Особенности подготовки обучающихся начальной школы к участию в олимпиаде по русскому языку

В изложении сути и содержания предлагаемого опыта работы представлена реализация нашей работы на примере второго класса. Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 1 класса. В 1-2 классах эта работа осуществлялась систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми. В таблице 1 представлен план работы факультатива по русскому языку с одаренными учащимися 1 класса для подготовки их к олимпиаде.

Содержимое разработки

УДК 372


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ФАКУЛЬТАТИВ


Редькина Валентина Зигмундовна, Шерстобитова Ирина Николаевна

(КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловск)




На современном этапе развития общества перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.

В Законе «Об образовании» Республики Казахстан в ст. 11 приоритетными задачами системы образования являются:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

9) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения и т.д. [1].

Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни.

На начальной ступени обучения русскому языку в школе большое значение придается внеурочной работе, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся [2].

Вместе с тем, организуя внеурочную работу по русскому языку, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Между тем и цели и задачи внеурочных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий, так как организуются только для желающих и интересующихся вопросами русского языка [3].

Внеурочная работа по русскому языку имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как к учебному предмету, углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников на уроках и во внеурочной деятельности, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками, одаренными, талантливыми детьми. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, областных, Республиканских очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

Участие школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, помощь при поступлении в ВУЗ [4, 5].

В изложении сути и содержания предлагаемого опыта работы представлена реализация нашей работы на примере второго класса. Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 1 класса. В 1-2 классах эта работа осуществлялась систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми. В таблице 1 представлен план работы факультатива по русскому языку с одаренными учащимися 1 класса для подготовки их к олимпиаде.


Таблица 1 – План работы факультатива по русскому языку с одаренными учащимися 1 класса


Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Выявление одаренных детей (тестирование, наблюдение)

сентябрь

Учитель-предметник

2

Организация дифференцированного обучения, использование карточек для индивидуальной работы и контроля знаний на уроках

в течение года

Учитель-предметник

3

Информирование родителей

в течение года

Учитель-предметник

4

Организация участия учеников в проведении предметной недели по русскому языку (литературе), внеклассных мероприятий по предметам.

в течение года

Учитель-предметник

5

Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку

в течение года

Учитель-предметник


Факультатив «Олимпиец» в структуре содержит пояснительную записку, ожидаемые результаты, учебно-тематический план для учащихся 2 класса. Представим их.

Пояснительная записка

Направленность факультатива «Олимпиец» - подготовка обучающихся к участию в олимпиадах по русскому языку. Для реализации данной цели у школьников должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения.

Новизна и актуальность введения в начальной школе факультативного курса «Олимпиец» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения функциональной грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга и подготовки детей к олимпиадам. Данный курс предназначен для обучающихся 2 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Особенность данного факультатива – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему обучающиеся научились на уроках обучения грамоте в 1 классе и чему научатся во 2 классе.

Особенность курса основана на том, что организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: научность; доступность; связь теории с практикой.

Учебно-тематический план факультатива «Олимпиец» для учащихся 2 класса представлен следующими темами:

1. Звуки и буквы. Входной тест (олимпиадные задания по программе первого класса).

2. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Что такое олимпиада?

3. Состав слова, лист ответа для олимпиады.

4. Звонкие и глухие парные согласные.

5. Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются. Психологический настрой. С каких вопросов нужно начинать олимпиаду?

6. Звуковая культура речи.

7. Грамматика.

8. Шипящие согласные.

9. Шипящие согласные.

10. Технология составление головоломок.

11. Слог.

12. Предложение – единица языка и речи.

13. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.

14. Технология составления загадок.

15. Ударение.

16. Ударение в словах, в которых все допускают ошибки.

17. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).

18. Орфографический словарь – твой помощник.

19. Мягкий знак.

20. Твердый знак.

21. Существительные – слова с предметным значением.

22. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

23. Звонкие и глухие «двойняшки».

24. Имя существительное.

25. Рассказ – беседа о роли орфографии.

26. Имя прилагательное.

27. Имя существительное и имя прилагательное.

28. Дружба имени существительного с именем прилагательным.

29. Глагол.

30. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.

31. Крылатые слова и выражения, происхождение слов.

32. Из чего состоят слова?

33. Итоговая олимпиада.

34. Итоговое тестирование.

Ожидаемые результаты:

- научиться обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак);

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне нескольких предложений);

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- работать со словарями, справочниками;

- участвовать в олимпиадах по русскому языку.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Таким образом, факультативные занятия позволяют полноценно подготовить учащихся к олимпиаде по русскому языку.

При таком подходе учащиеся начальной школы будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального.

С первых дней учебы задача учителя – показать учащимся радость познания мира, убедить, что силу уму придают упорный труд и тренировки. Только такая активная позиция ученика начальной школы приучает его ум к постоянному поиску.


Литература:

1. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319

2. Ушаков Н.Н и др. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985. – 241 с.

3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Владос, 2017. – 280 с.

4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку в начальной школе. – М.: АСТ, 2016. – 224 с.

5. Журавлева О.Н. Русский язык. Все задания для уроков и олимпиад. 2 класс. М.: АСТ, 2018. 16 с.

5


Сохранить у себя:
Особенности подготовки обучающихся начальной школы к участию в олимпиаде по русскому языку

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки