1. Теоретические основы организации и проведения самостоятельной работы по математике.
1.1. Определение самостоятельной работы.
Несмотря на простоту и общеизвестность словосочетания “ самостоятельная работа ”, в понимании сущности обозначаемого им понятия не достигнуто полного единство и совпадения взглядов и суждений. Ведутся споры о том, что это: форма организации, метод или средство обучения? В подавляющем большинстве определений и подходов к раскрытию понятия “самостоятельная работа ” учителю отводится определенное место в руководстве этой работой: отмечается, что она проводится под руководством учителя, что он осуществляет, если это необходимо, помощь учащимся и контроль за её результатами, в то же время подчеркивается, что с его стороны не должно быть точного, сковывающего инициативу учащихся инструктирования.
Под самостоятельной работой учеников, обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Наиболее полное и точное определение самостоятельной работы дает Л.В Жарова: Самостоятельная учебная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность.
1.2. Назначение самостоятельной работы.
Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как её субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут спланировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность.
Самостоятельность - это способность ребёнка самому приобретать знания под руководством учителя или без него, умение выбрать главное, проанализировать прочитанное.
Учитель должен активно формировать самостоятельность в обучении, как в смысле овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, так и в смысле создания особых личностных отношений к деятельности её продукта.
Учебная самостоятельность - это, прежде всего, способность выходить за границы известного, заученного и двигаться дальше - в неизвестное.
Таким образом, не всякую практическую работу можно назвать самостоятельной. Перед самостоятельными работами ставится цель формировать самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить.
Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы.
Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.
Самостоятельная работа необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащихся, самостоятельная работа необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.
Самостоятельные работы являются необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.
Самостоятельная работа может входить во все методы обучения, применяться на разных этапах обучения для достижения различных целей.
Результативность самостоятельной работы определяется четкой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности (положительное подкрепление, поощрение, игра, небольшие дискуссии, соревнования) и организация контроля за самостоятельной работой учащихся и дифференциация.
1.3. Классификации самостоятельных работ.
Существует множество различных классификаций самостоятельных работ. Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения классификации самостоятельных работ: по степени самостоятельности учащихся, по степени индивидуализации, по дидактическим целям, по источнику знаний и т.д.
Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.
По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:
- обучающие;
- контролирующие.
Обучающие работы в свою очередь можно разделить на две группы: по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, то есть сразу после объяснения нового материала.
Поскольку самостоятельные работы по формированию знаний проводятся сразу после объяснения нового материала, то их проверка своевременно дает учителю картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Цель работ по формированию навыков состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися навыки выполнения тождественных преобразований, решения уравнений, неравенств, различного рода задач, навыки построения графиков различных функций. Эти работы могут проводиться практически на каждом уроке.
После того, как материал хорошо усвоен, и учащиеся свободно справляются с работами по формированию знаний и навыков, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Контролирующие работы необходимо проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможность проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из этих циклов.
Контролирующие работы можно разделить на следующие виды: проверочные, контрольные, обзорные и итоговые.
По степени самостоятельности самостоятельные работы делятся на:
- репродуктивные самостоятельные работы, то есть перенос известного способа действия в аналогичную ситуацию;
- реконструктивные самостоятельные работы, то есть перенос известного способа действия в новую ситуацию;
- вариативные самостоятельные работы – ориентированы на частичный поиск решения;
- исследовательские (творческие) самостоятельные работы – самостоятельные работы, требующие создания или применения нового способа решения.
К творческим самостоятельным работам по математике относят:
- решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом;
- решение задач несколькими способами;
- составление задач, примеров самими учениками;
- математические сочинения;
- исследовательские мастерские;
- доклады учащихся и другие виды деятельности.
Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепления полученных на уроке знаний, умений, навыков, а так же усвоению доступного материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.
В ряду ведущих форм – школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, т.к. требует от учащихся большой предварительной, самостоятельной работы.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
- Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.
- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
- Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Большую роль в развитии навыка самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа. Организация и построение письменных самостоятельных работ ставят много проблем: какие формы должна иметь письменная самостоятельная работа, какого типа задания необходимо и можно включать в самостоятельные работы, какова последовательность этих заданий и многое другое.
1.4. Виды заданий.
Рассмотрим различные виды заданий, с которыми сталкиваются ученики при самостоятельной работе. В соответствии с формами познавательной деятельности учащихся выделим три типа заданий: репродуктивные, реконструктивные и вариативные.
Задания репродуктивного типа выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем.
К репродуктивным заданиям относятся задания на воспроизведение или непосредственное применение теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов. К этому же виду относятся задания на решение задач по известным формулам.
К репродуктивным относятся также задания на узнавание, распознавание различных объектов, свойств различных объектов.
