Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных задач признает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Эта задача решается в рамках образовательной области «Физическое развитие». Физическое развитие дошкольников направлено на укрепление их здоровья, формирование двигательных навыков, физических и других качеств, необходимых для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. Особенно актуально освоение содержания образовательной области «Физическое развитие» детьми с нарушениями речи, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но физического и психического. Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для детей с ОНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики в свою очередь влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.
Зачастую у детей с ОНР наблюдаются различные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, снижением кожной и мышечной чувствительности. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки оказываются недостаточно сформированы, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Все вышесказанное подтверждает мысль о том, что физическое развитие должно стать приоритетным направлением в работе с детьми с ОНР. Занятия физической культурой выступают важным фактором всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций и речи. Физические упражнения и подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, быстроты реакции и координации движений, внимания и памяти. Безусловно, физическая культура способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями. На современном этапе концепция инклюзивного образования и воспитания является ведущим направлением в нашей стране. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с ОНР в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в области их физического развития. Основными задачами инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОНР в разных возрастных группах являются следующие: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений. Для успешного решения обозначенных задач важно применять современные образовательные технологии, так как педагогическая технология — ведущий фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности (НОД) помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. К важнейшим технологиям, которые необходимо применять в работе по физическому развитию детей с ОНР, на наш взгляд, относятся: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые, технология музыкального воздействия и технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Здоровьесберегающие технологии направлены на создание благоприятной психологической обстановки, снятие психоэмоционального напряжения, чередование интенсивных физических нагрузок и отдыха, постепенное увеличение нагрузки, формирование осознанного отношения к здоровью. Личностно-ориентированные технологии ориентируют всю образовательную систему на личность ребенка. Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Личностно-ориентированный подход предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР. Реалии современного мира (стремительное развитие технологий и распространение сети Интернет) делают актуальным использование информационно-коммуникативных технологий, направленных на воспитание информационной культуры подрастающего поколения, а также совершенствование образовательного процесса с детьми с ОНР за счет использования технических средств. Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе дошкольников с ОНР. Они позволяют помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни. Обучение в форме игры интересно и занимательно. Технология музыкального воздействия заключается в подборе музыкального сопровождения занятий физической культурой, поскольку музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей с ОНР (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит). Технология развивающего обучения позволяет ориентировать воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность). Физическое развитие дошкольников с ОНР осуществляется согласно программе образовательного учреждения. Основной формой работы с детьми является непосредственно-образовательная деятельность. НОД по физическому развитию проводится два раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность НОД варьируется в зависимости от возрастной группы. При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Дети, имеющие нарушения речи, как правило, относятся ко II или III группам здоровья, у многих из них имеются противопоказания, которые необходимо учитывать при проведении физических упражнений и подвижных игр. В НОД по физическому развитию детей с ОНР включаются подвижные игры, дыхательная гимнастика, ритмика, пальчиковая гимнастика, данстерпаия, самомассаж, музыкотерапия, релаксация, упражнения на осанку. Подвижные игры для детей с ОНР отбираются в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. Для детей с ОНР необходимо автоматизацию движений проводить с речевым сопровождением. Подвижные игры с речевым сопровождением — это игры обычно малой подвижности, при которых дети обыгрывают стихи, выполняя упражнения, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования. Такие игры помогают детям с ОНР в развитии общей моторики, умению координировать речь с движениями, памяти, раскрепощению. У детей данной категории изменен тонус, поэтому важно включать в занятия упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми с ОНР. Проведению дыхательной гимнастики в работе с детьми с ОНР должно уделяться особое внимание. Нередко дошкольники с речевыми нарушениями, выполняя даже легкие физические упражнения, задерживают дыхание. Важно научить их правильному дыханию, постоянно работать над увеличением количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Кроме того, в процессе выполнения упражнений дыхательной гимнастики, наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Значимое место в коррекции детей с ОНР занимает ритмика. Ритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Методика проведения ритмики схожа с методикой обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, т.е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Длительность комплекса составляет 10-12 минут. Каждая композиция в свою очередь должна состоять из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. Ритмика способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкального ритма. Пальчиковая гимнастика – важный элемент занятия по физическому развитию детей с ОНР. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Инструктор по физической культуре подбирает комплексы пальчиковой гимнастики, соответствующие возрасту детей и актуальному уровню их речевого развития. Данстерапия, или танцевальная терапия, для детей с ОНР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности детского организма. Однако, если двигательный опыт детей с ОНР недостаточен, следует проводить предварительную подготовку, обучая детей вариантам движений, которые в последующем они смогут творчески преобразовывать. В практической работе с детьми с ОНР используются элементы самомассажа, в том числе с использованием специального оборудования (например, массажные мячики). Самомассаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Освоению каждого физического упражнения во время проведения НОД по физическому развитию с детьми с ОНР способствует музыка. Подбор музыкального сопровождения физкультурных занятий инструктор по физической культуре осуществляет совместно с музыкальным руководителем. Упражнения и игровые задания на расслабление (релаксацию) активизируют деятельность нервной системы детей, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях. Предметом особого внимания инструктора по физической культуре служит работа над осанкой детей с ОНР, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей данной категории детей. С детьми с ОНР проводятся упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки, которые оказывают общее воздействие на организм, содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют мышечный корсет спины, формируют свод стопы и связочный аппарат. Таким образом, организация работы по физическому развитию детей с ОНР в разных возрастных группах требует особого подхода инструктора по физической культуре. Предполагается использование современных педагогических технологий, направленных на модернизацию и повышение эффективности образовательного процесса. При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Основу коррекционной работы с детьми с ОНР во время занятий по физическому развитию должны составлять виды деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, самомассаж), функций равновесия и ориентировки в пространстве, зрительно — моторной координации движений (подвижные игры, данстерапия), укрепление опорно-двигательный аппарат (упражнения на осанку и для профилактики плоскостопия, ритмика), дыхательной и сердечно-сосудистой систем (дыхательная гимнастика, ритмика, музыкотерапия), формирование умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела (релаксация). Инструктору по физической культуры также важно взаимодействовать со специалистами дошкольного учреждения (логопедом и музыкальным руководителем), сотрудничать с родителями для создания единых условий для полноценного физического развития детей с нарушениями речи.
|