Тема урока: Основные компоненты компьютера и их функции
Цель урока: объяснить учащимся, что такое компьютер, его основные устройства (внутренние и внешние) и их функции.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;
метапредметные – обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.
Решаемые учебные задачи:
1) разъяснение сущности компьютера как универсального электронного программно управляемого устройства;
2) обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;
3) рассмотрение основных характеристик компьютера;
4) рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Основные компоненты компьютера и их функции».
Литература:
1) Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г. -224 с.
2) Информатики: методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. - 472 с.
3) Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 - 160 с.
Структурированный план урока:
Этап урока | Содержание этапа (деятельность учителя и деятельность обучающихся)
| Педагогическая целесообразность этапа |
Организационный момент | Доброе утро, ребята! Все готовы к уроку? Всем доброго дня, присаживайтесь! Учащиеся приветствуют учителя и рассаживаются по местам | Создать благоприятный настрой на работу |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование затруднений | Учитель проводит фронтальный опрос: 1.Что такое информация? Ученики: сведения об окружающем нас мире 2.Какие информационные процессы нам известны? Ученики: хранение, обработка, получение, передача данных 3.Как измеряется информация? Ученики: 2 подхода: содержательный – смысловой и алфавитный, N=2^i 4.Какая минимальная единица информации? Ученики: бит, 1 байт = 8 бит | Актуализировать знания учащихся, выявить затруднения |
Формулировка темы и задач урока | Учитель. Давайте отгадаем загадку и узнаем тему урока. (Слайд 1) С ним мы в игры поиграем, С ним мы тексты набираем, Он оформит их красиво И разложит по архивам. Он работу нам облегчит, Связь мгновенно обеспечит. Он рисует и поет, В Интернет с собой ведет. Друг что надо! Просто супер! Персональный наш… Ученики: Компьютер Учитель.Да верно, на уроках информатики мы изучаем информацию, и помогает нам ее обработать компьютер. Сегодня мы поговорим об основных устройствах персонального компьютера, узнаем назначение каждого из устройства и поймем какую все таки роль играет компьютер в жизни человека. Тема нашего урока “Основные компоненты компьютера и их функции” | Подготовить учащихся к усвоению материала урока |
Изучение нового материала | Учитель (слайд 3 ) Первый компьютер был создан в 1945 г. в США. Раньше они назывались ЭВМ – электронная вычислительная машина.Современный компьютер – это универсальное электронное программно-управляемое устройство для обработки информации. Слайд 4. Универсальным устройством компьютер называют потому, что он может применяться для многих целей - обрабатывать, хранить, и передавать самую разнообразную информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности. Слайд 5. Современные компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки. Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода - последовательность нулей и единиц. Информацию, предназначенную для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода называют данными или двоичными данными. Слайд 6. Обработку данных на компьютере проводит в соответствии с программой – последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.Как и данные, программы представляются в компьютере в виде двоичного кода. Программно управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нем программ. Слайд 7. Современные компьютеры бывают самыми разными: от мощных компьютерных систем занимающих целые залы, до мини-компьютеров, помещающихся на ладони.Сегодня самым распространенным видом компьютера является персональный компьютер (ПК) - компьютер предназначенный для работы одного человека. Слайд 8. Ребята, давайте вспомним, какие устройства компьютера вы знаете? Ответы учеников. Совершенно верно, но у любого компьютера обязательно есть процессор, память, устройства ввода и вывода информации. Функции, выполняемые этими устройствами в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека. (Смотрим схему аналогия между человеком и компьютером)
Делаем вывод: Но даже столь очевидное сходство не позволяет отождествлять человека с машиной хотя бы потому, что человек управляет своими действиями сам, а вот работа компьютера подчинена заложенной в него программе. Слайд 9. Рассматриваем схему информационных потоков. (Прошу перерисовать ее в тетрадь.)
Объяснение схемы: С клавиатуры (устройство ввода) информация загружается во внутреннюю память (оперативная память), далее в процессор (устройство обработки) для обработки информации. Из процессора опять во внутреннюю память, далее обработанная информация идет либо во внешнюю память (винчестер) на хранение, или в устройства вывода (монитор). АЛУ - арифметико-логическое устройство УУ - устройство управления ПЗУ - позтоянное запоминающие устройство ОЗУ - оперативное запоминающие устройство Должны записать в тетрадь. Слайд 10. Процессор организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализа и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство.Основными характеристиками процессора является тактовая частота и разрядность. Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает компьютер (измеряется в гигагерцах). Разрядность процессора - это максимальная длина двоичного кода, которая может передаваться и обрабатываться одновременно. Слайд 11. Память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных.Различают внутреннюю и внешнюю память. Внутренняя память - это встроенная память и непосредственно управляемая процессором. Во внутренней памяти хранятся исполняемый в данные момент программы и данные.Быстрая энергозависимая память - оперативная память. Постоянная память ROM - данные можно только хранить, изменять их нельзя, используется только для чтения, CMOS RAM - это память с невысоким быстродействием и минимальным энергопотреблением от батарейки. Используется для хранения информации о конфигурации и составе оборудования компьютера, а также о режимах его работы.. Для долговременного хранения программ и данных предназначена внешняя память (долговременная). Внешняя память позволяет сохранять огромные объемы информации.Информация во внешней памяти после выключения компьютера сохраняется. Различают магнитную память - это жесткий диск, дискеты; оптическую память - это оптические диски CD, DVD; электронную память - это флешки, карты памяти. Слайд 12. Учитель. Какие вы знаете устройства ввода и вывода? Ученики отвечают (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, колонки, микрофон, джойстик и т.д.) Учитель. Входящие в состав компьютера устройства ввода “переводят” информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода: “переводят ” электрические импульсы в форму, доступную для человеческого восприятия.
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний
|
Первичная проверка понимания изученного | Для того чтобы закрепить материал мы выполним небольшую самостоятельную работу, но прежде чем приступить к ней повторим, что же мы сегодня узнали. (слайд 13) Компьютер - это? Любой компьютер состоит из? Можно ли сказать, что функции мыслящего человека схожи с функциями работы компьютера? Ученики: Обдумывают вопросы, дают ответы, используя новые понятия Молодцы! Учитель раздает задания на проверку понимания изученного материала. Самостоятельная работа Ответы по самостоятельной работе Ученики: Выполняют самостоятельное задание | Проконтролировать степень усвоения учащимися темы «Технологии мультимедиа» |
Рефлексия Подведение итогов урока | Учитель: Итак, какая тема урока была у нас сегодня? Вам понравилась эта тема? Что вы узнали на сегодняшнем уроке? В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер? Ученики: Отвечают на вопросы учителя | Подвести итоги работы, дать учащимся возможность проанализировать результаты своей работы |
Запись домашнего задания | Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 2.1 пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа. Ученики: Записывают задание в дневник | Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |