Опыт организации групповой работы в начальной школе.
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа-гимназия №14»
Власова О.В .
Цель групповой работы
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы
- активизация познавательной деятельности
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
- развитие умений успешного общения
Г. А. Цукерман
« Введение в школьную жизнь»
Л.Г.Петерсон
«Мир деятельности»
Варианты комплектования групп
Правила работы в группе
- работать дружно
- быть внимательными друг к другу
- работать по плану
- доводить начатое дело до конца
- слушать всех
- прийти к единому решению
- все члены группы отвечают за результат
организатор – отвечает за работу группы в целом;
- организатор – отвечает за работу группы в целом;
- чтец – читает вслух;
- секретарь – записывает от лица группы;
- докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;
- хронометрист – следит за временем
- критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
- «Почемучка» - задает уточняющие вопросы.
- Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.
Алгоритм действий в группе
- Индивидуальное прочтение задания или инструкции.
- Выдвижение версий всеми членами группы.
- Обоснование версий.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения задания, его оформление.
- Проговаривание в группе выступления докладчика
……
Мозговой штурм
Снежный ком
Лови ошибку Две правды ,одна ложь
Пресс- конференция
Роль учителя во время групповой работы
Какие должны быть задания?
- Задания, требующие выполнения большого объёма работы
- Задания на развитие творческого мышления
- Нестандартные задания
- Проблемные задания,создающие определенное затруднение
Русский язык
- Составление слов по звуковой схеме.
- Составление предложений по схеме.
- Выбор способа проверки орфограмм.
- Деление текста на логические части.
- Составление плана.
- Работа с деформированным предложением, текстом
Математика
- Составление и решение задач:
- -к одной схеме на разные темы;
- -к разным схемам на одну тему;
- -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп
Чтение
- Составление плана текста
- Чтение текста по ролям
- Составление рассказа о герое
Познание мира
- Составление плана текста
- Решение кроссвордов
- Проведение опытов
Достоинства групповой работы
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся.
- Рационально распределяется учебное время.
- В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
- Дифференцируется работа в классе.
1.Коммуникативное взаимодействие (учёт позиции собеседника) Методика Ж. Пиаже « Братья и сёстры»
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
2 . Коммуникация как условие интериоризации. (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)
Методика «Дорога к дому»
Показатели уровня выполнения задания :
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом .
3. Коммуникация как сотрудничество( согласование усилий по достижению общей цели)
методика Цукерман «Рукавички»
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностика коммуникативных умений в 1 классе
Диагностика коммуникативных умений во 2 классе
Трудности
- Групповой работе надо сначала научить.
- Групповая работа требует от учителя особых умений и усилий.
- При непродуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться трудами более сильных одноклассников .
Добрые советы
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
- Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах.
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.