Особенности реализации технологии развития творческих способностей обучающихся на занятиях по «Основам литературного творчества» в школе при УУИС.

Особенности реализации технологии развития творческих способностей обучающихся на занятиях по «Основам литературного творчества»

Содержимое разработки

Особенности реализации технологии развития творческих способностей обучающихся на занятиях по «Основам литературного творчества» в школе при УУИС.

Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой гуманного процесса социально-воспитательного воздействия на личность преступника через воспитание. Важнейшей особенностью наших школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая.

В систему воспитания входит дополнительное образование. В нашей школе реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы литературного творчества» с января 2020 года.


Основная цель литературного творчества обучающихся: развитие связной устной и письменной речи, индивидуального языкового стиля школьника, литературно-творческих и читательских способностей (творческого воображения, словесно-образного мышления, художнической наблюдательности и интуиции, способности к сопереживанию и постижению психологии человека, остроты восприятия человека и природы); практическое овладение основными жанрами художественной литературы, публицистики, критики и литературоведения.


Работая над развитием творческих способностей обучающихся, мы решаем одновременно несколько педагогических задач:

  • создание условий, обеспечивающих выявление и раскрытие творческих способностей обучающихся, навыков литературного творчества;

  • формирование творческой личности обучающегося, читательских качеств;

  • развитие образной речи, навыков анализа текстов;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на художественное слово;

  • формирование умений использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

В основу работы положены следующие принципы:

1. Принцип индивидуальности. Творчество - это индивидуальный процесс, поэтому наши занятия сочетают с индивидуальными консультациями. Чтобы интерес к творчеству не иссяк, учителю необходимо моделировать ситуацию успеха для каждого из слушателей, очень деликатно формулировать критические замечания.

2. Принцип доступности. Учебные материалы должны быть по уровню сложности доступны обучающимся данного контингента.

3. Принцип преемственности. Для обучающегося разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на период обучения, который включает учебный материал в соответствии с программой по принципу «от простого к сложному».

4. Принцип систематичности. Развивать творческие способности – задача нашего курса. В начале занятия проводим «Творческую пятиминутку», на которых выступают обучающиеся с заранее подготовленными сообщениями по заданной теме. Такие пятиминутки приближают литературу к читателю, формируют читательский интерес, показывают, что литература - отражение времени.

5. Принцип результативности. Для творческого человека главное не только творить, воплощать на листе бумаги свои мысли, но и быть услышанным, получить отзыв на свое творчество, т.е. важен практический результат.

 

Практическим результатом работы является участие в очных школьных и заочных конкурсах; размещение лучших стихотворений в школьной стенной газете; выступление самодеятельных авторов на общешкольных мероприятиях. Участие в творческих мероприятиях и конкурсах повышает самооценку обучающихся.

Педагогические технологии, применяемые на занятиях по «Основам литературного творчества»:

Педагогические технологии

Описание

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед обучающимся задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.


Проектные методы обучения

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательная деятельность имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. В основе данной технологии лежат идеи Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучающихся и их представлений о мире. Каждый обучающийся получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и

социальному самоопределению.


Обучение в сотрудничестве

Организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа обучающихся в парах сменного состава. В ходе занятия каждый прорабатывает свою часть информации, обменивается ей с партнером, тот в свою очередь ищет нового партнера для взаимообучения.


Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от обучающегося к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого- педагогические диагностики личности.


Подводя итог, хочется сказать, что, несмотря на специфику нашего Учреждения, расположенного внутри режимного объекта, мы прилагаем усилия к выполнению важных задач дополнительного образования – обеспечение смены мировоззрения обучающихся, воспитание людей гражданского общества.

К. Д. Ушинский говорил: «Ученик - не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь…». Зароните в душу ученика искорку творчества, и, может быть, именно от нее запылает этот факел.









Сохранить у себя:
Особенности реализации технологии развития творческих способностей обучающихся на занятиях по «Основам литературного творчества» в школе при УУИС.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки