Одушевленные и неодушевленные члены предложения

урок разработан в соответсвии ФГОС, в нем используются разные формы работы

Содержимое разработки

Класс: 2 «а»


Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»


Цели деятельности учителя: систематизировать признаки имени существительного как части речи; формировать умение: определять грамматические признаки имени существительного, ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать внимание, связную речь.


Планируемые результаты:

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осознавать роль языка и речи в жизни людей.

  • Предметные: закреплять понятия одушевленные/неодушевленные имена существительные; ориентироваться в раздаточном материале; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием, лист самооценки.












Этапы

Методы и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

9:30 – 9:31

Положительный эмоциональный настрой на работу


Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

9:31 – 9:36

- Разгадайте ребусы на доске, а отгадки напишите в тетрадь через запятую

,,

  • Поднимите руку, кто записал 4 слов? Молодцы. Перечислите (сорока, коньки, корова, мороз).

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

- Что вы знаете об имени существительном?

Отгадывают ребус, записывают в тетради ответ.

Воспроизводят ранее полученные знания.


Мотивационный этап

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: ученики ведут запись в тетради

9:31 – 9:36

- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?» (Приложение 1).

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Учащиеся заполняют карточку самооценки на начальном этапе урока.




Делают вывод об индивидуальных случаях затруднения в учебном материале.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

9:36 – 9:38

Какая сегодня тема урока? Закрепление: одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Что вы узнаете сегодня на уроке? (целеполагание детьми)

Сегодня мы будем повторять вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста

9:38 – 9:48

- Прочитайте еще раз слова, записанные в тетради.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?


Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)


Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

  • Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.

  • Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными.


1 задание. У вас на столах лежат карточки со словами. По какому признаку мы можем распределить эти слова? Разделите слова на две группы: 1 группа – одушевленные имена существительные. 2 группа – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы) На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Приступаем к заданию. Письменная работа в тетради.

Начиная с первого ряда, читаем по одному слову, определяем в какую колонку записать (задаем вопрос). Под диктовку ученика…

Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.

Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй?


2 задание. Работа в парах. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.

  • Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.

  • «…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.

  • В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.

  • В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»

Фронтальная проверка задания.


3 задание. Работа в группах.. Прочитайте слова на слайде. Значение каких слов вы бы хотели уточнить?

  • Норка

  • Свинка

  • Шах

  • Галочка

  • Ласка

  • Собачка

Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

  • А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы.

Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

Классификация слов на группы по существенным признакам





Формулируют вывод







Задание 1 по карточкам

Классификация слов на группы








Фронтальная проверка


Задание 2 – работа в парах

Выписывают слова из предложений













Фронтальная проверка задания.


Задание 3. Работа в группах.

Творческое задание: составление полного предложения с обозначенными словами



Фронтальная проверка

Формулируют вывод

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

9:48 – 9:50

Пора глазкам нашим отдохнуть. Следите глазками за шариком

Выполнение упражнений


Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: выполнение упр

9:50 – 9:56

Работа по учебнику. Стр. 51, упр 86

Работа по учебнику Стр. 51, упр 86


Работа с текстом по заланию

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Самостоятельная работа.

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания по выделенным учителем ориентирам. Запись в тетради

9:56 – 10:02

В карточках найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли? Что общего между ними? На какой вопрос они отвечают? Одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.

Фронтальная работа по вариантам.

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.


Вам встретилось слово гусеница.

- Объясните значение этого слова?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- У этого слова есть ещё одно значение: гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Работа по карточкам



Анализ слов



Формулируют вывод


Фронтальная работа по вариантам




Дают лексическое значение слова








Формулируют вывод

Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

10:02 – 10:05

- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «?»

-Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя.

10:05 – 10:07

Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто узнал много интересного и доволен своей работой.

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Словесный: слово учителя.

10:07 – 10:10

Стр. 49, упр.83; стр.50 упр.85

Запись д/з

Л: самоконтроль

Приложение 1

«Я знаю, я умею, я могу».

Ф. И.__________________________

1. Я знаю, что такое имена существительные.

2. Я умею находить существительные среди других слов.

3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

4. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.

Сохранить у себя:
Одушевленные и неодушевленные члены предложения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки