Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творчество, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка. На современном этапе развития общества первоочередная роль также отводится поиску, обучению одаренных детей и реализацию их возможностей. Перед наукой стоит задача воспитания «нового» человека, с более высоким уровнем интеллекта, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Проблема обучения и воспитания одаренных детей тесно связана с быстро меняющимися требованиями общества, создавшего идею организации целенаправленного образования и воспитания людей, с наиболее ярко выраженными способностями в какой - либо области знаний. Одаренные дети - это дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, творческой, художественной, спортивной.
С этой целью мною была создана собственная методическая система - «Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС» направленная на максимальную реализацию выявления, развития и поддержки одарённых детей, обеспечивающая условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой личности.
Моя методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования, в основе которого лежит решение проблемы: развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости.
Актуальность методической системы (проекта) обусловлена необходимостью к разрешению противоречий между постоянным изменением в образовательном учреждении информационного образовательного пространства и уровнем компетентности одарённых участников образовательного процесса в сфере учебной деятельности.
Научная ценность данного проекта заключается в том, что обобщение приведенного в нем опыта работы по выявлению и развитию одаренных обучающихся в общеобразовательном учреждении может показать необходимость непрерывного формирования выявления и развития одаренных учащихся уже на начальных этапах, а далее на всех ступенях обучения, в связи с постоянно меняющимися потребностями информационного общества и экономики. Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты работы могут быть использованы учителями в процессе преподавания гуманитарных предметах.
Цель моей методической системы создание оптимальных условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями.
Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Основные задачи моей методической системы является:
- построить целостную систему работы с одаренными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности;
- организовать социально-психологическую поддержку одаренных и способных детей;
- расширить возможности для участия способных и одарённых обучающихся в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, интеллектуальных конкурсах различных уровней;
- организовать поддержку талантливого ребенка совместно с родителями в реализации его интересов в лицее и семье.
- Подготовка и повышение квалификации учителя, работающего с одаренными детьми;
- Разработка нормативно-правового обеспечения
Система работы с одаренными детьми.
При работе с одаренными детьми можно выделить две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учениками, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов учебного плана, обучения по индивидуальным программам.
На уроках истории и обществознания используются такие формы обучения:
- тематические и проблемные задания,
- «мозговые штурмы»,
- ролевые тренинги,
- практическая работа,
- творческие зачеты.
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например, введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
-участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- факультативы; элективные курсы;
- конкурсы и конференции;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- работа по индивидуальным планам;
-участие в предметных неделях, позволяющих дополнительно раскрыть творческий потенциал;
-поисковая, исследовательская работа по истории и обществознанию;
- организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации.
1. Технология проблемного обучения.
Эта технология берется за основу как базовую, т.к. преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности. У школьника появляется возможность заявить о своих способностях и максимально их развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого потенциала школьника и становлению его на активную позицию в процессе обучения. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. открытия ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Именно проблемное обучение позволит сегодня реализовать новые образовательные стандарты в работе с одаренными учащимися.
Типичные задания проблемного обучения:
- рассмотрение исторических и обществоведческих явлений с различных позиций и точек зрения;
- провести сравнение событий, явлений, процессов;
- обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты,
- сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
2. Методика обучения в малых группах.
Данная методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях по истории и обществознанию. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который она может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.
3. Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции или создать мультимедийный продукт. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свои способности.
Ожидаемые результаты при реализации разработанной мною методической системы (проекта) «Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС»
- увеличить число детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
- расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся;
- обеспечить положительную динамику интеллектуального, эмоционально-волевого и индивидуально-личностного развития обучающихся с учётом их природных способностей и личностных интересов;
- повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов, обучающихся на конкурсной основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной деятельности, защиты учебно-исследовательских работ, творческих конкурсов и т.п.);
- способствовать успешной социализации в обществе, разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учётом профессионального самоопределения по окончании школы.
Занятие с одаренными детьми – взаимообогащающий и взаиморазвивающий процесс. Безусловно, заниматься развитием способностей необходимо. Ведь абсолютное раскрытие способностей важно не только для ребенка, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
О высокой результативности использование современных образовательных технологий свидетельствуют:
1.Стабильный интерес к предмету
2. Достаточно высокий уровень качества знаний
3.Преобладание у школьников учебно-познавательных мотивов в учебной деятельности
4. Тенденция к увеличению количества детей-участников конкурсов, конференций, олимпиад по предмету.
Многие ребята работают творчески, серьезно увлечены историей, мы ежегодно принимаем участие в муниципальных, областных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах, конференциях по истории и краеведению.
Высокие результаты достигаются благодаря желанию детей участвовать, побеждать и систематической совместной работе.
Ребята, которые участвуют в олимпиадах и конкурсах и занимают призовые места, как правило, выбирают мои предметы для прохождения ГИА и имеют неплохие оценки.
Считаю, что работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой служил мотивацией к деятельности.
Показателем также может быть востребованность моего профессионального опыта педагогическим сообществом, представление моих методических разработок в различных формах диссеминации, по итогам апробации методических разработок в профессиональном сообществе. (Отзыв от руководителя РМО учителей ОРКСЭ Кваркенский район Ляминой В.С.; Благодарность от иерея храма Казанской иконы Божией Матери с.Кваркено В.Т.Бабак; Отзыв от руководителя ШМО учителей истории МАОУ «Кваркенской СОШ» Фаттаховой Л.В.; Заключение по апробации методической разработки «Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС» от А.М. Виноградова - заведующего филиала ГАПОУ техникума транспорта г. Орска имени героя России С.А. Солнечникова; Экспертное заключение от директора школы (Р.М. Хамидулиной), отзыв от учителя русского языка и литературы (Н.А. Смоляковой) МКОУ «Павловская СОШ» Челябинской области; Директора МАОУ «СОШ № 41» г. Магнитогорска О.В. Евтушенко; Рецензия на методическую разработку и сертификаты на публикации об опыте работы с одарёнными детьми учителя от директора В.И. Григорьева ООО «Знанио»); сертификаты ООО «Инфоурока», Сертификаты ООО и тд.)
Данный проект может быть использован в практике работы учителей и преподавателей гуманитарного цикла работающих с одарёнными детьми.