Опыт организации групповой работы в начальной школе.

Групповая работа на уроках важна, она учит детей самооцениванию и взаимооцениванию

Содержимое разработки

Опыт организации групповой работы в начальной школе.      Учитель начальных классов КГУ «Средняя школа-гимназия №14» Власова О.В .

Опыт организации групповой работы в начальной школе.

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа-гимназия №14»

Власова О.В .

Цель групповой работы активное включение  каждого ученика  в процесс усвоения  учебного материала

Цель групповой работы

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Задачи групповой работы активизация познавательной деятельности развитие навыков самостоятельной учебной  деятельности развитие умений успешного общения

Задачи групповой работы

  • активизация познавательной деятельности
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  • развитие умений успешного общения

Г. А. Цукерман « Введение в школьную жизнь» Л.Г.Петерсон «Мир деятельности»

Г. А. Цукерман

« Введение в школьную жизнь»

Л.Г.Петерсон

«Мир деятельности»

Варианты комплектования групп

Варианты комплектования групп

Правила работы в группе работать дружно быть внимательными друг к другу работать по плану доводить начатое дело до конца слушать всех прийти к единому решению все члены группы отвечают за результат

Правила работы в группе

  • работать дружно
  • быть внимательными друг к другу
  • работать по плану
  • доводить начатое дело до конца
  • слушать всех
  • прийти к единому решению
  • все члены группы отвечают за результат

организатор – отвечает за работу группы в целом; организатор – отвечает за работу группы в целом; чтец – читает вслух; секретарь – записывает от лица группы; докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа; хронометрист – следит за временем критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение. «Почемучка» - задает уточняющие вопросы. Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

организатор – отвечает за работу группы в целом;

  • организатор – отвечает за работу группы в целом;
  • чтец – читает вслух;
  • секретарь – записывает от лица группы;
  • докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист – следит за временем
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
  • «Почемучка» - задает уточняющие вопросы.
  • Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

Алгоритм действий в группе   Индивидуальное прочтение задания или инструкции. Выдвижение версий всеми членами группы. Обоснование версий. Совместное принятие решения. Анализ решения задания, его оформление. Проговаривание в группе выступления докладчика  ……

Алгоритм действий в группе

  • Индивидуальное прочтение задания или инструкции.
  • Выдвижение версий всеми членами группы.
  • Обоснование версий.
  • Совместное принятие решения.
  • Анализ решения задания, его оформление.
  • Проговаривание в группе выступления докладчика

……

Мозговой штурм

Мозговой штурм

Снежный ком

Снежный ком

Лови ошибку  Две правды ,одна ложь

Лови ошибку Две правды ,одна ложь

Пресс- конференция

Пресс- конференция

Роль учителя во время групповой работы

Роль учителя во время групповой работы

Какие должны быть задания? Задания, требующие выполнения большого объёма работы Задания на развитие творческого мышления Нестандартные задания Проблемные задания,создающие определенное затруднение

Какие должны быть задания?

  • Задания, требующие выполнения большого объёма работы
  • Задания на развитие творческого мышления
  • Нестандартные задания
  • Проблемные задания,создающие определенное затруднение

Русский язык Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана. Работа с деформированным предложением, текстом

Русский язык

  • Составление слов по звуковой схеме.
  • Составление предложений по схеме.
  • Выбор способа проверки орфограмм.
  • Деление текста на логические части.
  • Составление плана.
  • Работа с деформированным предложением, текстом

Математика Составление и решение задач: -к одной схеме на разные темы; -к разным схемам на одну тему; -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп

Математика

  • Составление и решение задач:
  • -к одной схеме на разные темы;
  • -к разным схемам на одну тему;
  • -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп

Чтение Составление плана текста Чтение текста по ролям Составление рассказа о герое

Чтение

  • Составление плана текста
  • Чтение текста по ролям
  • Составление рассказа о герое

Познание мира Составление плана текста Решение кроссвордов Проведение опытов

Познание мира

  • Составление плана текста
  • Решение кроссвордов
  • Проведение опытов

Достоинства  групповой работы Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся. Рационально распределяется учебное время. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Дифференцируется работа в классе.

Достоинства групповой работы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся.
  • Рационально распределяется учебное время.
  • В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
  • Дифференцируется работа в классе.

1.Коммуникативное взаимодействие  (учёт позиции собеседника) Методика Ж. Пиаже « Братья и сёстры»  Показатели уровня выполнения задания:  Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.  Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.  Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

1.Коммуникативное взаимодействие (учёт позиции собеседника) Методика Ж. Пиаже « Братья и сёстры»

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

2 . Коммуникация как условие интериоризации. (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)  Методика «Дорога к дому» Показатели уровня выполнения задания : 1)  низкий уровень  – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера; 2)  средний уровень  – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание; 3)  высокий уровень  – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом .

2 . Коммуникация как условие интериоризации. (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)

Методика «Дорога к дому»

Показатели уровня выполнения задания :

1)  низкий уровень  – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2)  средний уровень  – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3)  высокий уровень  – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом .

3. Коммуникация как сотрудничество( согласование усилий по достижению общей цели)  методика Цукерман «Рукавички» Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

3. Коммуникация как сотрудничество( согласование усилий по достижению общей цели)

методика Цукерман «Рукавички»

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Диагностика коммуникативных умений  в 1 классе Диагностика коммуникативных умений  во 2 классе

Диагностика коммуникативных умений в 1 классе

Диагностика коммуникативных умений во 2 классе

Трудности  Групповой работе надо сначала научить.  Групповая работа требует от учителя особых умений и усилий. При непродуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться трудами более сильных одноклассников .

Трудности

  • Групповой работе надо сначала научить.
  • Групповая работа требует от учителя особых умений и усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться трудами более сильных одноклассников .

Добрые советы Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Добрые советы

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах.
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Сохранить у себя:
Опыт организации групповой работы в начальной школе.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки