О сновы П равославной К ультуры
Как христианство пришло на Русь
Владимиру не было
и 12лет как он стал
княжить в Новгороде,
под опекой своего
дяди воеводы
Добрыни.
«На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне
сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает».
И поэтому Владимир все свое свободное время обучался
боевым приемам.
В результате княжеских междоусобиц Владимир
в 980 году занял Киев.
Первые 5 лет своего киевского княжения
он провел в походах, лично руководя дружиной
и объединяя Русь.
Русь при святом Владимире
972-1015гг.
При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими.
Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.
Владимир строго
соблюдал языческие
законы и приносил
богам щедрые дары.
После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв.
Киевляне - язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам.
Воин - христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.
Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.
Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя - воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян.
Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин.
Он был одним из лучших княжеских дружинников.
Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.
Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше».
По их совету Владимир отправил послов в разные страны.
Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая.
«Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»
Современный вид храма Святой Софии
Стамбул. (Царьград, Константинополь).
Храм Святой Софии.
Внутренний вид. Стамбул. Турция
Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга - бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».
Владимир принимает решение креститься.
Вместе с ним крестятся
его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина.
Крещение князя Владимира,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе Киева. XIX в.
После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.
В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения.
«Те же, кто не придет - будут не любы мне» - сказал князь.
В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира.
«В этот день небо и земля ликовали» - говорит летописец.
«И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)
Крещение Руси,
фреска В.М. Васнецова
во Владимирском соборе Киева. XIX в.
Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви.
Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.
Народное предание и былины прозвали Владимира
«ласковым князем»,
«красным солнышком земли русской».
По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах.
Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры.
Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.
На русском севере сильны были
языческие верования.
В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления.
Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.
Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя.
Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».
В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам.
Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.
Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей.
Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных.
Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.
Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях
Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых.
Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа.
В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.
Иконы святого равноапостольного князя Владимира
Памятники святому равноапостольному князю Владимиру