Бугинова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 1 им. Г.С.Фатеева»
с.Красногвардейского Ставропольского края
Тема: Основы дорожной безопасности
Цель:
закрепление знаний о сигналах светофора, дорожных знаках, о видах транспорта, правилах поведения в общественном транспорте.
Оборудование:
Цветные карандаши, магнитофон, запись музыки группы «Дискотека авария», ноутбук, проектор, книги по ПДД, карточки со словами «экспресс», «коллегия», «оригинал», табличка «судейская коллегия», указатели станций, цветные фишки, билеты, цветные круги, инд.карточки с заданиями, конверты с разрезными картинками, поезд, карточки с изображением лиц, памятки по ПДД, грамоты.
Ход занятия:
I.Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. К нам пришли гости. Повернитесь, посмотрите, а теперь поприветствуйте наших гостей. (Дети приветствуют гостей)
II. Постановка темы и целей занятия
- Есть мудрое изречение «Дорогу осилит идущий».
(Слайд с записью четверостишия)
Дорогу осилит идущий,
Кто смело идет без сомнения.
Кто знает законы все улиц
И правила дорожного движения!
- Каждый человек должен знать правила дорожного движения. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы свободно ориентироваться в потоке движения. На дороге раздумывать некогда, правила надо выполнять автоматически. Поэтому на занятии вы закрепите знания о сигналах светофора, дорожных знаках, о видах транспорта, правилах поведения в общественном транспорте, узнаете значение новых слов, будете развивать свои познавательные и творческие способности, а также отправитесь в путешествие в страну Светофорию на веселом экспрессе. Все вы будете пассажирами экспресса, а я буду вашим проводником.
- Скажите, кто из вас знает, что означает слово «экспресс»? (Ответы детей)
- Экспресс – это автобус, поезд или судно, идущее с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах.
(Слайд с изображение экспресса и толкованием этого слова)
III. Организация соревнования
- Итак, 1 ряд – 1 команда – отправляется в путешествие в зеленом вагончике. 2 ряд – 2 команда – в красном вагончике, 3 ряд – 3 команда – в желтом вагончике.
(Слайд с изображение вагончиков и пояснением к ним)
- Тихо повернитесь друг к другу, посовещайтесь и выберите капитана своей команды. (Дети совещаются и выбирают капитана)
- Итак, у нас с вами 3 команды, которые будут соревноваться между собой за звание самых знающих, находчивых, дисциплинированных.
- А какое же соревнование без судейской коллегии? Кто из вас знает, что означает слово коллегия? (Ответы детей)
- Коллегия – это группа лиц, работающая вместе над каким-либо заданием или осуществляющая контроль. Итак, наши судьи … (представление судейской коллегии).
Правила соревнования: правильные ответы команд оцениваются фишками, соответствующим цвету вагончика. Победители оцениваются по количеству фишек.
IV. Работа над темой
- Поскольку вы все пассажиры, скажите, что должно быть у каждого пассажира? (Билет)
- Капитаны команд, раздайте билеты, соответствующие цвету своего вагончика. (Капитаны команд раздают билеты)
- Прежде, чем отправиться в путешествие, скажите, кого называют «волшебник постовой»?
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь!
(Ответы детей)
- Отгадка у каждого из вас в билете. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свои светофоры. (Дети раскрашивают светофоры)
- А теперь сверьте свои светофоры с макетом оригинала.
(Слайд с изображением светофора)
- Что означает слово «оригинал»? (Ответы детей)
(Слайд с записью толкования слова)
- Оригинал – это то же, что и настоящий.
- Кто знает, чем может помочь настоящий светофор? Ведь он ни говорить, ни ходить не умеет. (Он подает сигналы, чтобы мы двигались или стояли)
- Что означают три цвета светофора? (Ответы детей)
- Отправляемся в путешествие под песню:
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые соседи, счастливые друзья.
(Раздается свисток)
1 станция нашего путешествия «Загадкино»
- Здесь я каждой команде загадаю по 3 загадки.
Загадки для 1 команды
В них играют взрослые и дети.
Это опознавательный знак такси. (Шашки)
Хлебобулочные изделия.
За нее держатся водители. (Баранка)
Это есть в городском парке.
У легковой машины – их четыре. (Колесо)
Загадки для 2 команды
Там много пассажиров и автобусов.
Оттуда автобусы развозят пассажиров по разным направлениям. (Автовокзал)
Основная часть машины.
И у лодок тоже бывает. (Мотор)
Живет в Африке.
Кличка у пешеходного перехода. (Зебра)
Загадки для 3 команды
Без нее не построишь предложение.
Бывают круглые, квадратные, треугольные. (Знаки)
И три его цвета есть у радуги.
Трехглазый сторож на дороге. (Светофор)
Иногда бывает на предприятиях, заводах, атомных станциях.
Столкновение машин на дороге. (Авария)
2 станция «Играйкино»
Физминутка – игра «Красный, желтый, зеленый»
- Что нужно делать вы узнаете из стихотворения.
Внимание! Глядит в упор
На вас трехглазый светофор.
Зеленый, желтый, красный глаз –
Он каждому дает указ!
На красный свет все хлопают,
На желтый – стоят молча,
На зеленый – бегут на месте.
Тем, кто ошибся, говорим:
«Есть сигналы светофора!
Подчиняйся им без спора!»
- Выполнять указания светофора вы будете под музыку дискотеки «Авария».
- Так мы с вами узнали, какая команда самая внимательная на дороге, так как аварии на дороге происходят не только по вине водителей, но и по вине пешеходов. Желаю, чтобы название дискотеки «Авария» так и осталось названием, а в жизни вас это не коснулось.
3 станция «Дорожные знаки»
- Название следующей станции вы должны расшифровать. На листке зашифрованы 2 слова, буквы текста разбросаны по всему листу, но под каждой буквой стоит цифра от 1 до 13. Прочитав по порядку номера букв, вы сможете быстро угадать название станции.
(Проверка задания)
Конкурс капитанов
Капитану 1 команды отобрать предупреждающие знаки,
Капитану 2 команды – запрещающие знаки,
Капитану 3 команды – информационно-указательные знаки.
(Можно использовать помощь команды, но за помощь баллы снимаются)
4 станция «Транспортная»
- Выполнив следующее задание, вы узнаете название конечной станции. Возьмите конверты, соберите разрезные картинки. (Дети выполняют задание)
- Как можно одним словом назвать эти предметы? (Транспорт)
- К каким видам транспорта они относятся? (Наземный, воздушный, водный транспорт)
Работа в группах
- Составьте инструкцию «Правила поведения в общественном транспорте». Оценивается наиболее полный ответ. (Дети выполняют задание, затем представляют свои ответы)
V. Закрепление
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились, а вот как вы усвоили ПДД я хочу проверить. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы, если так поступаете, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1 команда
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
2 команда
Кто из вас в трамвае тесном уступает взрослым место?
Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
3 команда
Зеленый свет открыл дорогу - переходить ребята могут.
Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
VI. Итог занятия
1.Обобщение
- Итак, пока наша судейская коллегия подводит итоги, мы тоже подведем итог нашего занятия.
- Что делали на занятии?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Что было трудным?
2.Рефлексия
- Если вам понравилось наше занятие, поднимите карточку с изображением веселого выражения лица; если не очень, то с изображением нейтрального (спокойного) выражения лица; если не понравилось, то с грустным выражением лица.
- В заключение я хочу обратить внимание на выставку книг по ПДД.
VII. Д/зад
- Понаблюдайте, как переходят дорогу ваши близкие и друзья.
(Вручение грамот командам)
Список использованной литературы
Белоусов В. Пленники добрых знаков. – Ставрополь, 1996
Дорожная безопасность: Учебная книжка – тетрадь 3-го (4-го) класса / под. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
Каминский М.С. На перекрестке. – М.: ДОСААФ, 1990.
Мирошниченко С. Веселый перекресток / ДДД (добрая дорога детства), № 5(96), 2005
Школа безопасности. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http://zanimatika.narod.ru/OBJ.htm
Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. – М.: Просвещение, 1994.