Предмет: Окружающий мир.
УРОК -_ ПРОЕКТ: Что выросло в поле.
Цель проекта:
реализовать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности
воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать у учащихся радость от процесса творчества и коллективной работы;
Основные этапы и ход проекта:
1.Распределение учащихся в проектные группы.
2.Сбор информации по группам.
Первая группа подбирает пословицы , поговорки, стихи о хлебе. Оформляют книжку-малышку.
Вторая группа подбирает рецепты выпечки хлеба, изделий из муки..
Третья группа инсценирует игру «КАРАВАЙ»
Учитель отслеживает ход работы над проектом: присутствует на репетициях, читает сказки, написанные детьми, указывает на ошибки.
Презентация проекта – урок с использованием метода обучения в сотрудничестве (групповая форма работы).
Форма организации работы детей: фронтальная индивидуальная , самопроверка работы, работа в тетрадях.
Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки.
Ход урока:
Организация класса.
Активный метод обучения «Улыбнёмся друг другу.»Позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Ты- хороший,я-хороший
Все похлопаем в ладоши!
II. Повторение изученного.
- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?
(На деревья, кустарники, травы.)
а) Самостоятельная работа. (2 слайд)
У всех ребят карточки с напечатанным заданием.
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
Слива, лещина, кукуруза, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, василёк, мать-и-мачеха, кедр, пшеница.
б) Самопроверка. (3 слайд)
в) Беседа по вопросам.
-Какое значение для человека имеют растения? (одевают, кормят, лечат, жилище, отдых, дышит) (4 слайд)
-Какие растения называют дикорастущими? Приведите примеры.
- Какие еще бывают растения? (Культурные растения.) Примеры.(5 слайд)
- Назовите из задания по карточкам культурные растения. Затем дикорастущие.
IV.Сообщение темы урока
-Ребята, я расскажу вам одну историю
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нём очень много. Надя спросила:
-Бабушка, а что тут растёт?
-Хлеб, внученька.
Хлеб?! А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
-И пряники?
- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?
- Сегодня на уроке мы и разберёмся: где на поле растут баранки, бублики и хлеб.
V. Работа над новым материалом
а) - Рассмотрите растения на этом слайде (6 слайд)
- Чем похожи и чем различаются эти растения?
-Знаете ли вы, что изготавливают из зёрен?
(Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)
б) Обобщение и дополнение рассказов детей учителем о каждом растении.
Пшеница, рожь, овёс, ячмень – это зерновые культуры, которые называют ещё хлебными злаками.Из зерён пшеницы делают манную крупу и муку, из которой пекут белый хлеб. Чёрный хлеб пекут из ржаной муки.Из овсяных хлопьев варят кашу и кисель, пекут лепёшки, делают печенье.Очищенные зёрна риса идут на приготовление плова, каши, крахмала.
в) О чём мы поговорим дальше, вы узнаете отгадав загадку. "Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
А ВЫ ЗНАЕТЕ , ЧТО
Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
в)презентация отчётов по группам
-К нашему уроку вы готовили задания , сейчас каждая группа покажет итог своей работы ..Начнём с первой- книжки-малышки о хлебе.
(выступления детей)
Физминутка ( слайд 7)
- На поле много жителей. Какие насекомые живут на поле? (Кузнечики).
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.
А ещё кто живёт в поле?
(Мыши, хомяки).
Хомка, хомка, хомячок-
Полосатенький бочок,
Подметает хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет хомка сильным стать!
Г)отчёт второй группы-рецепты выпечки хлеба
Д) УЧИТЕЛЬ : -Много людей трудилось, чтобы хлеб появился на нашем столе. СЛАЙДЫ 8-18
-Чем славен наш Красносулинский край? (19-20 слайд)
д) Назовите растения. (подсолнечник, кукуруза)
- К какой группе растений мы отнесём эти растения? (к культурным) Почему?
-Какие продукты питания, сделанные из них вы пробовали? Ответы детей.
Учитель: Из зёрен кукурузы делают муку, крупу, масло, поп – корн –«воздушные зёрна». Добавляют кукурузную крошку и в конфеты. Подсолнечник – «цветок солнца» - даёт нам вкусное и полезное масло, которое отжимают из его семян, а отжим используют в пищу животных.
Е)отчёт третьей группы
-Ребята приготовили для нас песню
К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.
В круг вставай каравай,
Кого хочешь, выбирай.
ХЛЕБОРОБА
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Хлебопашец в круг вставай,
Кого хочешь, выбирай.
Мельника
Не молол он чепуху
А смолол зерно в муку!
Мельник с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай.
Пекаря.
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай.
Рабочего.
Он приехал к нам с дарами
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
УЧИТЕЛЬ
Вот какой долгий путь проделал колосок, чтоб прийти к нам на стол пышным, румяным, вкусным хлебом, как много надо затратить труда взрослым.
Ребята, давайте вспомним, как мы должны относиться к хлебу?
- его нужно обязательно доедать;
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол;
- к хлебу нужно относить бережно, с уважением.
Сейчас я хочу вам, ребята, предложить сделать плакат с помощью картинок, которые лежат у вас на столе. Давайте вместе приклеим их на лист ватмана.
Я очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как он дорого достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относить к хлебу.
Ой, по-моему, чем-то запахло. Да это наш каравай испекся – румяный, красивый, ароматный, душистый.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочих тетрадях. (с.12)
Отгадайте загадки и дома наклейте отгадки.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном
Ловок мастер на колёсах:
Косит рожь и заодно
Выбивает из колосьев
Золотистое зерно (комбайн)
Отгадайте кроссворд и разгадайте ключевое слово. Как называют эти культурные растения?
VII. Итог урока.(12 слайд)
.
6