ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Организация разрешения конфликтов в МАОУ СОШ Исполнитель: _________________________-
Актуальность
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день профессия педагога является одной из самых стрессовых. Причинами стресса являются постоянные государственные реформы в области образования, которые влекут за собой внедрение инноваций в образовательный процесс; высокая трудовая нагрузка педагогов; возникающие конфликты внутри педагогического коллектива .
2010
2015
2020
Объект, предмет, цель
Объектом являются конфликты в педагогических коллективах.
Предмет – методы профилактики конфликтов в педагогических коллективах.
Цель – на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе общеобразовательной организации.
2010
2015
2020
Задачи:
- изучить понятие, структуру и функции конфликта;
- изучить виды, причины и особенности конфликтов в педагогическом коллективе;
- рассмотреть методы профилактики конфликтов в коллективах;
- провести эмпирическое исследование конфликтов в педагогическом коллективе средней общеобразовательной школы № 4;
- на основе результатов эмпирического исследования предложить мероприятия по профилактике конфликтов.
2010
2015
2020
На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа);
- методы количественной обработки данных (методы математической статистики).
В работе систематизированы теоретические подходы к исследованию к сущности понятия конфликтов в педагогическом коллективе; разработаны рекомендации по профилактике конфликтов; определены методы сплочения коллектива для предупреждения конфликтных ситуации.
В исследовании приняли участие 25 человек педагогического состава (21 женщина и 4 мужчины)
- Возрастной состав участников исследования:
18-25 лет – 5 человек;
26-35 лет – 10 человек;
36-45 лет – 5 человек;
46-55 лет – 2 человека;
55 лет и старше – 3 человека.
- Высшее образование- 19 человек, 6 – среднее специальное.
- Высшую квалификационную категорию - 9 человек, первую – 10 человек, без категории – 6 человек.
В результате применения методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) был получен средний профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе
В результате применения методики диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера были получены следующие результаты: высокий самоконтроль был выявлен у 30% респондентов; средний самоконтроль – у 20%; низкий – у 50%
В результате применения методики изучения стилей конфликтного поведения К. Томаса были получены следующие результаты: стратегию соперничества в конфликтах выбирают 12% педагогов, сотрудничества – 16%, компромисса – 16%, избегания – 32%, приспособление – 24%
Анализ результатов показал
- в данном педагогическом коллективе сложилась не благоприятная психологическая атмосфера.
- по некоторым показателям, таким как сотрудничество, занимательность, успешность были получены низкие оценки.
- в коллективе есть педагоги, которые не чувствуют себя полностью удовлетворёнными климатом в коллективе.
- показатели коллектива как дружелюбие, продуктивность, взаимная поддержка были оценены не высоко, что говорит о не достаточном морально-нравственном духе коллектива.
- у большинства членов педагогического коллектива низкий уровень самоконтроля в общении.
- респонденты искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, при этом, они считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Анализ результатов показал
Большинство педагогов данного коллектива привыкли избегать конфликтов в своей повседневной и трудовой деятельности. Многие педагоги используют в конфликтном поведении стратегию приспособления, что означает принесение в жертву собственных интересов ради другого.
- 12% педагогов используют стратегии сотрудничества и компромисса.
- 16% участников исследования демонстрируют деструктивную стратегию соперничества, соревнования или конкуренции.
В качестве первого направления
комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 предлагается проведение семинарских занятий.
Форма проведения: групповая. Ответственный: зам. директора по ВР. Данное направление включает в себя ряд следующих мероприятий:
- семинар «Межличностный конфликт в трудовом коллективе: хорошо или плохо?»;
- семинар «Суть и применение стратегий поведения в межличностном конфликте»;
- семинар «О способах и методах предупреждения межличностных конфликтов».
Вторым направлением комплекса
мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - групповой разбор конкретных примеров конфликтных ситуаций в форме дискуссии.
Ответственный: школьный психолог. Для анализа предлагается ряд ситуаций.
В качестве третьего направления
комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 4 - использование метода ролевой игры.
Ответственный за проведение: школьный психолог. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
Оценка самоконтроля в общении у педагогов в процессе участия мероприятий по профилактике межличностных конфликтов
Из диаграммы видно, что в процессе участия, в группе удалось повысить уровень коммуникативного контроля (36%) до среднего и (64%) до высокого.
Заключение
На возникновение конфликтов в педагогических коллективах оказывают влияние социально- психологический климат, уровень самоконтроля педагогов, а также стиль поведения в конфликте.
Для профилактики конфликтов в данном педагогическом коллективе был предложен комплекс мероприятий по трем направлениям :
- проведение семинарских занятий,
- групповой разбор конкретных примеров конфликтных ситуаций в форме дискуссии,
- использование метода ролевой игры.
Благодарю за внимание