![ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Организация разрешения конфликтов в МАОУ СОШ Исполнитель: _________________________-](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_0.jpg)
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Организация разрешения конфликтов в МАОУ СОШ Исполнитель: _________________________-
![Актуальность Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день профессия педагога является одной из самых стрессовых. Причинами стресса являются постоянные государственные реформы в области образования, которые влекут за собой внедрение инноваций в образовательный процесс; высокая трудовая нагрузка педагогов; возникающие конфликты внутри педагогического коллектива . 2010 2015 2020](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_1.jpg)
Актуальность
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день профессия педагога является одной из самых стрессовых. Причинами стресса являются постоянные государственные реформы в области образования, которые влекут за собой внедрение инноваций в образовательный процесс; высокая трудовая нагрузка педагогов; возникающие конфликты внутри педагогического коллектива .
2010
2015
2020
![Объект, предмет, цель Объектом являются конфликты в педагогических коллективах. Предмет – методы профилактики конфликтов в педагогических коллективах. Цель – на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе общеобразовательной организации. 2010 2015 2020](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_2.jpg)
Объект, предмет, цель
Объектом являются конфликты в педагогических коллективах.
Предмет – методы профилактики конфликтов в педагогических коллективах.
Цель – на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе общеобразовательной организации.
2010
2015
2020
![Задачи: изучить понятие, структуру и функции конфликта; изучить виды, причины и особенности конфликтов в педагогическом коллективе; рассмотреть методы профилактики конфликтов в коллективах; провести эмпирическое исследование конфликтов в педагогическом коллективе средней общеобразовательной школы № 4; на основе результатов эмпирического исследования предложить мероприятия по профилактике конфликтов. 2010 2015 2020](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_3.jpg)
Задачи:
- изучить понятие, структуру и функции конфликта;
- изучить виды, причины и особенности конфликтов в педагогическом коллективе;
- рассмотреть методы профилактики конфликтов в коллективах;
- провести эмпирическое исследование конфликтов в педагогическом коллективе средней общеобразовательной школы № 4;
- на основе результатов эмпирического исследования предложить мероприятия по профилактике конфликтов.
2010
2015
2020
![На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_4.jpg)
На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте.
![Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа); методы количественной обработки данных (методы математической статистики). В работе систематизированы теоретические подходы к исследованию к сущности понятия конфликтов в педагогическом коллективе; разработаны рекомендации по профилактике конфликтов; определены методы сплочения коллектива для предупреждения конфликтных ситуации.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_5.jpg)
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа);
- методы количественной обработки данных (методы математической статистики).
В работе систематизированы теоретические подходы к исследованию к сущности понятия конфликтов в педагогическом коллективе; разработаны рекомендации по профилактике конфликтов; определены методы сплочения коллектива для предупреждения конфликтных ситуации.
![В исследовании приняли участие 25 человек педагогического состава (21 женщина и 4 мужчины) Возрастной состав участников исследования: 18-25 лет – 5 человек; 26-35 лет – 10 человек; 36-45 лет – 5 человек; 46-55 лет – 2 человека; 55 лет и старше – 3 человека.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_6.jpg)
В исследовании приняли участие 25 человек педагогического состава (21 женщина и 4 мужчины)
- Возрастной состав участников исследования:
18-25 лет – 5 человек;
26-35 лет – 10 человек;
36-45 лет – 5 человек;
46-55 лет – 2 человека;
55 лет и старше – 3 человека.
- Высшее образование- 19 человек, 6 – среднее специальное.
- Высшую квалификационную категорию - 9 человек, первую – 10 человек, без категории – 6 человек.
![В результате применения методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) был получен средний профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_7.jpg)
В результате применения методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) был получен средний профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе
![В результате применения методики диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера были получены следующие результаты: высокий самоконтроль был выявлен у 30% респондентов; средний самоконтроль – у 20%; низкий – у 50%](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_8.jpg)
В результате применения методики диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера были получены следующие результаты: высокий самоконтроль был выявлен у 30% респондентов; средний самоконтроль – у 20%; низкий – у 50%
![В результате применения методики изучения стилей конфликтного поведения К. Томаса были получены следующие результаты: стратегию соперничества в конфликтах выбирают 12% педагогов, сотрудничества – 16%, компромисса – 16%, избегания – 32%, приспособление – 24%](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_9.jpg)
В результате применения методики изучения стилей конфликтного поведения К. Томаса были получены следующие результаты: стратегию соперничества в конфликтах выбирают 12% педагогов, сотрудничества – 16%, компромисса – 16%, избегания – 32%, приспособление – 24%
![Анализ результатов показал](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_10.jpg)
Анализ результатов показал
- в данном педагогическом коллективе сложилась не благоприятная психологическая атмосфера.
- по некоторым показателям, таким как сотрудничество, занимательность, успешность были получены низкие оценки.
- в коллективе есть педагоги, которые не чувствуют себя полностью удовлетворёнными климатом в коллективе.
- показатели коллектива как дружелюбие, продуктивность, взаимная поддержка были оценены не высоко, что говорит о не достаточном морально-нравственном духе коллектива.
- у большинства членов педагогического коллектива низкий уровень самоконтроля в общении.
- респонденты искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, при этом, они считаются в своем поведении с окружающими людьми.
![Анализ результатов показал Большинство педагогов данного коллектива привыкли избегать конфликтов в своей повседневной и трудовой деятельности. Многие педагоги используют в конфликтном поведении стратегию приспособления, что означает принесение в жертву собственных интересов ради другого.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_11.jpg)
Анализ результатов показал
Большинство педагогов данного коллектива привыкли избегать конфликтов в своей повседневной и трудовой деятельности. Многие педагоги используют в конфликтном поведении стратегию приспособления, что означает принесение в жертву собственных интересов ради другого.
- 12% педагогов используют стратегии сотрудничества и компромисса.
- 16% участников исследования демонстрируют деструктивную стратегию соперничества, соревнования или конкуренции.
![В качестве первого направления комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 предлагается проведение семинарских занятий. Форма проведения: групповая. Ответственный: зам. директора по ВР. Данное направление включает в себя ряд следующих мероприятий:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_12.jpg)
В качестве первого направления
комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 предлагается проведение семинарских занятий.
Форма проведения: групповая. Ответственный: зам. директора по ВР. Данное направление включает в себя ряд следующих мероприятий:
- семинар «Межличностный конфликт в трудовом коллективе: хорошо или плохо?»;
- семинар «Суть и применение стратегий поведения в межличностном конфликте»;
- семинар «О способах и методах предупреждения межличностных конфликтов».
![Вторым направлением комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - групповой разбор конкретных примеров конфликтных ситуаций в форме дискуссии. Ответственный: школьный психолог. Для анализа предлагается ряд ситуаций.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_13.jpg)
Вторым направлением комплекса
мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - групповой разбор конкретных примеров конфликтных ситуаций в форме дискуссии.
Ответственный: школьный психолог. Для анализа предлагается ряд ситуаций.
![В качестве третьего направления комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - использование метода ролевой игры. Ответственный за проведение: школьный психолог. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_14.jpg)
В качестве третьего направления
комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - использование метода ролевой игры.
Ответственный за проведение: школьный психолог. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
![Оценка самоконтроля в общении у педагогов в процессе участия мероприятий по профилактике межличностных конфликтов Из диаграммы видно, что в процессе участия, в группе удалось повысить уровень коммуникативного контроля (36%) до среднего и (64%) до высокого.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_15.jpg)
Оценка самоконтроля в общении у педагогов в процессе участия мероприятий по профилактике межличностных конфликтов
Из диаграммы видно, что в процессе участия, в группе удалось повысить уровень коммуникативного контроля (36%) до среднего и (64%) до высокого.
![Заключение На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте. Для профилактики конфликтов в данном педагогическом коллективе был предложен комплекс мероприятий по трем направлениям :](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_16.jpg)
Заключение
На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте.
Для профилактики конфликтов в данном педагогическом коллективе был предложен комплекс мероприятий по трем направлениям :
- проведение семинарских занятий,
- групповой разбор конкретных примеров конфликтных ситуаций в форме дискуссии,
- использование метода ролевой игры.
![Благодарю за внимание](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/12/05/i_656f5f8d5e6d3/img_phpCbDgha_17.jpg)
Благодарю за внимание