды №4-11)

Представьте себя в качестве ученых.

Класс делится на 3 лаборатории:

1.Изучает формы и строение бактерий, записывает и озвучивает.

2. Изучает размножение бактерий.

3.Питание бактерий, что такое спора?

Формы бактерий.

  1. Кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки - округлые

  2. Бациллы – палочки.

  3. Вибрионы – дугообразные

  4. Спириллы – извитые



Строение клетки: оболочка, жгутики, цитоплазма, ядерное вещество.



Размножение бактерий:

Сначала делится ядерное вещество, а затем цитоплазма. При благоприятных условиях клетки делятся каждые 20 минут.

По типу питания бактерии бывают гетеротрофами и автотрофами.

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами.

Автотрофы – бактерии сами синтезируют органические вещества.

По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробы и анаэробы.

Аэробы – существуют только в кислородной среде.

Анаэробы - существуют в бескислородной среде. Симбионты – сожительствуют с растениями и животными, обмениваясь веществами.

Клубеньковые бактерии поселяются в корешках бобовых растений. Усваивают азот и снабжают им растение. У растений берут для питания органические вещества.

(Слайд№12)

При наступлении неблагоприятных условий, клетка бактерии покрывается плотной оболочкой. Которая называется СПОРОЙ.

Цель: определить глобальное значение бактерий в природе

Рубрика « Актуальная проблема»

Проблемный вопрос. - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

«Бактериям – этим Бесконечно малым Живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе». Луи Пастер.

Почему так высказывался ученый?

Цель: закрепить знания по изученной теме.

Рубрика «Рефлексия». Составление общей схемы и ее защита

Бактерии

Прокариоты




1.Строение клетки




2.Схема размножения


3.Способы питания, образование спор

Цель: проверить степень усвоения материала,

подвести итоги.

Рубрика «Теоретическая». А теперь мы посмотрим, как наши ученые поработали в лабораториях и какие они сделают выводы. Учащимся предлагаются каточки с тестами по вариантам.

Критерии оценки:

1 ошибка-«5»

2 ошибки-«4»

3 ошибки-«3»

Дополнительными баллами оценивается работа в группах, выступления при защите, в ходе урока.

Цель: наметить и разобрать темы творческих и исследовательских работ.

Домашнее задание.

Выучить параграф №11. Подготовить сообщения о роли бактерий, творческое задание – составить кроссворд (учитель показывает образец),

(Слайд №13,14)

выполните исследование с картофелем, выращивание картофельной палочки.

(Учитель рассказывает инструкцию)





Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3.Составьте план текста.





3 группа

Как питаются бактерии?

- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.



2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. ( на столе ярлыки одежды).


1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только существительные

Сохранить у себя:
Открытый урок по биологии 5 класс в форме ФГОС

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки