Новые государственные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации физического воспитания в школе. Согласно требованиям к проведению занятий по физической культуре и организации двигательной активности учащихся, все дети, посещающие школу, должны заниматься физкультурными занятиями в соответствии с индивидуальными физическими возможностями и состоянием здоровья.
Дети с ОВЗ, а также, имеющие инвалидность, отличаются не только замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Это вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении и затрудняет процесс обучения.
Урок адаптивной физической культуры является основной формой организованных занятий. В нашей школе данные уроки являются обязательными занятиями для каждого ребенка с 1 по 10 класс, вне зависимости от тяжести дефекта и проходят 2 раза в неделю.
Составление рабочей программы начинается с ознакомления с ИПР и консультации медицинского работника, где идёт опора на оценку соматического статуса ребенка и его двигательных возможностей, так как в школе в составе одного класса занимаются дети с различными диагнозами и состоянием здоровья, различным уровнем физического и двигательного развития. Особенности двигательных нарушений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата выражаются в их затруднениях на уроках физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счёт того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнять упражнения в нужной амплитуде движений, осуществить сдвижения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног. Поэтому возникла необходимость разработки программы с учетом всех физических возможностей обучающихся.
Данная программа составлена на основе:
• требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с НОДА;
• «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение - 2012;
• программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования;
Учебный материал программы структурирован в соответствии с уровнями функционального баланса и моторных функций GMFCS, а также по характеру и степени тяжести двигательных нарушений.
• К первой группе относятся дети, которые самостоятельно ходят без каких-либо ограничений. Дети используют навыки крупной моторики, ограничения отмечаются лишь в сложных согласованных моторных действиях.
• Ко второй группе относятся дети, которые ходят держась за опору, но сталкиваются с ограничениями, когда ходят по неровным и наклонным поверхностям, когда необходимо двигаться в толпе или в ограниченном пространстве. У детей в лучшем случае есть минимальная способность использовать такие навыки крупной моторики как бег и прыжки.
В своих целях и задачах программа соотносится с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ и примерной АООП НОО обучающихся с НОДА. Программа разработана с учётом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и минимальных требований к качеству подготовки обучающихся по предмету «Адаптивная физическая культура». Она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания обучающихся с НОДА, формируя у них целостное представление о физической культуре, её возможностях в улучшении состояния здоровья и повышении работоспособности. Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, компенсирующей, профилактической и общеразвивающей направленности.
Содержание разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения физических упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений навыки не только закрепляются, но и продолжают совершенствоваться. Концентричность в построении программы позволяет обеспечивать последовательность и преемственность в обучении.
Учебный материал программы распределен по следующим разделам: основы знаний; способы физкультурной деятельности; физическое совершенствование: физкультурно-оздоровительная деятельность (оздоровительная и корригирующая гимнастика), спортивно-оздоровительная деятельность (лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика с элементами акробатики.); классам (годам) обучения и уровням освоения.
В основу разработки адаптивной программы по физической культуре обучающихся с НОДА заложены дифференцированные и деятельностные подходы. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учётом типологических и индивидуальных особенностей развития. Адаптивная программа по физической культуре обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяет содержание образования, его ожидаемые результаты и условия её реализации.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими умений и навыков.
При фронтальном прохождении материала учитываются возможности всех детей и решаются коррекционные задачи индивидуально в работе с каждым учеником. Учащиеся активизируются последовательной постановкой перед ними ряда усложняющихся, но посильных задач, соответствующих уровню подготовленности.
Задачами вводно-подготовительной части являются: мобилизация внимания - упражнения на внимание, укрепление мышц, их расслабление, улучшения координации и равновесия.
В водной части урока используются тренажёры, что позволяют детям поддерживать нервно мышечную систему, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы.
Задачами основной части урока являются: выполнение упражнений, развивающих общую подвижность ребёнка, закрепление ранее приобретенных и формирование новых двигательных навыков, обучение их использованию в быту.
Первыми предлагаются упражнения, направленные на воспитание точности, координации, равновесия, а также новый материал по обучению технически правильному выполнению упражнений. После изучения нового материала предлагаются упражнения на скорость и выносливость. Упражнения с большой физической нагрузкой и вызывающие сильные эмоциональные переживания, выполняются в конце основной части урока.
Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах и координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.
В заключительной части следует постепенно снизить нагрузку, снять нервно-мышечное напряжение, сохранив бодрое настроение. Проводятся спокойные игры, движения в расслаблении организма, ритмические, на осанку, в глубоком дыхании, предлагаются упражнения на дыхание. В этой части урока обучающиеся выполняют задания все вместе.
Используются малоподвижные игры, которые должны быть целенаправленными, при которых одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно - пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.
Подвижные же игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, применяются для улучшения функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий («Пятнашки», «Челнок», «Мяч по кругу», «Сбей кеглю», «Эстафета»).
При подборе физических упражнений учитываются особенности детей. Для дозировки физических нагрузок на уроке используются все способы их регулирования путём изменения:
- количества повторений упражнений;
- темпа;
- амплитуды.
Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего контролируется пульс и дыхание. С этой целью для обучающихся был разработан дневник самоконтроля, с которым ведётся работа на каждом занятии. В нм выделяются следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, пульс в покое, дыхание и дополнительные данные.
В дневниках самоконтроля каждый обучающийся под руководством учителя не только заполняет необходимые данные, но и составляет комплекс упражнений с учётом индивидуальных показаний и противопоказаний, а также фиксирует периодичность выполнения комплекса и количество повторений каждого упражнения.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений и степени освоения программного материала, необходимо также оценивать и успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на степени сформированности стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, а также необходимыми знаниями в области физической культуры.
Ежегодно, в начале и конце учебного года на уроках адаптивной физической культуры проводится тестирование уровня развития физических способностей обучающихся, осуществляется анализ динамики результатов.
Контрольные нормативы и испытания по физической культуре учащихся с ОВЗ (1-4 классы) в комплексных программах воспитания учащихся опираются на В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.П. Матвеева для данной группы учащихся с отклонениями в развитии отсутствуют.
С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказаны для данной категории учащихся.
Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:
1) выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;
2) оценивать качество физической подготовленности учащихся.
На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением и, наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.
В школе используют следующие нормативы:
1. Отжимание в упоре лёжа.
2. Поднимание туловища (раз за 30 сек.).
3. Бег 30 м. (сек.).
4. Прыжок в длину с места (см.).
5. Метание мяча (м.).
6. Челночный бег (сек.).
Контрольные испытания носят название «Выиграй сам у себя!», проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики, оценки физического развития учащихся и более правильного распределения нагрузки на уроках.
Динамика развития двигательных способностей обучающихся отражена в диаграммах. Тестовые упражнения направлены на развитие выносливости, а также скоростных, силовых и координационных двигательных способностей. По годам обучения прослеживается динамика развития того или иного физического качества.
Адаптивное физическое воспитание включает в себя уроки АФК, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Для этого в нашей школе созданы все условия. В школе функционирует большой спортивный зал. В школе расположен зал лечебной физической культуры, который состоит из тренажёрного зала и зала для проведения групповых занятий. В зале расположена зона для развития мелкой моторики, зона для развития координации и точности движений.
Для улучшения физического и эмоционального состояния обучающихся в нашей школе был создан школьный спортивный клуб «Спорт для всех».
Школьный спортивный клуб - это общественное объединение учителей, обучающихся и родителей (законных представителей), способствующее развитию физической культуры и спорта в школе. Общее руководство клубом осуществляется Советом клуба, членами которого являются учителя, воспитатели, обучающиеся 5-10 классов, родители (законные представители) обучающихся. Клуб имеет название, эмблему и девиз. Одной из основных задач Клуба является укрепление здоровья и физическое совершенствование обучающихся на основе организованных внеклассных спортивно-оздоровительных занятий для детей, учителей и родителей. Для обучающихся проходят факультативные занятия «Будь здоров» и коррекционные занятия «Коррекция двигательного дефекта», а учителями начальных классов проводится курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья».
Большое внимание формированию двигательной активности обучающихся в нашей школе уделяется дополнительному образованию. Сегодня в школе реализуются 4 дополнительных общеобразовательных программы физкультурно-оздоровительной направленности. Это: секция по лёгкой атлетике, плаванию, волейболу и футболу, обязательной частью которых является описание планируемых результатов и динамики двигательной активности. К занятиям в спортивных секциях допускаются обучающихся, которые по своим двигательным возможностям и физической подготовке могут совершенствоваться в избранном виде спорта или улучшить общую физическую подготовку.
По сложившимся традициям в школе проходят спортивные мероприятия, которые охватывают всю школу. Это: Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта и совместные спортивные мероприятия.
Наибольшим стимулом для всех ребят школы в плане успешной социализации и интеграции в обществе являются выезды на соревнования различного уровня. Наши обучающиеся ежегодно принимают участие в городской спартакиаде в рамках декады инвалидов, где демонстрируют свои результаты. Наши воспитанники не раз становились участниками, где завоевывали призовые места.
Данные выезды на соревнования дают положительный результат не только в спортивной работе, но и являются большим стимулом для всех ребят школы в плане успешной социализации и интеграции в обществе, знакомства с новыми местами и общения с новыми людьми, достигшими высоких результатов как в жизни, так и в спорте, несмотря на ограниченные возможности здоровья