ОРКСЭ тема:"Как Христианство пришло на Русь"

Презентация поможет познакомить учащихся с историей выбора христианской верой

Содержимое разработки

О сновы П равославной К ультуры Как христианство пришло на Русь

О сновы П равославной К ультуры

Как христианство пришло на Русь

Владимиру не было  и 12лет как он стал  княжить в Новгороде, под опекой своего дяди воеводы  Добрыни. «На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает». И поэтому Владимир все свое свободное время обучался боевым приемам.

Владимиру не было

и 12лет как он стал

княжить в Новгороде,

под опекой своего

дяди воеводы

Добрыни.

«На князя все смотрят,- говорил Добрыня. – Как он на коне

сидит, как меч держит, как стрелы из лука пускает».

И поэтому Владимир все свое свободное время обучался

боевым приемам.

В результате княжеских междоусобиц Владимир в 980 году занял Киев. Первые 5 лет своего киевского княжения он провел в походах, лично руководя дружиной и объединяя Русь.

В результате княжеских междоусобиц Владимир

в 980 году занял Киев.

Первые 5 лет своего киевского княжения

он провел в походах, лично руководя дружиной

и объединяя Русь.

Русь при святом Владимире 972-1015гг. При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими.  Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.

Русь при святом Владимире

972-1015гг.

При нем все славянские племена от Карпат до Волги стали составлять одно целое – русскую землю и называться русскими.

Владимир стал полновластным правителем этого Древнерусского государства.

Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил  богам щедрые дары.

Владимир строго

соблюдал языческие

законы и приносил

богам щедрые дары.

После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв. Киевляне - язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам. Воин - христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.

После одного из удачных военных походов Владимир дал добро и на принесение человеческих жертв.

Киевляне - язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать его сына Иоанна в намеченную жертву идолам.

Воин - христианин твердо заявил: «Один Бог сотворивший небо и землю… Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане – мученики были погребены под развалинами.

Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю. Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя - воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян. Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин. Он был одним из лучших княжеских дружинников.

Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о едином Боге, сотворившем небо и землю.

Князь Владимир был потрясен случившимся. Но не убийство ошеломило бесстрашного и жестокого князя - воина, а то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял тысячи разъяренных киевлян.

Ведь такое мужество могло быть явлено только при защите правого дела. К тому же Феодор был известен как благородный, честный и умный воин.

Он был одним из лучших княжеских дружинников.

Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.

Сомнения князя в языческой вере стали скоро известны. К нему начали приходить с проповедями миссионеры различных вероисповеданий.

Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше». По их совету Владимир отправил послов в разные страны.

Дружина и бояре предостерегали Владимира: «Ты сам знаешь князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалят. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше».

По их совету Владимир отправил послов в разные страны.

Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»

Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая.

«Когда стояли мы на их богослужении, то не знали, где были: на небе или на земле… Воистину там был сам Бог!»

Современный вид храма Святой Софии Стамбул. (Царьград, Константинополь). Храм Святой Софии. Внутренний вид. Стамбул. Турция

Современный вид храма Святой Софии

Стамбул. (Царьград, Константинополь).

Храм Святой Софии.

Внутренний вид. Стамбул. Турция

Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга - бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».

Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга - бабка твоя мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».

Владимир принимает решение креститься. Вместе с ним крестятся  его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина. Крещение князя Владимира, фреска В.М. Васнецова  во Владимирском соборе Киева. XIX в.

Владимир принимает решение креститься.

Вместе с ним крестятся

его сыновья, а затем многие бояре и княжеская дружина.

Крещение князя Владимира,

фреска В.М. Васнецова

во Владимирском соборе Киева. XIX в.

После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.

После крещения Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр.

В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения. «Те же, кто не придет - будут не любы мне» - сказал князь. В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира. «В этот день небо и земля ликовали» - говорит летописец.

В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения.

«Те же, кто не придет - будут не любы мне» - сказал князь.

В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира.

«В этот день небо и земля ликовали» - говорит летописец.

«И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей».  (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет») Крещение Руси, фреска В.М. Васнецова  во Владимирском соборе Киева. XIX в.

«И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь,… малых держа на руках… Священники же стояли творя молитвы. Владимир же… воззрев на небо изрек: «Боже сотворивый небо и землю! Прими этих новых людей». (Преподобный Нестор. «Повесть временных лет»)

Крещение Руси,

фреска В.М. Васнецова

во Владимирском соборе Киева. XIX в.

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви.

Он не хотел наказывать даже преступников. А его сказочная щедрость поражала сердца простых людей. Сама летопись не без удивления сообщает, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор брать все, что ему требуется: деньги, еду, питье. А для тех, кто сам не может прийти, развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской, во всем государстве.

Народное предание и былины прозвали Владимира «ласковым князем», «красным солнышком земли русской».

Народное предание и былины прозвали Владимира

«ласковым князем»,

«красным солнышком земли русской».

По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах. Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры. Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.

По княжескому указу ставились храмы, назначались священники, открывались епархии и приводились ко крещению люди во всех русских городах и селах.

Но не одно только духовенство участвовало в проповедовании новой веры.

Если Владимир лично не мог присутствовать при крещении людей в какой-либо из областей государства, то присылал им в помощь своих посадских и тысяцких, как представителей высшей государственной власти, потому что для Владимира крещение Русской Земли и было делом первостепенной государственной важности.

На русском севере сильны были языческие верования. В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления. Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов. Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя. Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».

На русском севере сильны были

языческие верования.

В Новгороде Великом перемена веры не обошлась без сопротивления.

Большинство жителей воинственно отнеслось к ниспровержению старых богов.

Действия княжеского посольства вызвали бунт среди новгородцев. Тогда тысяцкий князя Владимира Путята во главе со своей дружиной выступил против восставшего народа, а дядя Владимира Добрыня поджег городские дома. Жители, бросив мечи и копья, кинулись тушить пожар. Перевес остался на стороне князя.

Новгородцы крестились, но появилась пословица о крещении Новгорода: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».

В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам. Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.

В Ростове третий епископ Леонтий, хотя язычники и его выгнали из города, поселившись за городом стал привлекать к себе детей, и учить их грамоте по христианским книгам.

Его решимость принять смерть испугала жителей, а убедительная речь, обращенная к ним, так подействовала на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься.

Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей. Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных. Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.

Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более ста церквей.

Сыновья князя Владимира, которым он раздал княжеские уделы, также ревностно заботились о распространении и утверждении христианства в областях им подвластных.

Так в X веке кроме Киева, Новгорода и Ростова христианская вера была проповедована в Полоцке, Луцке, Смоленске, Пскове и других городах Древней Руси.

Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях

Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Служба велась на понятном славянском языке. Высокие призывы Евангелия (благой вести) быстро находили отклик в сердцах русских людей, народная память могла храниться не только в песнях и былинах, но и в летописях

Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых.  Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа. В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.

Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская своих детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых.

Сын Владимира Ярослав Мудрый приказал при храмах открывать школы для простого народа.

В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени.

Иконы святого равноапостольного князя Владимира

Иконы святого равноапостольного князя Владимира

Памятники святому равноапостольному князю Владимиру

Памятники святому равноапостольному князю Владимиру

Сохранить у себя:
ОРКСЭ тема:"Как Христианство пришло на Русь"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки