Особенности преподавания истории в группах среднего профессионального образования

Особенности преподавании истории в среднем профессиональном образовании.

Содержимое разработки

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ГРУППАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кулешова С.В., преподаватель

ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова», филиал

Московская обл. г. Раменское



В середине 90-х гг. XX в. в России в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 и решением коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. №24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» была обоснована необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые бы обеспечивали становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников. На основании этих документов в российской школе произошел переход к концентрической структуре школьного исторического образования, которая предполагает возвращение к изучаемому материалу. При этом один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

Существует два концентра: 5-9-й и 10-11-й классы. Поскольку студенты 1 курса СПО поступают к нам после получения основного общего образования, то мы обучаем их во втором концентре. Преподавание истории во втором концентре позволяет опираться на уже имеющиеся знания студентов, полученные в основной школе не только по истории, но и иным гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Необходимо, максимально отойдя от преподавательского монолога, организовать всевозможные диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая элементы историографии. Во втором концентре исторический документ может быть не столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа, источником познания истории.

Практика преподавания истории во втором концентре показывает три основные модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.

Таким образом, по мнению некоторых авторов, складывается следующий алгоритм пошаговой деятельности преподавателя:

1. ВСПОМНИТЕ («основа»), т.е. те знания, которые учащиеся должны донести из основной школы.

2. ОБДУМАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТЫ («расширение»), т.е. те дополнительные знания, которые учащиеся получают по данной проблеме в старшей школе.

3. ПОДУМАЙТЕ («углубление»), т.е. выделение проблем, требующих осмысления, их анализа и обсуждения.

Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить студентов самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании истории во втором концентре целесообразно использование многочисленных дополнительных материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную роль.

В современной методике преподавания истории существует множество различных технологий. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационных технологий в образовательном процессе.

Так, применяя метод эвристической беседы,  можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем.

Обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить то, что она позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание студентов на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность студента и развивается  критическое мышление.

Сложнее, на наш взгляд, применение игровой технологии. Она, безусловно, способствует развитию познавательной активности учащихся и порождает заинтересованность в изучении предмета. Однако данная технология требует полного контроля преподавателя над аудиторией и хороших навыков сознательной дисциплины у студентов. Поэтому особенно успешно ее можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

Использование информационных технологий помогает студентам ориентироваться в современном мире. Занятия с применением  ИКТ позволяют развивать у студентов познавательную активность, умение самостоятельно конструировать свои знания и находить необходимую информацию.


Сохранить у себя:
Особенности преподавания истории в группах среднего профессионального образования

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки