Олимпиада по географии для 9 класса

олимпиада по географии для 9 класса. Содержит 4 задания: тест ( состоящий из 30 вопросов), установление соответствия (7 различных вариантов), описание региона, субъекта по краткому описанию (4 субъекта), решение географических задач( разные 9 видов задач). Максимальное количество баллов -102. К олимпиаде прилогаются ответы. Удачи!

Содержимое разработки

Олимпиада по географии для 9 класса.

(максимальное количество баллов -102)

Задание I. Прочитайте предложенные вопросы, на каждый вопрос дайте только один правильный ответ. (Задания оцениваются в 1балл. Максимальное количество баллов – 30.)

  1. Выберите пару государств, с которым Россия имеет менее протяженную сухопутную границу:

1) Казахстан и Китай 2) Грузия и Азербайджан 3) КНДР и Норвегия 4) Польша и Литва

  1. Выберите город, расположенный севернее Полярного круга.

1) Анадырь 2) Архангельск 3) Якутск 4) Тикси

  1. Выберите неверную пару областей-соседей.

1) Свердловская-Челябинская 2) Орловская-Рязанская 3) Томская-Омская

4) Тверская-Псковская

  1. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?

1) Калининградская область 2) Якутия 3) Астраханская область 4) Татарстан

  1. Примером рационального природопользования в зоне степей является. 1) проведение снегозадержания в зимнее время 2) осушение болот в верховьях рек 3) распашка склонов на возвышенностях 4) добыча железной руды открытым способом

  2. Как называются особо охраняемая территория, разрешенная для посещения туристами?

1) заповедник 2) национальный парк 3) «Красная книга» 4) памятники природы

  1. Какой из перечисленных городов России находится в основной полосе расселения?

1) Мурманск 2) Волгоград 3) Магадан 4) Норильск

  1. Что означают цифры в таких названиях городов как: Арзамас-16, Челябинск-65, Томск-7:

1) это указана численность населения городов в тыс. чел.;

2) это названия крупных железнодорожных станций;

3) это закрытые административно-территориальные образования;

4) число жилых дворов в этом поселении.

  1. Кто были первооткрывателями Антарктиды?

1. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев 2. Руал Амундсен

3. Джеймс Кук 4. Роберт Скотт

  1. Территорию какого государства Евразии часто сравнивают с «двумя мешками риса на коромысле»?

1. Японии 2. Кореи 3. Вьетнама 4. Индонезии

  1. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?

1. Нижний Новгород 2. Ставрополь 3. Владивосток 4. Тюмень

  1. Группа туристов из Италии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу российской тундры. Какой заповедник им необходимо для этого посетить?

1) Курильский 2) Таймырский 3) Оренбургский 4) Алтайский

  1. В каком областном центре располагается памятник «Родина-Мать»?

1) Саратов 2) Астрахань 3) Воронеж 4) Волгоград

14. Плесецк (г. Мирный), Капустин Яр, Свободный. Выберите к какой категории объектов по назначению они относятся:

1) это центры автомобилестроения; 2) это космодромы и центры испытания ракет и боевой техники;

3) крупные транспортные узлы; 4) места падения метеоритов

15. Укажите ряд, в котором все области и республики находятся в Азиатской части России:

 а) Республика Алтай, Архангельская, Иркутская, Магаданская области;

б) Республика Бурятия, Амурская, Кемеровская, Омская области; 

в) Республика Хакасия, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская области;

г) Республика Саха-Якутия, Чувашская республика, Иркутская, Сахалинская области;

16. Циклоны – это:

А. Воздушные массы, приносящие осадки

Б. Вихри с низким атмосферным давлением в центре

В. Вихри с высоким атмосферным давлением в центре

Г. Горизонтальное движение воздуха

17. Иммиграция – это:

А. Увеличение численности населения за счёт переселенцев из других стран

Б. Уменьшение численности населения за счёт отъезда населения в другие страны

В. Передвижение населения по территории страны

Г. Рост доли городского населения за счёт сельского

18. Кто из исследователей возглавил работу первой полярной станции на дрейфующей льдине:

А) О.Ю. Шмидт Б) Г.Я. Седов В) В.И. Беринг Г) И.Д. Папанин

19. Полюс холода Южного полушария находится:

А) На Южном поясе Б) На вершине горы Эребус

В) На станции Восток в Антарктиде Г) На полюсе недоступности в Антарктиде

20. Какие природные ресурсы можно отнести к невозобновимым:

А) Леса Б) Гумус В) Нефть Г) Водные ресурсы

21. Самым восточным из названных городов является:

А) Омск Б) Иркутск В) Смоленск Г) Магнитогорск

22. Какой буквой на политико-административной карте России обозначен Ненецкий автономный округ?



1. А 2.B 3. С 4. D

23. Сухопутную границу с Россией имеют:

А) Азербайджан, Грузия Б) Польша, Болгария В) Швеция, Молдавия Г) Туркмения, Армения

24. Какой буквой на карте России обозначено Охотское море?


1.А 2.B 3. С 4.D


25. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность насе­ления?

1.А 2. В 3. С 4. D

26. Самым солёным озером является:

А) Байкал Б) Каспийское В) Танганьика Г) Мичиган

27. В районе Черапунджи находится:

А. Самое холодное место на Земле

Б. Самое жаркое место на Земле

В. Самое сухое место на Земле

Г. Самое влажное место на Земле

28. В каком городе выпадает наименьшее количество осадков?

А) Якутск Б) Москва В) Омск Г) Петропавловск-Камчатский

29. Самая крупная городская агломерация России , расположенная на Волге – это:

А) Красноярская Б) Вологодская В) Екатеринбургская Г) Нижненовгородская

30. В каком угольном бассейне преобладает добыча бурого угля?

А) Кузнецком Б) Печорском В) Канско-Ачинском Г) Южно-Якутском



Задание II. Установите соответствие.

(Каждое задание оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов – 14.)

1. Установите соответствие между республиками и их столицами.

1. Чувашия А. Казань

2. Башкортостан Б. Элиста

3. Татарстан В. Чебоксары

4. Калмыкия Г. Уфа

2. Установите соответствие между уровнем географического положения и его определением. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1) положение России по отношению к приграничным, соседним государствам 2) положение к группам стран (регионам) Европы и Азии 3) положение по отношению к другим материкам, Мировому океану, миру в целом УРОВЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ а) мезоположение б) макроположение в) микроположение г) геоположение

3. Установите соответствие между горной породой и видом, к которому она относится:

Горная порода Вид горных пород по происхождению

1. Кварцит А. Осадочные обломочные

2. Гранит Б. Осадочные химические

3. Щебень В. Метаморфические

Г. Магматические

4. Природные факторы, затрудняющие хозяйственное освоение территории:

1. Заболоченность А. Юг Дальнего Востока

2. Недостаток водных ресурсов Б. Север Западной Сибири

3. Многолетняя мерзлота В. Средний и Южный Урал

4. Тайфуны и наводнения Г.Север Восточной Сибири


5. Установите соответствие между страной и столицей:

1. Япония А. Эр-Риад

2. Эфиопия Б. Аддис-Абеба

3. Саудовская Аравия В. Токио

4. Белоруссия Г. Минск

6. Установите соответствие между российским путешественником и открытием.

1. С.И.Дежнев А. исследование Центральной Азии

2. Н.М.Пржевальский Б. первое русское кругосветное плавание

3. Ф.Ф.Беллинсгаузен В. открытие пролива между Азией и Америкой

4. И.Ф.Крузенштерн Г. открытие Антарктиды

7. Установите соответствие между материком и географическим объектом.

1. Евразия А. р.Муррей

2. Австралия Б. г.Аконкагуа

3. Ю.Америка В. пустыня Гоби

4. Африка Г. вулкан Килиманджаро


Задание III.

1) Определите по описанию субъект РФ. (Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.)

1.Островная область России.

2.На территории области располагается крайняя северная (островная) точка России.

3.На гербе этой области красуется верблюд.

4.В этой области начинается река Волга.

5.Эта область последней на территории России встречает Новый год.

6.В этой области находится «Родина Деда Мороза».

7.К этому субъекту федерации относится курортный город Сочи.

8.Этот субъект самый восточный в РФ.

9.В этом субъекте находится Кунгурская ледяная пещера.

10.На территории этого субъекта находится знаменитая долина гейзеров.



2) Определить субъект РФ, если о нем известно  следующее: (5 баллов)

  • Эта область находится на западе России.

  • Граничит с пятью областями России и со страной Ближнего Зарубежья, которая имеет выход в два южных моря бассейна Атлантического океана.

  • Административный центр области был основан как крепость в X веке.

  • В 1943 году здесь произошла  решающая битва. Она началась 5 июля и продолжалась до 23 августа, 50 дней.

  • Знаменитые люди: Шелихов Г.И. – русский мореход, исследователь; Преподобный Серафим Саровский; Свиридов Г.Е. – русский композитор.

  • Имеется в городе Курчатов атомная электростанция.

  • Регион знаменит своей магнитной аномалией.



3) Определите регион России по его краткому описанию. (5 баллов) Этот край имеет выход к двум морям, по суши граничит с одной из зарубежных стран. Большую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основные богатства края - агроклиматические и рекреационные. Ответ:_________________


4) Заполните пропуски в тексте: (6 балла)

«Эта акватория самая маленькая, самая пресная, самая холодная и самая мелководная среди себе подобных. Именно перелетом через ____________________________________ (напишите название этой акватории) в 1957 году прославился советский летчик Валерий Чкалов. В пределах этой акватории лежит одна из двух необычных точек Земли, которые имеют только одну географическую координату _____________ (укажите какую). Назовите эту точку ____________________.

Этот архипелаг принадлежит и назван в честь второй по площади территории страны

мира, а также именно на его территории находится точка, на которую смотрят все стрелки

компасов. Назовите этот архипелаг __________________________________,

страну_______________________ и точку __________________________________.



Задание VI. Решите географические задачи.

(Каждая задача оценивается в 1 балла. Максимальное количество баллов – 3.)

1) Определите примерную высоту горы, если известно, что у её подножья температура воздуха составляет +16°, а на её вершине-8°С (1 балл)

А.1, 3 км Б.4 км В.24 км Г.400м


2) Какой и где находится российский остров, один берег которого омывается европейским морем, а другой - азиатским? Ответ:______________

3) Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1. Красноярский край 2. Краснодарский край 3. Приморский край.


(Каждая задача оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов – 9.)

4) Определите среднесуточную температуру воздуха по следующим данным: в 6 ч. +100С, в12 ч. +150С,

в 18 ч. +130С, в 20 ч. +110С.


5) Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных – 5,5 млн. человек.


6) Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Нижегородской области в 2008 г. Ответ запишите цифрами (в тысячах человек).


7)  Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов. (Задача оценивается в 5 баллов )








8. Найдите «лишний» объект в каждой цепочке и объясните свое решение ( Задания оцениваются в 6 баллов.)

1) Кубани – Лаба – Казбек - Егорлык - Скалистый – Кунгур – Маныч – Гудило 2) Пенжина - Оймякон - Джугджур - Ямал - Бурея - Терпения - Певек.
3) Селигер - Эльтон - Кижи - Вилюй - Жигули - Вятка - Хибины. Ответ:___________

9. Определите административный субъект Российской Федерации по контурам, надписям на рисунке и демографической ситуации. Назовите столицу субъекта

В этом субъекте расположена одна из крайних точек России, напишите ее название.

Рассчитайте показатели характеризующие население пропущенные в таблице (см. под рисунком) ( Задания оцениваются в 9 баллов.)

Характеристика населения за 2012 г.

Среднегодовая численность населения (тыс. чел)

Число родившихся, чел.

Число умерших, чел.

Естественный прирост в ‰

Площадь территории субъекта, км²

Плотность населения субъекта, чел./км²

2931

54646

16872


50270


Содержимое разработки

Ответы к олимпиаде по географии 9 класс.

(максимальное количество баллов -102)

Задание I. Прочитайте предложенные вопросы, на каждый вопрос дайте только один правильный ответ. (Задания оцениваются в 1балл. Максимальное количество баллов – 30.)

  1. 3

  2. 4

  3. 2

  4. 2

  5. 1

  6. 2

  7. 2

  8. 3

  9. 1

  10. 3

  11. 1

  12. 2

  13. 4

  14. 2

  15. Б

  16. Б

  17. А

  18. Г

  19. В

  20. В

  21. Б

  22. 2

  23. А

  24. 4

  25. 4

  26. Б

  27. Г

  28. А

  29. Г

  30. В

Задание II. Установите соответствие.

(Каждое задание оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов – 14.)


  1. 1в, 2г, 3а, 4б.

  2. 1в, 2а, 3б

  3. 1в, 2г, 3а

  4. 1б, 2в, 3г, 4а

  5. 1в, 2б, 3а, 4г

  6. 1в, 2а, 3г, 4б

  7. 1в, 2а, 3б, 4г


Задание III.

1) Определите по описанию субъект РФ. (Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.)


Ответ

1

Сахалинская область

2

Архангельская область

3

Челябинская область

4

Тверская область

5

Калининградская область

6

Вологодская область

7

Краснодарский край

8

Чукотский автономный округ

9

Пермский край

10

Камчатский край


2) Определить субъект РФ, если о нем известно  следующее: (5 баллов)

Курская область



3) Определите регион России по его краткому описанию. (5 баллов) Ответ:_____Краснодарский____________

4) Заполните пропуски в тексте: (6 балла)

1) Северный Ледовитый океан.

2) 90 градусов северной широты.

3) Северный полюс.

4) Канадский Арктический архипелаг.

5) Канада.

6) Магнитный полюс.

Задание VI. Решите географические задачи.

(Каждая задача оценивается в 1 балла. Максимальное количество баллов – 3.)

  1. Б.4 км

  2. о. Новая Земля Северный Ледовитый океан

  3. (3, 1, 2)

(Каждая задача оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов –9.)


  1. 1). 10 + 15 + 13 + 11 = 49 2). 49 : 4 = 12,25 Ответ: 12,250С.

  2. Для определения уровня безработицы составляем пропорцию: 18 млн – 100%, а 5,5 млн – Х% Отсюда Х = 5,5 × 100 : 18 = 30,55% Ответ: 30,55%

  3. Прибывшие: 20,0+10,2+6,8=37; выбывшие: 20,0+9,9+0,5=30,4;

МП=П-В= 37-30,4=6,6

Ответ: 6, 6 тыс. чел



  1.  Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов. (Задача оценивается в 5 баллов )

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная.

№ 1 не подходит, потому что она заболоченная.

№ 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

  1. Найдите «лишний» объект в каждой цепочке и объясните свое решение ( Задания оцениваются в 6 баллов.)

1) Кунгур - находится на Урале, а все остальные - на Кавказе. 2) Ямал - полуостров, район Западной Сибири, а все остальные - с Дальнего Востока.

3) Вилюй - река Восточной Сибири, а все остальные - из европейской России.

9) Определите административный субъект Российской Федерации по контурам, надписям на рисунке и демографической ситуации. Назовите столицу субъекта

В этом субъекте расположена одна из крайних точек России, напишите ее название.

Рассчитайте показатели характеризующие население пропущенные в таблице (см. под рисунком) ( Задания оцениваются в 9 баллов.)

Республика Дагестан – 3 балла

Столица – Махачкала- 2 балла

Крайняя точка России – южная точка- 1 балл, г.Базардюзю- 1 балл

Характеристика населения за 2012 г.

Среднегодовая численность населения (тыс. чел)

Число родившихся, чел.

Число умерших, чел.

Естественный прирост в ‰

Площадь территории субъекта, км²

Плотность населения субъекта, чел./км²

2931

54646

16872

37774

50270

58,3


Решение: ЕП=Р-С=54646-16872=37774

ПН=СЧН:S=2931000:50270=58,3












Сохранить у себя:
Олимпиада по географии для 9 класса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки