Особый тип учебных занятий, как фактор формирования и развития коммуникативных навыков обучающихся (из опыта работы).
Геросьянова Г.Н., учитель физики ФКОУ СОШ
ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Еремкина Н.И., учитель истории ФКОУ СОШ
ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Особый тип учебных занятий – это занятия не классно – урочного типа, а коллективные учебные занятия в разновозрастном учебном коллективе, в котором каждый обучается по своей индивидуальной программе.
Такие занятия проходят у нас в школе один раз в неделю, когда обучающиеся живут по определенным законам. Этот день так и называется - «День без классов и уроков».
Ведущий принцип таких коллективных занятий формулируется следующим образом: «Всё, что делается в учебной группе, делается ради каждого и через каждого», т.е. деятельность строится по принципам индивидуализации и всеобщего сотрудничества.
ДБКУ («День без классов и уроков») в школе начинается с подготовительного этапа за 1 день до его проведения и проходит в 2 такта:
В первом такте на 6 уроке каждый ученик получают ИУП (Индивидуальный учебный план). Подписывает на нем свою фамилию (для того, чтобы дежурный учитель знал, чей это ИУП и смог внести фамилию ученика в списки сводных групп). Затем ученик начинает выбирать учебные предметы, темы и способы их освоения. Остальные данные пока не нужны. Ученики уже знают, что ДБКУ проходит 5 уроков (примерно 210 минут). Обязательными для реализации ДБКУ являются три основных способа освоения: МР (Методика Ривина); ВПТ (Взаимопередача тем); СИ (Самостоятельное изучение). Если ученик выбрал способ освоения темы по методике ВОЗ, то группа будет сформирована в том случае, если эту методику выбрали не менее 6 обучающихся. Если количество обучающихся менее 6 человек, то ученику предлагается заменить способ обучения на другой. Таким образом, методика ВОЗ (Взаимообмен заданиями) реализуется по согласованию обучающегося с учителем – предметником.
Клубная деятельность выбирается по желанию самого ученика (для смены деятельности, отдыха).
К учебному времени обучающиеся могут «приплюсовать» время для сдачи зачетов и получения консультаций учителей – предметников.
Учитель просит обратить внимание на следующие разделы ИУП:
Предмет | Тема | Способ освоения | Примерное время (мин) | Форма материального результата при первичном освоении | Выбор в минутах | Дата
|
Обучающиеся начинают выбирать учебные предметы, темы, способы освоения (методики), а главное – просчитывают время, чтобы уложиться в 210 минут. В ИУП точками (или другими значками) помечают свой выбор (используется знак «точка», «звездочка» и т.д.).
Во втором такте (после уроков) дежурный учитель составляет следующие материалы:
Занятость учителей в ДБКУ
№ п/п | Ф.И.О. учителей | МР | СИ | ВПТ 8.45 – 10.35 11.10-13.00 | Консультации | Клубная деят-ть |
| Еремкина Н.И. | 8.45 - 9.25 (I группа) | 11.00 -12.00 | - | 9.30 - 10.30 12.10 - 13.00 | - |
| Великоредчанина Т.В. | 9.35 - 10.15 (III группа) | - | 8.45 - 9.30 | 11.10 - 13.00 | - |
| Трушина Е.Н. | - | 12.30 - 13.00 | 11.00 - 12.00 | 9.30 - 10.30 | - |
| Толмакова Л.А. | 8.45 - 9.25 (II группа) | - | 9.30 - 10.35 | 12.00 - 13.00 | - |
| Геросьянова Г.Н. | 12.00 - 12.40 (V группа) | 9.30 - 10.35 | - | 11.10 - 11.50 | - |
| Атмайкина О.С. | 11.10 - 11.50 (IV группа) | - | 12.00 - 13.00 | 11.10 - 11.50 | - |
| Ламтюгина И.М. (дежурный учитель) | - | 8.45 - 9.30 12.00 - 12.30 | - | 9.30 -10.35 11.10 - 12.00 | - |
| Белянинова В.В.(педагог – организатор) | - | - | - | - | 9.30 - 10.30 12.00 - 13.00 |
Обучающиеся разделены на группы, примерно равные по численности (для того, чтобы удобно было работать в парах сменного состава). Группы формируются так (по возможности), чтобы обучающиеся были с разными учебными темами.
Для освоения предмета (темы) по методике Ривина и ВПТ отводится конкретное время:
МЕТОДИКА РИВИНА (предметы)
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
8.45-9.25 каб.303 | - 9.25 каб.302 | 9.35 -10.15 каб.302 | 11.00-11.50 каб.303 | 12.00-12.40 каб.303 |
Николай А. (био.) Василий В. (ист.) Данила В. (русс.яз.) Антон Г. (хим.) и т.д. | Роман Б. (ист.) Дмитрий Б. (мат.) Глеб Б. (информ.) Артем З. (ист.) и т.д. | Алексей Б. (физ.) Алексей С. (мат.) Дмитрий М. (хим.) Айслан М. (ист.) и т.д. | Данила П. (физ.) Алексей Р. (ист.) Данияр Х. (литер.) Сергей Ф. (ист.) и т.д. | Андрей Ч. (гео.) Виталий У. (физ.) Владимир Д. (ист.) Геннадий П. (англ.) и т.д. |
14 чел. | 14 чел. | 12 чел. | 14 чел. | 12 чел. |
МЕТОДИКА ВПТ (кабинет 304)
1 группа | 2 группа |
8.45-9.25 | 11.00-13.00 |
Даниил А. Евгений Б. Дмитрий Б. Геннадий П. и т.д. | Николай А. Роман К. Дмитрий С. Алексей Б. и т.д. |
На следующий день (после подготовительного этапа) ДБКУ в школе («День без классов и уроков») начинается с утреннего планирования. Обычно для этого отводится 45 минут (1 урок). Для контроля за обучающимися ДБКУ проводится на 3 этаже школы, задействовано 4 учебных кабинета. Для наших условий – это оптимальное решение. Обучающихся разводят по классам, чтобы не было «скученности»:
1 группа - 10 - е классы
2 группа - 11 класс
3 группа - 9 класс
4 группа - 8, 10В классы
В каждом классе на доске, на экране проектора, а также в коридоре на информационном табло размещены все материалы, составленные дежурным учителем. Тем не менее, на утреннем планировании в каждой группе находятся два учителя для оказания помощи воспитанникам в заполнении Плана на день. Обучающиеся, длительное время находящиеся в учреждении, самостоятельно заполняют свой План на день. Но, в условиях систематической сменяемости контингента воспитанников, присутствие учителей необходимо.
Каждый обучающийся получает следующие материалы: Индивидуальную учебную программу (ИУП), в которой он вчера уже сделал свой выбор предметов, тем и способов освоения и План работы.
Учитель просит обратить внимание на следующие разделы ИУП:
Предмет | Тема | Способ освоения | Примерное время (мин) | Форма материального результата при первичном освоении | Выбор в минутах | Дата
|
Учитель дает установку: ДБКУ проходит 5 уроков (примерно 210 минут). Обязательными для реализации ДБКУ являются три методики: МР (Методика Ривина), ВПТ (Взаимопередача тем), СИ (Самостоятельное изучение). Методика ВОЗ (Взаимообмен заданиями) – по согласованию с учителем – предметником. Клубная деятельность по желанию самого ученика. Кроме этого, ученикам предлагается сдать зачеты по отработанным темам учителю – предметнику или получить у него необходимую консультацию. Время зачетов и консультаций плюсуется к основному времени ДБКУ.
Обучающиеся находят свою фамилию в списках сводных групп, уточняют время (для этого могут свободно выйти в коридор к информационному стенду, подойти к классной доске).
Обучающиеся знакомятся с расписанием зачетов и консультаций.
Обучающиеся начинают проверять правильность своего выбора на подготовительном этапе, а главное – вновь просчитывают время, чтобы уложиться в 210 минут.
Как только обучающиеся все проверили, уточнили, они начинают заполнять План работы на день, внося в него записи в хронологическом (временном) порядке.
План работы на день
Ф.И.____________________
План работы на _________________________ 2020 г.
| ||||||
Время | Продолжи – тельность | Как и с кем работаю МР., ВОЗ, ВПТ, СР Найти пару для ВПТ Найти группу МР, ВОЗ | Предмет, тема | Ауд. | Форма материального результата при первичном освоении | Отметка учителя о принятии работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример одного индивидуального учебного маршрута
Каждый ученик строит свой индивидуальный маршрут, выбирает учебные предметы, темы и способы освоения.
Ф.И. Илья П.
План работы на 24.01.2020 г. | ||||||
Время | Продолжительность | Как и с кем работаю МР., ВОЗ, ВПТ, СИ Найти пару для ВПТ Найти группу МР, ВОЗ Практическая работа/ тренаж/зачёт | Предмет, тема | Ауд. | Форма материального результата при первичном освоении | Отметка учителя о принятии работы |
8.45 - 9.25 | 40 | ВПТ (география) |
|
| Ответы на контрольные вопросы |
|
9.30 - 9.40 | 10 | Консультация география |
|
|
|
|
9.40 - 10.00 | 20 | Клубная деятельность |
|
|
|
|
10.05 - 10.35 | 30 | СИ (история) |
|
| Выполнение теста |
|
11.10 - 11.40 | 30 | СИ (история) |
|
| Заполнение таблицы |
|
11.45 - 11.55 | 10 | Консультация история |
|
|
|
|
12.00 - 12.40 | 40 | МР (химия) |
|
| Составление плана текста |
|
12.40 - 12.50 | 10 | Консультация химия |
|
|
|
|
12.50 - 13.00 | 10 | Консультация история |
|
|
|
|
Итак, что происходит в этот день? В этот день нет фиксированного расписания, в начале учебного дня обучающиеся составляют собственный индивидуально – образовательный план. План учебного занятия складывается из взаимосвязанных индивидуальных планов деятельности каждого ученика и учителя. Он содержит информацию о каждом их шаге, каким предметом будет заниматься ученик, какое содержание (тему) осваивать, в какой форме, с кем, сколько примерно ему потребуется времени.
Разные виды учебной работы осуществляются в отдельных аудиториях: в одних обучающиеся учатся самостоятельно (вне зависимости от класса и предмета), в других – в парах обучаются по методике Ривина, в третьих – также в парах изучают предметный материал по методике взаимообмена заданиями и т.д. Напомним, время общее для всех, но каждый планирует свой день для себя сам: намечает разнообразные работы в разных местах и с разными напарниками и в соответствии с тем, что записано в его индивидуальной образовательной программе.
Обучающийся постоянно, на протяжении всего учебного дня, занимает разные позиции: то он обучаемый, то обучающийся, то проверяемый, то проверяющий, то тренирующий, то организующий учебный процесс. Таким образом, в течение учебного дня он постоянно переходит из одной формы деятельности в другую. Учителя же при этом создают такие условия, при которых происходит плодотворное сотрудничество одного подростка с другим, и каждый реализует свою программу за счет разных взаимодействий и в разных объединениях (кооперациях) с остальными участниками учебного процесса (другими учениками или учителями), достигая при этом своей цели и, позволяя другим за счет себя решать свои задачи.
В соответствии с выбором ученика и нашими целями (целями учителей), учительская кооперация планирует индивидуальный маршрут каждого ученика.
Обучающиеся, опираясь на этот маршрут, самостоятельно составляют свою образовательную программу, в которую входит работа в сводных группах, в парах постоянного и сменного состава Составляя программу, ребята договариваются друг с другом о времени и месте встречи. И это первый момент формирования коммуникативных навыков – умение договариваться.
Второй момент формирования коммуникативных умений - методика взаимообмена заданиями. Получая алгоритм работы в паре, карточку с заданиями, обучающийся вынужден взаимодействовать: не рассказать, а научить, т.е. он должен задать вопросы на понимание, а это еще один из коммуникативных навыков – умение задавать вопросы, выявляя неточности.
Третьим фактором формирования коммуникативных навыков является методика Ривина, которая представляет широкий, масштабный взгляд на взаимобучение и взаимодействие обучающихся в парах сменного состава.
В процессе работы учителю постоянно необходимо иметь в виду и такой ее важный аспект, обеспечивающий успешность обучения: характер общения обучающихся по заданному содержанию. Иными словами, надо учить искусству ведения диалога (в частности и в целом) продуктивному взаимодействию участников коллективных занятий.
Какие правила и нормы взаимодействия существуют в ученической кооперации?
Основные правила общения
1.При разговоре смотри на собеседника.
2.Говори по возможности тихо, чтобы не мешать другим.
3.Называй напарника по имени.
4.Не забывай благодарить учителя и напарника за работу.
Основные нормы учебной деятельности
1. Отведенное время по методике используй продуктивно, чтобы выполнить все запланированное на день.
2. Зачеты проходят в строго установленное расписание.
3. Методика Ривина, ВПТ проходит в строго установленное время.
4. Для работы по методике ВПТ самостоятельно найди напарника.
5. Внимательно слушай (читай) алгоритм работы.
Следует заметить, что наиболее подготовленные обучающиеся принимают зачет у ребят, которые выбрали самостоятельное изучение той или иной темы. Кроме этого, данные обучающиеся консультируют друг друга по наиболее сложным вопросам темы.
Учителя отмечают, что составление и реализация индивидуального план на день направлены на формирование и развитие у старшеклассника огромного спектра универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных) и является эффективным средством создания ученического коллектива и сплочения учительского сообщества.
Учительская кооперация получила навыки планирования, организации процесса, а также выявила достоинства и недостатки разработанных дидактических материалов. И общие методики стали универсальными и, наконец – то, начинали действовать приемы понимания и мышления.
Начать эту работу было сложно - мы считали, что учебное сотрудничество обучающихся и выполнение ими различных дидактических функций для наших воспитанников задача невыполнимая, а уж то, что они еще и обучать должны при этом друг друга... Но мы это начали, и у нас все получилось.
Во время рефлексии в конце учебного дня ребята пришли к выводу, что при такой организации работы не получится никому отсидеться за спинами других, при такой системе нужно много и добросовестно работать, объем работы намного выше, чем на уроках. При такой организации учебного дня складываются такие ситуации, в которых ты одновременно и свободен, и постоянно стоишь перед собственным выбором и ответственностью, когда очень многое приходится решать самому: выбирать темы и способы, договариваться с другими, соблюдать нормы, включаться в деятельность.