Описание технологии «Метод кейсов» (МК).
Учитель: Рогова Ирина Николаевна
Образовательное учреждение: МБОУ «ООШ№31»
г. Киселевск.
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Время | 2 урока (по 40 мин) |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Аналитический |
Определение: МК-это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, т.е. изучение предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях.
Цели применения:
-анализировать ситуации;
- оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления;
- решать практические задачи.
Задачи учителя:
- подбор материала кейсов;
- направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;
- контроль за временем работы;
- побуждение школьника к отказу от поверхностного мышления (может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу);
Задача учащихся:
- разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом им нужно напомнить, что возможны разные способы решения проблемы.
Структура обучения МК:
Фаза работы | Действия учителя | Действия ученика |
До урока | 1.Подбирает кейс. 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3.Разрабатывает сценарий урока. | 1.Получает кейс и список рекомендаций. 2.Индивидуально готовится к уроку.
|
Во время урока | 1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2.Делит класс на группы. 3.Руководит обсуждением кейса в группе, обеспечивает их дополнительными сведениями. | 1.Задает вопросы углубляющие понимание кейса и проблемы. 2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3.Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После урока | 1.Оценивает работу ученика. 2.Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. | Составляет письменный отчет о занятии по данной теме. |
Требования к содержанию кейса:
-в кейсе рассматривается конкретная ситуация.
Виды кейсов:
- вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
- предоставление информации (знаний по теме или проблеме);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
- исследовательский кейс (анализирует определенную ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения);
- кейс, имеющий целью развитие определенных навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций).
Структура кейса:
- комплексный (модульный) кейс содержит большой объем информации, первичных данных, образцов документов, видеоролик, компьютерных программ и т. п.;
- кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы;
- кейс -практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме;
- кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста, а его обсуждение построено на основе этих вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на «обучающие», призванные закрепить полученные знания, и «проблемные», развивающие творческое, аналитическое мышления.
Технология организации (модерации) деятельности по МК:
Класс делится на группы (3,5человек). Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Он организует работу групп, распределяет вопросы между участниками и принимает окончательные решения, делает доклад о результатах работы своей группы.
Способы организации работы:
- каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий;
- все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений.
Последовательность работы над кейсом:
- записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;
- записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;
- по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;
- формулируется результирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;
- представление результатов работы над темой и обсуждение;
- подведение итогов работы над темой учителем.
Метод кейсов требует, чтобы:
- ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;
- ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям;
- ученик в определенное время выступил в роли модератора.