Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении
Социальный педагог
МБОУ «СОШ№8»
Воронина Венера Мавазифовна
Жизнь любого человека начинается с семьи.
Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно
идентичных
семей.
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.
С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» )
Основными критериями при определении семей этой категории являются
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение .
Типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .
Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера .
К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Признаки социального неблагополучия у обучающегося
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
- Неумеренный аппетит
- Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
- Привлечение внимания любым способом
- Чрезмерная потребность в ласке
- Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
- Трудности в обучении
Признаки Физического насилия в семье
- Боязливость ребенка
- Сосание пальца, раскачивание
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращение с животными
- Стремлении скрыть причину травм
Этапы работы МБОУ «СОШ№8» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).
- 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
- 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
- 3 этап. Школьный Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних
- 4 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «СОШ№8» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
- 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями.
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «СОШ№8» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «СОШ№8»;
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
3 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
4 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «СОШ№8» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «СОШ№8».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают общеобразовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Социальный педагог и классный руководитель формируют личное дело
семьи , находящейся в социально опасном положении.
5 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями.
Совместная работа со специалистами этих служб.
Заключение
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «СОШ№8» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.