УДК 372
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ФАКУЛЬТАТИВ
Редькина Валентина Зигмундовна, Шерстобитова Ирина Николаевна
(КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловск)
На современном этапе развития общества перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан в ст. 11 приоритетными задачами системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
9) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения и т.д. [1].
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни.
На начальной ступени обучения русскому языку в школе большое значение придается внеурочной работе, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся [2].
Вместе с тем, организуя внеурочную работу по русскому языку, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Между тем и цели и задачи внеурочных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий, так как организуются только для желающих и интересующихся вопросами русского языка [3].
Внеурочная работа по русскому языку имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как к учебному предмету, углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников на уроках и во внеурочной деятельности, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками, одаренными, талантливыми детьми. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, областных, Республиканских очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Участие школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, помощь при поступлении в ВУЗ [4, 5].
В изложении сути и содержания предлагаемого опыта работы представлена реализация нашей работы на примере второго класса. Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 1 класса. В 1-2 классах эта работа осуществлялась систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми. В таблице 1 представлен план работы факультатива по русскому языку с одаренными учащимися 1 класса для подготовки их к олимпиаде.
Таблица 1 – План работы факультатива по русскому языку с одаренными учащимися 1 класса
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление одаренных детей (тестирование, наблюдение) | сентябрь | Учитель-предметник |
2 | Организация дифференцированного обучения, использование карточек для индивидуальной работы и контроля знаний на уроках | в течение года | Учитель-предметник |
3 | Информирование родителей | в течение года | Учитель-предметник |
4 | Организация участия учеников в проведении предметной недели по русскому языку (литературе), внеклассных мероприятий по предметам. | в течение года | Учитель-предметник |
5 | Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку | в течение года | Учитель-предметник |
Факультатив «Олимпиец» в структуре содержит пояснительную записку, ожидаемые результаты, учебно-тематический план для учащихся 2 класса. Представим их.
Пояснительная записка
Направленность факультатива «Олимпиец» - подготовка обучающихся к участию в олимпиадах по русскому языку. Для реализации данной цели у школьников должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения.
Новизна и актуальность введения в начальной школе факультативного курса «Олимпиец» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения функциональной грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга и подготовки детей к олимпиадам. Данный курс предназначен для обучающихся 2 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Особенность данного факультатива – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему обучающиеся научились на уроках обучения грамоте в 1 классе и чему научатся во 2 классе.
Особенность курса основана на том, что организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: научность; доступность; связь теории с практикой.
Учебно-тематический план факультатива «Олимпиец» для учащихся 2 класса представлен следующими темами:
1. Звуки и буквы. Входной тест (олимпиадные задания по программе первого класса).
2. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Что такое олимпиада?
3. Состав слова, лист ответа для олимпиады.
4. Звонкие и глухие парные согласные.
5. Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются. Психологический настрой. С каких вопросов нужно начинать олимпиаду?
6. Звуковая культура речи.
7. Грамматика.
8. Шипящие согласные.
9. Шипящие согласные.
10. Технология составление головоломок.
11. Слог.
12. Предложение – единица языка и речи.
13. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.
14. Технология составления загадок.
15. Ударение.
16. Ударение в словах, в которых все допускают ошибки.
17. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).
18. Орфографический словарь – твой помощник.
19. Мягкий знак.
20. Твердый знак.
21. Существительные – слова с предметным значением.
22. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.
23. Звонкие и глухие «двойняшки».
24. Имя существительное.
25. Рассказ – беседа о роли орфографии.
26. Имя прилагательное.
27. Имя существительное и имя прилагательное.
28. Дружба имени существительного с именем прилагательным.
29. Глагол.
30. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
31. Крылатые слова и выражения, происхождение слов.
32. Из чего состоят слова?
33. Итоговая олимпиада.
34. Итоговое тестирование.
Ожидаемые результаты:
- научиться обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак);
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне нескольких предложений);
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- работать со словарями, справочниками;
- участвовать в олимпиадах по русскому языку.
Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Таким образом, факультативные занятия позволяют полноценно подготовить учащихся к олимпиаде по русскому языку.
При таком подходе учащиеся начальной школы будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального.
С первых дней учебы задача учителя – показать учащимся радость познания мира, убедить, что силу уму придают упорный труд и тренировки. Только такая активная позиция ученика начальной школы приучает его ум к постоянному поиску.
Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319
2. Ушаков Н.Н и др. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985. – 241 с.
3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Владос, 2017. – 280 с.
4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку в начальной школе. – М.: АСТ, 2016. – 224 с.
5. Журавлева О.Н. Русский язык. Все задания для уроков и олимпиад. 2 класс. – М.: АСТ, 2018. – 16 с.
5