Репродуктивные задания позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для изучения математики. При выполнении репродуктивных заданий деятельность учащихся протекает в форме простого воспроизведения изученного. Задания репродуктивного типа мало способствуют развитию мышления учащихся, однако они необходимы, так как такие задания создают базу для дальнейшего изучения математики и таким образом способствуют выполнению заданий более высокого уровня воспроизводящей деятельности.
Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения. Выполнение таких заданий возможно только после того, как ученик сам реконструирует их, соотнесет с несколькими репродуктивными. К такого рода заданиям можно отнести задания на построение графиков, когда ученику, знающему общий метод построения графиков, необходимо проанализировать свойства конкретной функции и для нее выбрать наиболее удобный метод построения.
К такого же рода заданиям относятся задачи на составление уравнений. При решении этих задач ученику необходимо словесную формулировку задачи перевести на язык алгебры.
К реконструктивным необходимо отнести и задания, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если все эти формулы, тождества, алгоритмы даны в явном виде.
Все эти задания характерны тем, что, приступая к их выполнению, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задачи, отыскать характерные признаки объекта, использовать несколько репродуктивных задач.
Необходимо отметить, что познавательная деятельность ученика при выполнении этих заданий в основном не выходит за рамки преобразующего воспроизведения знаний, но она неизбежно сопровождается уже некоторым обобщением.
Реконструктивные задания – наиболее распространенный вид заданий, используемый на всех этапах учебного процесса.
Более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом ее в творческую деятельность характеризуются задания вариативного характера. При выполнении их ученику необходимо из всего арсенала математических знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации. К такого рода заданиям относятся так называемые задачи «на сообразительность», задачи «с изюминкой», многие задачи на доказательство (когда нет жесткого алгоритма доказательства), а также задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения. К вариативным относятся и задания на составление различных задач.
Чтобы развивать мышление учащихся, формировать у них различные виды деятельности на всех этапах обучения математике, необходимо использовать различные виды заданий.
1.5. Подготовка и проведение письменных самостоятельных работ.
Более успешное формирование и развитие самостоятельности, а также усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. Для этого учителю необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся, при которой он руководствуется следующими дидактическими требованиями:
1) Самостоятельную работу учащихся нужно организовать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
2) Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы должны быть направлены не только на усвоение отдельных фактов, сколько на устранение различных пробелов. В самостоятельной работе надо учить учащихся видеть и формировать проблемы, самостоятельно решать их, используя для этого имеющиеся знания, умения и навыки, проверять полученные результаты.
3) Для активизации умственной деятельности учащихся надо давать им работу, требующую посильного умственного напряжения.
Предлагая задания для самостоятельной работы, необходимо дать краткие, четкие указания не только по её содержанию, но и оформлению. Устные пояснения лучше всего подкрепить образцом записи на доске решения одного примера, уравнения. В том случае, если задание предлагается устно, надо записать его условие на доске. Наряду с устным инструктированием используются письменные руководства к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельных работ.
При планировании самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы экономить время на уроке и лучше организовать работу, учителю целесообразно самому предварительно выполнить работу, в ходе выполнения он может понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.
Перед началом самостоятельной работы учителю необходимо подготовить учащихся к этому процессу.
Подготовка может заключаться в повторении, обобщении, проведении наблюдений.
Количество времени, отводимое на подготовку к самостоятельной работе, зависит от степени трудности и объёма предлагаемой работы, от подготовленности учащихся. После подготовки учащихся к самостоятельной работе следует дать им чёткие указания об объёме и содержании предстоящей работы, о её цели, т.е. проинструктировать учащихся о том, что делать и как.
Познакомившись с инструкцией к заданию, учащиеся приступают к его выполнению. В этот наиболее ответственный момент учитель следит за тем, все ли учащиеся начали работать, что их затрудняет.
1.6. Примеры самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №1.
Выбрать правильный ответ из предложенных. Каждый ученик работает самостоятельно в тетради.
№ | Задача | А | В | С |
|
1 |
| ||||
2 |
| ||||
3 |
| ||||
4 |
| ||||
5 |
|
Ответы:
1.С
2.А
3.В
4.А
5.С
2. Практическая работа.
Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока.
Задание: Выгнуть фигуру, при вращении которой получается конус с радиусом равным 5см и образующей равной 13 см.
3. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу.
1) Представьте в виде многочлена:
а) (а – 6)2;
б) (х + 7)2;
в) (– 3 + х)2;
г) (0,2х – 3)(0,2х + 3);
д) (0,4у – 0,5)2;
е) (– а – 1)2.
2) Вычислите:
а) 152 – 132;
б)122 + 112.
3) Сократить дробь
Проверка по образцу.
1) Представьте в виде многочлена:
а) (а – 6)2 = а2 – 12а + 36;
б) (х + 7)2 = х2 + 14х + 49;
в) (– 3 + х)2 = 9 – 6х + х2;
г) (0,2х – 3)(0,2х + 3) = 0,04х2 – 9;
д) (0,4у – 0,5)2 = 0,16у2 – 0,4у + 0,25;
е) (– а – 1)2 = а2 + 2а + 1.
2) Вычислите:
а) 152 – 132 = (15 – 13)(15 + 13) = 2 · 28 = 56;
б)122 + 112 = 144 + 121 = 265.
3) Сократить дробь = = = = .
4. Математический диктант по теме “Положительные и отрицательные числа”.
1. Какие числа называются противоположными?
2. Какое число противоположно самому себе?
3. На координатной прямой отметьте числа -3, 5, 0 и им противоположные?
4. Какие целые числа заключены между -5 и 3, 5?
5. Для числа 4 записать противоположное, взаимно простое и обратное число.
2. Методика организации и проведения самостоятельной работы по теме: «Формулы сокращенного умножения».
2.1. Структурное представление самостоятельной работы:
Метод | репродуктивный | реконструктивный | вариативный | творческий |
Математический диктант |
|
|
|
|
Зачет |
|
|
|
|
Деформированный текст |
|
|
|
|
Тест |
|
|
|
|
Математическая сказка |
|
|
|
|
Индивидуальные карточки |
|
|
|
|
Перфокарта |
|
|
|
|
Математический диктант.
Цель: повторение изученного материала по теме «Формулы сокращенного умножения»; метод – репродуктивный.
Форма подачи: на листочках.
Форма проверки: проверяет учитель.
Написать формулу квадрата разности.
Написать формулу суммы кубов.
Упростить выражение: а +3ba +3ab +b .
Упростить выражение: (a-b)(a +ab+b ).
Написать формулу куба разности.
По формуле квадрата суммы упростить многочлен a +2ab+b .
Написать формулу квадрата разности.
Критерии оценки: 1,2,5,7 – 0,5 баллов,
3,4,6 – 1 балл.
Методические рекомендации к проведению: учитель сначала полностью зачитывает текст, потом читает по фразам, делая паузы от 1 до 4 минут, чтобы учащимся дать возможность выполнить задание. Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками (это дает учащимся возможность что-то исправить и сделать дополнения).
Зачет.
Цель: проверка знаний, умений, навыков; метод – реконструктивный.
Форма подачи: на листочках.
Форма проверки: проверяет учитель.
Обязательная часть.
Выполните действие:
а) (а+3в) ; б) (3-х)(3+х); в) (р-2q)(p+2q).
2. Упростите выражение:
а) 2а(2а-3)-(а-3) ; б) 3(х-1) +6х.
3. Разложите на множители:
а) 16-х ; б) х -4х+4; в) а -25а.
Дополнительная часть.
4.Упростите выражение (с -6)-3(4+с)(3-4с).
5.Разложите на множители: а -1.
Критерии оценки: зачет – выполнение всех задач обязательной части;
За решение задач дополнительной части – 4 или 5.
Методические рекомендации к проведению: зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержимое отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно. Каждый ученик сдает предусмотренные планом зачеты.
Деформированный текст.
Цель: обобщение изученного материала; метод – репродуктивный.
Форма подачи: индивидуальные карточки.
Форма проверки: проверяет учитель.
При умножении многочленов (а-в)(а+в), получаем …
В виде многочлена квадрат двучлена (2p-q) записывается как …
8-12в+…в –в =(2…в) .
Вставьте пропущенные многочлены так, чтобы получилось тождество: а +6ав+…=(…+…) .
Критерии оценки: 1,2,3, - по 1 баллу,
4 – 2 балла.
Методические рекомендации к проведению: учитель раздает каждому ученику карточки с вариантом заданий. В этих заданиях имеются пропуски. Задача ученика: верно заполнить эти пропуски.
Тест.
Цель: повторение изученного материала; метод – вариативный.
Форма подачи: листочки с тестом.
Форма проверки: взаимопроверка.
Что будет решением для данных выражений:
(х+2У) =…:
а) х +4ху+4у ; б) х +4ху+2у ; в) х +4у ; г) х +2ху+2х .
2. (3а-2) =…;
а) 9а -6а+4; б) 3а +12а+4; в) 9а -12а+4; г) 9а -4.
3. (3х-5у)(3х+5у)=…;
а) 9х -25у ; б) 9х +25у ; в)9х +25у ; г) 9х -25у .
4. (а-2)(а -2а+4)=…:
а) а -8; б) а +8; в) а -2а +8; г) а -16.
5. Даны 2 равенства: 1) (2а-3в ) =4а -6ав +9в ; 2) (х+3у) =х +9у +6ху, какое из них верно, а какое неверно?
а) в,в; б) в,н; в) н,в; г) н,н.
Критерии оценки: 3 верно выполненных заданий -3, 4 – 4, 5 – 5.
Методические рекомендации к проведению: каждому ученику учитель раздает листочки с вариантом теста. Ученик должен верно ответить на задания теста. Показатели теста ориентированы на измерение степени и определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков учащихся.
Математическая сказка.
Цель: создать условия для творческих способностей детей; метод – творческий.
Форма подачи: тетрадь.
Форма проверки: проверяет учитель.
Сочинить сказку, где действующими лицами будут обыкновенные числа или буквы. Варианты тем:
Так появились формулы сокращенного умножения.
Куда пропали формулы сокращенного умножения?
Математики, работавшие над формулами сокращенного умножения.
Критерии оценки: это творческое задание учитель оценивает в зависимости от того, насколько полно ученик раскрыл тему.
Методические рекомендации к проведению: этот вид самостоятельной работы можно проводить в конце урока или сделать домашней самостоятельной работой.
Индивидуальные карточки.
Цель: повторение и обобщение изученной темы; метод – реконструктивный.
Форма подачи: индивидуальные карточки.
Форма проверки: проверяет учитель.
Карточка №1.
Представьте в виде многочлена:
а) ( х+9) ; б) (а в -1) .
2. Преобразуйте в многочлен:
а) (х-5) +2х(х-3); б) (а-4)(а+4)+(2а-1) .
3. Упростите выражение:
а) (а+2)(а-2)-а(а-5); б) (5+с)(с-5)-(с-10)(с+10).
4. Представьте в виде многочлена:
а) (а -7)(а+2)-(2а-1)(а-14); б) (2-в)(1+2в)+(1+в)(в -3в).
5*. Докажите тождество:
а) (ах-2(а+2))(а(х-1)+2)+2(4-а )+3а х=ах(ах-2);
б) (3-в(с-1))(вс+4(в+1))+вс(вс+3в+1)=4в(в+4)+12.
Критерии оценки: за выполнение 4 заданий ставится 5; если выполнено 3 задания, то ставится 4; если верно выполнены 2 задания, то ставится 3; если выполнено меньше 2 заданий, то ставится 2. Задание со звездочкой оценивается отдельно. За его верное выполнение ставится 5; если допущены 2 – 3 негрубые ошибки, то ставится 4. 2 и 3 за это задание не ставятся.
Методические рекомендации к проведению: учитель каждому учащемуся раздает заранее приготовленные карточки с заданиями.
Перфокарта.
Цель: обобщение изученной темы; метод – вариативный.
Форма подачи: индивидуальные листочки.
Форма проверки: проверяет учитель.
Даны равенства:
(3-х)(3+х)=9-х ;
х -2ху+у =х у ;
х +у =х +3х у+3ху +у ;
х -16у =(х-4у )(х+4у );
(p –q) =p -2p q+q ; определить, какие из них верные, какие неверные.
Критерии оценки: 0 ошибок – 5; 1 – 2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3; Более 3 ошибок – 2.
Методические рекомендации к проведению: учитель раздает учащимся чистые листочки. На доске записаны задания. На чистых листочках учащиеся ставят букву «в» (верно) или «н» (неверно). Когда все задания выполнены, учащиеся сдают листочки. Пока учащиеся решают номера, учитель проверяет самостоятельную работу с помощью перфокарты. Он накладывает готовую перфокарту на листочек с ответами и ставит точку в окошечко с верным ответом.
3.Список используемой литературы:
1. Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, И.А. Лурье и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике. 1993 год.
2. Официальный сайт школы: http://school-17-pavlodar.narod.ru/
3. http://news.1september.ru/
4. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4.
5. Педагогический журнал «Учитель».
6. Леонтьева. Самостоятельная работа на уроках алгебры. 1978 год.
7. М. В. Ткачева. Домашняя математика: книга для учащихся 7 кл. сред. школы. 1993 год.
8. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учеб. для 7 кл. сред.шк. 1993 год.
9. А. П. Карп. Даю уроки математики…: книга для учителя: из опыта работы. 1992 год.
10. А. А. Окунев. Спасибо за урок, дети!: О развитии творч. способностей учащихся: книга для учителя: из опыта работы. 1988 год.
Содержание:
Теоретические основы организации и проведения самостоятельной работы по математике.
Определение самостоятельной работы.
Назначение самостоятельной работы.
Классификации самостоятельных работ.
Виды заданий.
Подготовка и проведение письменных самостоятельных работ.
Примеры самостоятельных работ.
Методика организации и проведения самостоятельной работы по теме: «Формулы сокращенного умножения».
Структурное представление самостоятельной работы.
Математический диктант.
Зачет.
Деформированный текст.
Тест.
Математическая сказка.
Индивидуальные карточки.
Перфокарта.
3. Список используемой литературы.