Открытый урок по биологии 5 класс в форме ФГОС по учебнику Пономарёвой И.Н.
Разработала: Шишкина Н. М.
Тема урока: Бактерии.
Алгоритм урока.
1. Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Актуализация знаний.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6.Первичное закрепление.
7.Информация о домашнем задании.
План урока:
1. Рубрика «Теоретическая». Вступительное слово учителя, актуализация знаний - 10 мин.
2.Рубрика «Путешествие по лабораториям». Деление на группы, мозговой штурм - 10 мин.
3. Рубрика « Актуальная проблема»-3 мин.
4.Рубрика «Рефлексия». Составление общей схемы и ее защита-10
5.Рубрика «Теоретическая».-10 мин.
6. Домашнее задание, творческие проекты, исследования. -2 мин.
Ход урока:
1 Вступительное слово.
«Здравствуйте ребята! У меня в руках глобус – это модель нашей планеты. Перенесемся на много миллионов лет назад. На Земле было тихо и безмолвно, шумели волны, шли дожди, сверкали молнии. Атмосфера не содержит свободного кислорода, он находится только в составе окислов. Почти никаких звуков, кроме свиста ветра, шипения извергающейся с лавой воды и ударов метеоритов о поверхность Земли. Ни растений, ни животных, ни бактерий. Может быть, так выглядела Земля, когда на ней появилась жизнь? Мировом океане 4 млрд. лет назад появились первые живые организмы, которые стали осваивать сушу и все среды обитания. В это время зародились и бактерии – удивительные мельчайшие организмы.
(1,2,3 слайды)
Николай Заболоцкий
Сквозь волшебный прибор Левенгука
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Люди узнали о существовании бактерий сравнительно недавно. Как вы думаете почему?
- потому, что невозможно было увидеть мельчайшие организмы без увеличительных приборов.
Открытие микроскопа.
Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг.
Цель: помочь учащимся сформулировать тему урока, обозначить цели.
Как вы думаете: какая тема сегодняшнего урока?
Какие цели мы поставим перед собой?
Цель: получить представление о бактериальных организмах.
Мы совершим экскурсию в биологическую лабораторию.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки.
Новое понятие - бактерии
Лаборатория теоретическая. Работа с карточками.
(Слайд №4)
У вас на столах есть карточки «Царства органического мира», разложите их.
Какие царства живых организмов изображены?
Теперь на обратной стороне рассмотрим строение клеток. Сравните эти клетки.
3.Какие Вы замечаете различия?
Правильно у бактерий нет обособленного ядра, а есть ядерное вещество. Поэтому они относятся к прокариотам – доядерным организмам.
Организмы имеющие обособленное ядро относят к эукариотам.
Основоположником науки микробиологии был французский ученый Луи Пастер.
Микробиология – это наука изучающая строение и жизнедеятельность микроорганизмов. Находятся бактерии повсюду в воздухе, в воде, почве, а некоторые населяют наши тела. Когда рождается ребенок, в нем поселяется через час около 10 видов бактерий. А всего в нашем организме около 500 видов бактерий. Есть полезные и вредные. На каждом квадратном сантиметре кожи человека живут примерно 40.000 микробов. По форме и скоплениям различают несколько групп настоящих бактерий.
Цель: изучить строение и формы бактерий.
Рубрика «Путешествие по лабораториям». Мозговой штурм. (Слайды №4-11)
Представьте себя в качестве ученых.
Класс делится на 3 лаборатории:
1.Изучает формы и строение бактерий, записывает и озвучивает.
2. Изучает размножение бактерий.
3.Питание бактерий, что такое спора?
Формы бактерий.
Кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки - округлые
Бациллы – палочки.
Вибрионы – дугообразные
Спириллы – извитые
Строение клетки: оболочка, жгутики, цитоплазма, ядерное вещество.
Размножение бактерий:
Сначала делится ядерное вещество, а затем цитоплазма. При благоприятных условиях клетки делятся каждые 20 минут.
По типу питания бактерии бывают гетеротрофами и автотрофами.
Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами.
Автотрофы – бактерии сами синтезируют органические вещества.
По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробы и анаэробы.
Аэробы – существуют только в кислородной среде.
Анаэробы - существуют в бескислородной среде. Симбионты – сожительствуют с растениями и животными, обмениваясь веществами.
Клубеньковые бактерии поселяются в корешках бобовых растений. Усваивают азот и снабжают им растение. У растений берут для питания органические вещества.
(Слайд№12)
При наступлении неблагоприятных условий, клетка бактерии покрывается плотной оболочкой. Которая называется СПОРОЙ.
Цель: определить глобальное значение бактерий в природе
Рубрика « Актуальная проблема»
Проблемный вопрос. - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
«Бактериям – этим Бесконечно малым Живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе». Луи Пастер.
Почему так высказывался ученый?
Цель: закрепить знания по изученной теме.
Рубрика «Рефлексия». Составление общей схемы и ее защита
Бактерии Прокариоты |
1.Строение клетки |
2.Схема размножения |
3.Способы питания, образование спор
Цель: проверить степень усвоения материала,
подвести итоги.
Рубрика «Теоретическая». А теперь мы посмотрим, как наши ученые поработали в лабораториях и какие они сделают выводы. Учащимся предлагаются каточки с тестами по вариантам.
Критерии оценки:
1 ошибка-«5»
2 ошибки-«4»
3 ошибки-«3»
Дополнительными баллами оценивается работа в группах, выступления при защите, в ходе урока.
Цель: наметить и разобрать темы творческих и исследовательских работ.
Домашнее задание.
Выучить параграф №11. Подготовить сообщения о роли бактерий, творческое задание – составить кроссворд (учитель показывает образец),
(Слайд №13,14)
выполните исследование с картофелем, выращивание картофельной палочки.
(Учитель рассказывает инструкцию)
Инструкция
Общая часть для всех групп
1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3.Составьте план текста.
3 группа
Как питаются бактерии?
- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.
2 группа
- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. ( на столе ярлыки одежды).
1 группа
- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только существительные