Особенности работы учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В нашей школе переход на ФГОС осуществлялся через:
изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
составление ООП НОО;
анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП требованиям ФГОС;
информирование родителей школьников всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
Была создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также ОУ:
федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС:
– Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"*; ( * Документ утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"; в соответствии со ст. 111 данный документ вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением ч. 6 ст. 108, вступившей в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки. – Примеч. ред. )
– ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России № 373;
– приказ Минобрнауки России № 373;
– письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
локальные акты ОУ по введению ФГОС:
– приказ об утверждении ООП;
– приказ об утверждении положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
– приказ об утверждении учебного плана начальной школы.
ФГОС НОО представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС НОО выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Одним из основных положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Для отслеживания уровня сформированности групп результатов мы используем:
1 -ые классы: Беглова Т.В, Битянова М.Р. «Школьный старт», целью которой является определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Кроме педагогической готовности первоклассника определяется и психологическая готовность (психолог – Л. Б.).
В 1 – 3 –их классах проводим промежуточную аттестацию : входной контроль и четвертной контроль, используя стандартизированные работы
1 – 2 –ые кл. –работы , разработанные Омским институтом повышения квалификации работников образования;
3 –и кл. Мишакина Т.Л. «Формирование универсальных учебных действий».
В конце учебного года проводим итоговые работы, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
1 – 3 кл. – «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования Е.В.Бунеева, А.А. Вахрушев;
Данное пособие позволяет определить в конце учебного года метапредметный результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
1 – 3 кл. – «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.
Задача комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых работ даёт возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Все работы включают в себя задания базового и повышенного уровня. 100% обучающихся должны выполнять задания базового уровня, а с заданиями повышенного уровня справляются не все обучающиеся.
Итоговая оценка складывается из накопленной оценки и
оценки за стандартизированные итоговые работы
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающихся.
Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, который позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Основные результаты НО:
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Изначально ООП НОО содержала 9 разделов. Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений…» от 22.09.2011г. №2357, зарегистрирован Минюстом России от 12.12 2011г. №22540 в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования произошли изменения. Сейчас ООП НОО состоит из трёх разделов:
-целевой;
-содержательный;
-организационный.
В ООП НОО нашего ОУ тоже были внесены изменения, но она еще нуждается в доработке. Например, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: учебный план НОО составлен на 2 учебных года, а нужно на 4 года обучения. Тоже самое касается и плана внеурочной деятельности. Не разработана программа коррекционной работы, которая направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание таким детям помощи в освоении ООП НОО.
Одним из пунктов Содержательного раздела является программа внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Выбор курсов внеурочной деятельности осуществлялся свободным выбором обучающимися и их родителями.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Включает в себя требования к кадровым условиям реализации ООП НОО:
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса:
-тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса;
-проектирование «учебных ситуаций»;
Организация работы учащихся:
-в группах и парах,
-в мобильных группах,
-индивидуальная поддержка детей,
-организация проектной деятельности;
Оценочная деятельность
Меняется и позиция учителя.
Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“соучастник”, “третейский судья”
Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.
-100% укомплектованность ОУ работниками образования;
- Курсовую подготовку прошли все учителя начальных классов.
Материально – технические условия реализации ООП НОО
Все учителя, работающие по ФГОС НОО обеспечены компьютерами,.
Учебно – методическое обеспечение реализации ООП НОО
Существует перечень учебно-методических пособий, которые должны быть в кабинете учителя, работающего по ФГОС НОО, но к сожалению у нас нет и малой части этого. И это проблема не одного нашего ОУ, а ОУ нашей страны.
Портрет выпускника
Мы надеемся, что реализация в начальной школе требований ФГОС НОО позволит обучающимся быть готовыми к учебе в основной школе и жизни в современном информационном обществе.