«Он не заслужил света, он заслужил покой» (Размышление над финалом романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Урок литературы для студентов 2 курса СПО по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Содержимое разработки





Урок литературы (2 курс СПО)

Тема: «Он не заслужил света, он заслужил покой»

( Размышление над финалом романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок - размышление.
Обучающие цели:

- организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Художественный мир романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;

Цели, ориентированные на развитие личности студентов:

- создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «тёмные» места, задумываться над их художественным значением;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные цели:
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь студентам осознать ценность совместной деятельности

Оформление доски:
Цитаты:

1. «… Дабы воздать каждому по делам его». (Апокалипсис Святого Иоанна Богослова.)

2. «… Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое

время». (Андрей Кесарийский. Толкования на Апокалипсис.)

3. «И Господь, «всем хотящий спастися и в разум истины прийти», невозбранною благодатию света Своего сияет на всех, но сообщает её каждому лишь по мере чистоты духовных очей его». (Там же.)





Ход урока:
1-я часть урока
задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность,
включает эмоциональную сферу личности. Возвращает студентов к
вопросу, заданному на самом первом уроке по роману (ответа на него
дано не было): почему «он не заслужил света, он заслужил покой»?
Кто на самом деле Воланд- носитель зла или добра?
В первой части урока проверяется домашнее задание, затем учащиеся работают в группах. Каждая группа готовит развёрнутый ответ с примерами из текста по одному из проблемных вопросов, предложенных преподавателем и самими студентами. (В продолжение всего изучения романа студенты задавали вопросы и ставили проблемы, отражающие их личные чувства, интересные им.)

(Данный урок состоит из трёх частей)



- Покой — это наказание или награда?
- Почему суд творит не только Бог, но и сатана?
- Почему Воланд изображён Булгаковым столь привлекательно? Добро или зло несёт он?

2 -я часть урока – самая главная. В её основе лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик).


1-я группа.
Тема: «Покой – это наказание или награда?»

Содержание
В русской и мировой литературе мотив покоя как высшей ценности
ответа: традиционен. Пушкину «покой и воля» необходимы для возвращения
гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий.
Покой, обещанный Мастеру, конечно же, выглядит привлекательным
после всего, что он перенёс. Мастер получает то, чего жаждал.

Преподаватель: Но характер этого покоя неясен. Где, по-вашему, находится
«вечный приют»?

Учащиеся: Судьбы героев оказались связаны с князем Тьмы, и свою награду они
могли получить только из его рук. Стало быть, и «вечный приют»
находится в его «ведомстве». Здесь мы видим то, что было дорого
самому Булгакову и чего ему так не хватало: любимая женщина,
свой дом, сад, музыка, добрые знакомые.

Преподаватель: Прочитайте описание приюта.
Невольно возникают вопросы: как же «добрые знакомые» попадут
в «покой»? Да и нуждается ли в них избегающий людей Мастер?
О чём и для кого он будет «писать при свечах гусиным пером»?
Всё это желанно измученному, усталому человеку,

но это не полнокровная земная жизнь, о которой сказано
«На свете счастья нет, но есть покой и воля» (А. С.Пушкин). Ни счастья
на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Воланд говорил, что
«каждому будет дано по его вере».
Мастер не обретает света согласно своей вере, лишённой надежды на
спасение.
Наслаждаться «голым» светом способен лишь преданный Иешуа,
ограниченный и догматичный Левий Матвей, не обладающий
творческим гением.
Это сознаёт Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицания»,
наградить Мастера покоем. Правда, цена такого покоя – отказ от
творчества. У А.С. Пушкина «покой» стоит рядом с «волей», духовной
независимостью. Блоку покой мог только снится. Самый тяжкий грех
Мастера («Пилатов грех!») – отказ от творения, от поиска истины.
И то обстоятельство, что власть предержащие лишили его права
говорить с людьми, то есть права нормально жить, не может служить
смягчением вины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер
заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Но не света! Тот, кто
покидает дом, не заслужил света. Его роман никого не спас. Свет ушел из
сердца Мастера еще до того, как он закончил роман. Свет Луны,
которым освещается конец романа, не свет. Это – свет смерти. Покой –
это и смерть. Покой неполноценен без света. Булгаков показал, как
Мастер реализовал свой талант и гордыню художника в угоду Сатане,
потому что полная свобода, как ничто, близка дьяволу, отчего
творчество становится предельно ответственным и опасным для души
делом. (Мастер показал истину, дотоле всем закрытую.) Собственно, это
одна из главных идей «последнего, закатного романа».


2 -я группа.
Тема: «Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? Можно ли считать торжеством добра наказание злодеев, совершённое руками Воланда?»

Содержание
И. Золотусский: «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как
ответа: наблюдатель. А отчасти и судья. Функции судьи доверены бесу?»
Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: каждому будет
дано по его вере. И зло, и добро в равной степени присутствуют в мире,
но они не предопределены выше, а порождаются людьми.
Следовательно, человек свободен в своем выборе. И, значит, он полностью
ответственен за свои поступки.

Карательные действия Воланда направлены не столько против тех,
кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы их
сотворить, но выжидает или боится.
В заключительных главах Воланд кажется утомлённым, уставшим от
борьбы со злом, от тяжести людских преступлений. Вершит ли
Воланд справедливость? Нет, и не может, так как справедливость
на земле вообще неосуществима до Страшного Суда.


3 -я группа.
Тема: «Почему Воланд изображён столь привлекательно? Добро или зло несёт он?»


Преподаватель:
В конце 80-х годов зазвучали высказывания священнослужителей
о том, что «Мастер и Маргарита» - роман «дьявольский»,
прославляющий Сатану, и что даже держать его в доме православный
христианин не должен.
Да, перед мыслящим читателем должен встать вопрос: как
воспринимать образ Воланда и сами его деяния? Ведь Воланд так
обаятелен; ведь он наказывает лишь взяточников, бюрократов,
предателей и даже богохульников. И это притом, что чуть ли не с
первых страниц более или менее образованный читатель знает: перед
ним князь Тьмы – Сатана. Сатана – положительный герой? Роман – о
дьяволе? Ведь Воланд не вызывает ужаса и отвращения, хотя и должен.
Но этого не происходит. Автор – на стороне дьявола? Тогда роман -
произведение сатанинское и антихристианское, а образ Христа в романе
заведомо искажён.

Учащиеся: Воланд величествен, мудр, вроде бы справедлив. Но таким враг рода
человеческого и должен казаться, чтобы привлекать сердца людей и
губить поверивших ему смертных.
Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Но всё зло в романе
поставлено в самые жёсткие рамки. Столкновение с ним изменило
к лучшему личность Бездомного и других. Почему? Может, потому,
что раскаялись, и дьявол над ними более не властен? Не по желанию
Воланда, а вопреки ему осуществляется справедливость в эпизоде с
Фридой. И самое важное доказательство – не погибла душа Маргариты,
потому что ценой собственной погибели героиня собиралась купить
спасение для другого человека – Мастера. Но и об этом готова была
забыть, чтобы помочь Фриде. (Сравните: «Сберегший душу свою
потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её».
Евангелие от Матфея.)





В заключение Воланд выполняет волю Иешуа. Но нас не должно
смущать, что его просят: это не обязательно должно значить, что
Иешуа и Воланд – Свет и Тьма – равноправны. Дело, возможно, в
характере самого Иешуа, не желающего приказывать.
Таким образом, Воланд у Булгакова – воплощение вечных и
неразрешимых противоречий жизни в их нерасторжимом единстве.
Вот почему Воланд оказался такой загадочной фигурой. Авторская
ирония ни разу не касается Воланда – он олицетворяет Вечность.
Он – вечно существующее зло, которое необходимо для существования
добра.

Преподаватель: Как видите, мы снова вернулись к эпиграфу. Послушаем сообщение.
Данное сообщение – результат исследовательской работы одного из
студентов – связывает воедино роман Булгакова, трагедию Гёте «Фауст»
и книгу Иова.
Учащиеся: Как же понять эпиграф? Это можно сделать только в контексте
трагедии Гёте «Фауст». На протяжении всей трагедии Мефистофель
только и ждёт подходящего случая, чтобы погубить Фауста, заставить
его произнести условленною фразу: «Остановись, мгновенье! Ты
прекрасно!» - и завладеть его душой.
Так кто же дал право Мефистофелю искушать Фауста, и чем это
обернулось? Вспомним пролог на небе. Дьявол уверяет, что человек -
ничтожество. Бог убеждён в величии своего творения. Доктору Фаусту
суждено стать в этом споре олицетворением всего человеческого рода.
Погубит он свою душу, поддавшись низменным стремлениям, -
следовательно, прав дьявол; выстоит – прав Господь.
А тот спокойно отдаёт «раба своего» в руки дьявола. Почему?
А почему Бог спокойно отдаёт на испытание другого своего верного
слугу – Иова – в знаменитой библейской истории? Не вызывает
сомнения, что Гёте в Прологе опирался на неё. Там тоже идёт спор
между Богом и Сатаной о вере человека и о верности Богу. И Бог
настолько уверен в Иове, что говорит Сатане: « … Вот всё, что у него,
в руке твоей, только на него не простирай руки твоей». То есть Сатана
может делать с Иовом то, что Бог ему позволил.
Иова прошёл испытания, но не разочаровался, а только ещё крепче
поверил в Бога. Стремясь погубить праведника, библейский Сатана
достиг прямо противоположного результата: засвидетельствовал силу
Господа и помог Иову утвердиться в вере и обрести награду.
Так, Сатана, желая зла, совершил благо. Чего добился Мефистофель,
стремясь получить душу Фауста? Фауст попадает в рай.










Таким образом, смысл эпиграфа может быть только один: дьявол хочет
зла. Но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что
действует по собственной воле, служит лишь оружием Божественного
промысла – невольно совершает Благо. И раздражение Воланда в
разговоре с Левием Матвеем вызвано не только неприязнью к «рабу»,
который не хочет признать силу Тьмы, но и необходимостью
подчиниться (вероятно, в который уже раз!) воле Добра.
Мы видим, что эпиграф формулирует важный для Булгакова принцип
взаимозависимости Добра и Зла.
Преподаватель: Давайте подведём итог всему вышеизложенному в виде небольшой
схемы. Сначала обратимся к словарям и прочитаем определения слов:
милосердие и возмездие.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение
из сострадания; человеколюбие.
Возмездие – отплата, кара за преступление.
Слова «справедливость» на схеме пока нет. Его должны «найти» сами
ученики. Это и есть смысловой и эмоциональный центр урока,
«открытие истины», которое воодушевляет, придаёт веру в свои силы.
После того, как слово (справедливость) найдено. Читаем его
определение по словарю: справедливость – истина, беспристрастность.
Делаем вывод: Добро и Зло в мире должны быть уравновешены
справедливостью. Справедливость – это первая ступень Истины,
а высшая ступень – милосердие, порождаемое добром.

Добро
Бог

Милосердие Свет



Земля, люди Справедливость (Страшный Суд)

Возмездие Тьма




Сатана

Зло
После кульминации урока студентам предоставляется возможность ещё раз вспомнить
весь роман и вопросы, которые он вызвал.

Эта работа проводится в форме работы пресс-центра, куда в течение всего изучения романа отправлялись вопросы учащихся. Самые интересные были отобраны «работниками» пресс-центра (студентами - консультантами), они же отвечали на вопросы одногруппников; при затруднении (или несогласии с консультантами) на вопросы отвечала вся группа, при необходимости обращались за помощью к преподавателю.

3-я часть урока предполагает творческую письменную работу:

1. Ответить на вопросы в форме эссе (по выбору):

  • Кто в романе по-настоящему свободен и независим, а кто только глупо-
    самоуверенно убеждён в собственной независимости, тогда как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в состоянии предсказать, что с ним будет даже через десять минут?

  • Можно ли согласиться с мнением, что всё действие романа разворачивается для одного человека – Ивана Бездомного Понырева? Обоснуйте ответ.

  • Действительно ли необходимо в мире зло?


2. Что вкладывали в понятие «покой» Пушкин, Лермонтов, Блок, Булгаков?
3. Выскажите своё мнение об иллюстрациях к роману. Если это возможно, создайте свои рисунки.










11


Сохранить у себя:
«Он не заслужил света, он заслужил покой» (Размышление над финалом романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки