Особенности оценивания результатов для обучающихся с разными нозологиями
Подготовила учитель русского языка и литературы , руководитель ШМО учителей по индивидуальному обучению МБОУ «Шахтёрская средняя школа №19» Овчинникова Людмила Васильевна
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество образования ― комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой образования в соответствии с интересами личности, общества и государства .
Понятие «качество образования»
Качество знаний, применение эффективных технологий, разнообразие современных форм и методов обучения.
Отметки, привлекательность содержания учебных предметов и обучения.
Поступление в вузы,
рейтинг школы в социуме,
число хорошо образованных и подготовленных выпускников.
Отметки в аттестате, переход на следующую ступень обучения , результаты, показанные учениками при проведении экзаменов, олимпиад, соревнований и конкурсов.
Отметки в дневнике детей, развитие индивидуальных качеств личности ребёнка.
Формирование механизмов оценки
качества образования
С.Е. Шишов
В.А. Кальней
М.М. Поташник
Е.А. Ямбург
Д.Ш. Матрос
Качество образования:
- соотношение цели и результата;
- мера достижения целей, где цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника;
- результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (потерь и затрат) эти результаты достигнуты.
Качество образования :
- социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе;
- соответствие образования потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Каждый ребёнок особенный- Все дети равные!
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей для учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
2+2 =
Показатели качества обучения
Показатели, характеризующие качество учебного процесса
Показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся
Цели оценки качества образования
определение уровня учебных достижений;
выявление сильных и слабых сторон в знаниях и
навыках, которыми владеют учащиеся;
выявление факторов, связанных с достижениями;
отслеживание динамики учебных достижений.
Критерии оценки качества образования
КРИТИЧЕСКАЯ
ОБЪЕКТИВНАЯ
СТИМУЛИРУЮЩАЯ
АДЕКВАТНАЯ
ОЦЕНКА
МОТИВИРОВАННАЯ
ПОНЯТНАЯ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ
Школьная оценка как инструмент конструктивного диалога обучающегося с педагогом
Оценочная деятельность –
один из компонентов
педагогическая деятельности.
«Развивающая система Л.В. Занкова»
групповые формы учебной деятельности
ПЕРЕСМОТР
СИСТЕМЫ
ОЦЕНИВАНИЯ
образовательный процесс
образовательные цели
«Перспективная начальная школа»
Оценивание результатов учебной деятельности
невозможность избежать оценивания
дети не получают оценки-баллы
1 классы
- необходимость развития у детей навыков самоконтроля и самооценки с начала обучения в школе;
- ведущая роль в оценивании результатов принадлежит учителю;
- привлечение обучающихся к оцениванию по завершении «букварного» периода.
повышение познавательной активности учеников
сведение к минимуму
уровня тревожности
возможность саморазвития
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
возможность формирования
адекватной самооценки
Оценивание результатов учебной деятельности
ОТМЕТКА:
обучающийся
педагог
родители
Положительные оценки способны творить чудеса: повышать самооценку ребенка и повышать его учебную мотивацию. Грамотный педагог, должен знать, что восприятие оценки детьми с завышенной или заниженной самооценкой может быть искажено. В этом случае, если отметка не соответствует их уровню притязаний или ожиданиям, дети могут встретить ее с недоверием или обидой.
Периодизация Л.С. Выготского
Развитие ребенка на каждом возрастном этапе характеризуется особым его положением в системе принятых в данном обществе отношений.
Жизнь детей разного возраста имеет свое специфическое содержание:
- определенным способом выстроенные взаимоотношения с окружающими людьми;
- особая ведущая деятельность..
Выготский Л.С.
советский психолог
ОЦЕНКА
- инструмент для повышения мотивации ребенка;
- влияние на все сферы его жизни обучающегося;
- регулирование его взаимоотношений со значимым окружением.
Умение ставить оценки
причинение травмы при переходе на личность ребенка
корректировка учебной деятельности ученика
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
стремление к контакту с педагогом и улучшение взаимоотношений при искренности оценки
Умение ставить оценки
утрачивание интереса к учебной деятельности
снижение мотивации к достижению успеха
ПОСТОЯННАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
(завышенная самооценка)
формальное выполнение задания
противопоставление всему классу
постоянное ожидание только
положительных отметок
Умение ставить оценки
полезность тогда, когда оценка не сильно отличается от реального положения дел
ОТМЕТКА «ЗА СТАРАНИЕ» и «НА ПЕРСПЕКТИВУ»
интуитивное определение педагогом степени разрыва между реальными знаниями и выставленной отметкой
Умение ставить оценки
отсутствие мотивации у обучающегося
ПОХВАЛА ЗА ПЛОХУЮ РАБОТУ
подчеркивание посредственных знаний
способность в корне изменить отношение одноклассников к ребенку и педагогу
Психолого-педагогические рекомендации по созданию оценочных ситуаций в учебном процессе
использование оценки как обратной связи, нужной обучающемуся, а не как средство давления на ребенка
нахождение в каждом из детей положительных изменений и отмечание этих изменений
ориентация на личностные, эмоционально-волевые и физиологические особенности
сравнение ребенка с самим собой
Психолого-педагогические рекомендации по созданию оценочных ситуаций в учебном процессе
избегание травмирующих ситуаций при выставлении отметок, использование двойки и единицы
с осторожностью
формирование у детей навыков самоконтроля, самостоятельного оценивания себя и других обучающихся
исключение из реакций педагога сарказма и унижения отстающих детей, использование положительных или нейтральных реакций
развернутое обоснование каждой выставленной отметки.
Рейтинг ― это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.
Введение рейтинговой системы
оценивания учебных достижений
Своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями
Система поощрения успевающих учащихся
Комплекс мотивационных стимулов
Рейтинговая
оценка
(средство
оценивания)
Метод
рейтинговых
оценок
(метод оценивания)
Рейтинговая
система
(форма контроля
и оценивания)
Рейтинговая система ― совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащегося, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому учащему в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Особенности рейтинговой системы оценки знаний
- ориентировать ребенка на эффективное обучение;
- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, насколько он продвинулся вперед, о слабых сторонах усвоения программы;
- давать учителю информацию о достижении поставленных им целей;
- стимулировать учение: использовать как форму поощрения, а не наказания;
- отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
- ориентировать ученика на успех;
- содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.
Виды рейтинга
Совокупный рейтинг
Стартовый рейтинг
Текущий рейтинг
Оценка работы ученика
Успеваемость по уроку, отдельной теме, изученному блоку
на уроке
Определение начального уровня знаний
Интегральный рейтинг за период обучения
Творческий рейтинг
Заключительный рейтинг
Итоги за весь период обучения по всем предметам
Успеваемость учащегося
Самостоятельная работа ученика во внеурочное время
в целом в течение какого-то периода обучения
Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. Разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, поэтому вводят коэффициент значимости определенной деятельности.
ТЕОРИЯ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
И
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
0,5
Три основных вида деятельности
0,2
Каждому виду деятельности присвоены соответствующие коэффициенты
РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ
Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости
0,3
Полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения.
Один из важнейших элементов учебного процесса ― контроль знаний и умений обучающихся. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.
.
Особенности рейтинговой системы оценки знаний
- владение терминами и понятиями;
- знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами;
- знание законов и методов исследования.
- уверенность в себе;
- самостоятельность;
- умение работать в группе;
- стремление к успеху;
- умение брать ответственность на себя.
Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности :
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются :
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
- коммуникативный,
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля,
- самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения - игровые методы:
- дидактические игры, игры соревновательного характера.
- дидактические игры,
- игры соревновательного характера.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:
- музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж (широко используется в практике дефектологов и логопедов), куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия глинотерапия (чаще всего используют педагоги – психологи), фитотерапия и а роматерапия (пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля).
- музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж (широко используется в практике дефектологов и логопедов), куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия глинотерапия (чаще всего используют педагоги – психологи), фитотерапия и а роматерапия (пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля).
- музыкотерапия,
- кинезиология,
- рефлексотерапия и точечный массаж (широко используется в практике дефектологов и логопедов),
- куклотерапия,
- сказкотерапия,
- песочная терапия
- глинотерапия (чаще всего используют педагоги – психологи),
- фитотерапия и а роматерапия (пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля).
Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
6.Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;
- оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовымизаданиями, на уроке;
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо :
- использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться,когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
Отличительными особенностями системы оценки учащихся с ОВЗ являются:
● комплексный подход к оценке результатов образования ;
● использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
● оценка успешности на основе системно-деятельностного подхода;
● оценка динамики образовательных достижений учащихся с ОВЗ;
● сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
● уровневый подход к разработке планируемых результатов;
● использование накопительной системы оценивания (портфолио);
● использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценивания, как практические работы, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.;
● использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
№ п/п
Входная диагностика учащегося 2б класса
Николаева Артема
1
ДА
Умеет различать звуки и буквы.
2
НЕТ
Умеет различать буквы и их основные звуковые значения.
3
4
+
Умеет различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные.
+
Умеет пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
5
+
Умеет различать предложение и слово.
6
Умеет определять границы предложения.
+
7
+
+
Умеет определять характер предложения по цели высказывания
8
Умеет читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения.
9
10
+
Умеет рассказывать наизусть.
Умеет различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу.
+
12
+
Умеет рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.
13
+
Умеет отличать прозаическое произведение от стихотворного.
+
+
В виде таблицы оценивается степень самостоятельности:
● выполняет действие самостоятельно;
● выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
● выполняет действие по образцу;
● выполняет действие с частичной физической помощью;
● выполняет действие со значительной физической помощью;
● действие не выполняет.
В конце четверти проверяются личностные достижения в виде баллов:
0 б – нет фиксированной динамики;
2 б – выполняет совместно с педагогом;
3 б – может выполнять задания с контролем и с помощью;
4 б – выполняет самостоятельно.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», « за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое– опирайтесь на то содержание учебного материала , которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности . Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе– не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний : пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко , иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями будут выглядеть намного успешнее лишь в том случае, если педагог доступно будет выкладывать учебный материал, объяснять значение непонятных терминов, знакомить с окружающей действительностью, природой и др. И, конечно же, успех каждого обучающегося зависит от успеха самого педагога.
- Согласно ФГОС НОО обучающие, которые обучаются по АООП вида 4.1,5.1,6.1, 7.1 получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
- А обучающие, которые обучаются по АООП вида 5.2 срок освоения АООП НОО составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.
6.2- предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.
- 7.2- Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
- .
ФГОС НОО
ФГОС НОО ОВЗ
предметные и метапредметные результаты
предметные и метапредметные результаты
п.13. При итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных предметов должна учитываться – готовность к решению
- учебно-практических и
- учебно-познавательных задач.
4.1. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметными предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО.
Итоговая оценка включает две составляющие:
4.5.Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствиис особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.
- результаты промежуточной аттестации
- результаты итоговых работ
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение
1) предметных и
2) метапредметных результатов и
3) достижение результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка качества достижения учащимися результатов освоения образовательных программ с использованием промежуточной оценки, включающая в себя:
- индивидуальную оценку предметных достижений, на уровне «ученик научится»;
- индивидуальную оценку метапредметных результатов, на уровне «ученик научится»
Особенности оценки предметных результатов
Оценочные процедуры
Инструментарий
Стартовая диагностика
Стартовые (входные) проверочные работы по учебным предметам
Текущее оценивание предметной обученности
Самостоятельные работы ,проверочные работы, учебно-познавательные задачи
Итоговая оценка предметной обученности
Диагностические работы
Итоговые контрольные работы по предметам
Оценка достижения метапредметных результатов
Оценочные процедуры
Инструментарий
Стартовая диагностика
Стартовая комплексная работа
Текущее оценивание метапредметной обученности
Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности П, Р и К действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом
Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов
Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта
Итоговая оценка
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
Защита итогового индивидуального проекта
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
При данном подходе к оцениванию достижений образовательного результата освоения АООП обучающихся следует обратить внимание на расширение направлений диагностической деятельности специалиста, которая будет включать:
- плановое обследование ребенка с целью определения уровня актуального и зоны ближайшего развития;
- рубежный контроль освоения программы коррекционно-развивающего курса;
- экспертную оценку сформированности УУД;
- экспертную оценку сформированности навыков жизненной компетенции;
- экспертную оценку результативности освоения программы коррекционной работы.
Необходимо создать специальные условия проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (по итогам освоения АООП НОО)
- Особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
- Привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности
Группы потребностей обучающихся с ОВЗ:
Первая группа потребностей включает адаптацию временной и пространственной организации среды и может содержать:
- увеличение времени на выполнение заданий;
- индивидуальный режим;
- оказание эмоциональной поддержки, одобрения;
- дополнительный перерыв;
- визуальный план выполнения работы;
- привычная обстановка, присутствие педагога;
- оказание помощи.
Вторая группа потребностей включает адаптацию ресурса и может содержать:
- дублирование инструкции (прочитывание педагогом в замедленном темпе со смысловыми акцентами);
- уточнение инструкции;
- увеличение шрифта в тестовых материалах;
- размещение заданий по одному на листе.
Третья группа потребностей включает адаптацию ресурса с использованием дополнительных средств и может содержать:
- использование визуальной поддержки, опорных схем, справочных материалов;
- использование индивидуальных алгоритмов и вспомогательных средств.
Четвертая группа потребностей включает адаптацию контрольно-измерительных материалов и может содержать:
- дублирование инструкции к заданию виде шагов, задающих этапность действий;
- расстановку ударения в словах инструкции, вызывающих возможные семантические трудности;
- визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих семантические трудности.
Пятая группа потребностей включает адаптацию сценария контроля урока и может содержать:
- включение этапа общей организации деятельности и организации выполнения работы (временное планирование, контроль начала работы; организующая помощь);
- поэтапный контроль педагога общего хода выполнения проверочной или аттестационной работы, стимулирование деятельности.
Таким образом, для одной группы детей будет достаточно адаптации пространственной и временной организации среды, для другой еще потребуется изменение сценария урока-контроля (последовательности этапов или введения дополнительных этапов), для третьих должна быть предусмотрена адаптация ресурса с использованием дополнительных средств и адаптация контрольно-измерительных материалов, а для кого-то нужны особые дополнительные условия, обусловленные индивидуальными особенностями. Решение об адаптации условий должно приниматься на заседании ПМПК и оформляться на бланке. Это должно быть экспертное решение педагогов, представителей администрации и специалистов.
Классификация оценок
РОДИТЕЛИ:
- гордость;
- ожидание отличных отметок.
ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ «ПЯТЕРКА»
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
- особое положение в классе;
- осознание своей исключительности;
- помощь одноклассникам на уроке оказывает с высокомерием
ОДНОКЛАССНИКИ:
- испытание зависти.
Классификация оценок
РОДИТЕЛИ:
- поддержка и надежда на сохранение и улучшение уровня успешности ребенка;
- отсутствие похвалы, доверия, лишение удовольствий при снижении успеваемости.
ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ «ЧЕТВЕРКА»
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
- переживание снижения престижа в классе и ухудшения взаимоотношений с родителями при снижении успеваемости.
ОДНОКЛАССНИКИ:
- престиж среди одноклассников;
- обладание доверием.
Классификация оценок
РОДИТЕЛИ:
- отсутствие ожидания новых успехов детей;
- осторожная похвала.
ПРИВЫЧНАЯ
«ТРОЙКА»
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
- средний уровень мотивации;
- среднее положение в коллективе.
ОДНОКЛАССНИКИ:
- восприятие без особых эмоций;
- уважение в глазах одноклассников при повышении отметок.
Классификация оценок
РОДИТЕЛИ:
- раздражение и наказание;
- лишение развлечений, жесткий контроль;
- высокие требования со стороны родителей.
УГНЕТАЮЩАЯ
«ДВОЙКА»
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
- угнетенное положение в классе и в семье;
- страдание от дефицита общения;
- озлобление;
- негативные переживания;
- проявление лжи.
ОДНОКЛАССНИКИ:
- проявление насмешек.
Классификация оценок
РОДИТЕЛИ:
- ирония за выставленную оценку.
ПЕДАГОГ:
- злоба по отношению к ребенку.
УНИЧТОЖАЮЩАЯ ЕДИНИЦА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
- снижение уровня мотивации к учебной деятельности;
- не влияет на статус в коллективе.
ОДНОКЛАССНИКИ:
- сочувствие за выставленную оценку;
- снижается доверительное отношение к педагогу.
Выставляя оценку обучающемуся, педагогу необходимо помнить о том, что, существуют возрастные особенности восприятия школьной оценки и ее персональная значимость со временем может меняться. Это происходит потому, что с возрастом происходят личностные изменения детей, и те оценки, которые были значимы для них, теряют свою стимулирующую роль, вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам детей.
Спасибо
за внимание!