Класс: 2 «а»
Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»
Цели деятельности учителя: систематизировать признаки имени существительного как части речи; формировать умение: определять грамматические признаки имени существительного, ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать внимание, связную речь.
Планируемые результаты:
Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: закреплять понятия одушевленные/неодушевленные имена существительные; ориентироваться в раздаточном материале; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием, лист самооценки.
Этапы Методы и приёмы | t, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 9:30 – 9:31 | Положительный эмоциональный настрой на работу
| Приветствие. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоорганизация | |
Актуализация опорных знаний Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 9:31 – 9:36 | - Разгадайте ребусы на доске, а отгадки напишите в тетрадь через запятую ,,
- К какой части речи относятся эти слова? Почему? - Что вы знаете об имени существительном? | Отгадывают ребус, записывают в тетради ответ. Воспроизводят ранее полученные знания. |
| |
Мотивационный этап Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: ученики ведут запись в тетради | 9:31 – 9:36 | - Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?» (Приложение 1). Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание. - У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете? Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею». С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? | Учащиеся заполняют карточку самооценки на начальном этапе урока.
Делают вывод об индивидуальных случаях затруднения в учебном материале. | П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | |
Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 9:36 – 9:38 | Какая сегодня тема урока? Закрепление: одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Что вы узнаете сегодня на уроке? (целеполагание детьми) Сегодня мы будем повторять вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами. | Постановка темы и формулирование целей уроков. | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | |
Решение частных задач Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста | 9:38 – 9:48 | - Прочитайте еще раз слова, записанные в тетради. - На какие группы их можно разделить? - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто? - Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)
Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
1 задание. У вас на столах лежат карточки со словами. По какому признаку мы можем распределить эти слова? Разделите слова на две группы: 1 группа – одушевленные имена существительные. 2 группа – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы) На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные? Приступаем к заданию. Письменная работа в тетради. Начиная с первого ряда, читаем по одному слову, определяем в какую колонку записать (задаем вопрос). Под диктовку ученика… Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван. Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй? 2 задание. Работа в парах. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.
Фронтальная проверка задания. 3 задание. Работа в группах.. Прочитайте слова на слайде. Значение каких слов вы бы хотели уточнить?
Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.) | Классификация слов на группы по существенным признакам Формулируют вывод Задание 1 по карточкам Классификация слов на группы Фронтальная проверка Задание 2 – работа в парах Выписывают слова из предложений Фронтальная проверка задания. Задание 3. Работа в группах. Творческое задание: составление полного предложения с обозначенными словами Фронтальная проверка Формулируют вывод | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; | |
Физминутка Наглядный: ТСО Практический: выполнение физических упражнений | 9:48 – 9:50 | Пора глазкам нашим отдохнуть. Следите глазками за шариком | Выполнение упражнений | | |
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебник Практический: выполнение упр | 9:50 – 9:56 | Работа по учебнику. Стр. 51, упр 86
| Работа по учебнику Стр. 51, упр 86 Работа с текстом по заланию | К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание. Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен) умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
Самостоятельная работа. Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания по выделенным учителем ориентирам. Запись в тетради | 9:56 – 10:02 | В карточках найди 6 слов и обведи их в овал. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ - Какие слова нашли? Что общего между ними? На какой вопрос они отвечают? Одушевленные/неодушевленные имена существительные? Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные. Фронтальная работа по вариантам. I в – выпишет одушевлённые имена существительные. II в – неодушевлённые имена существительные. - Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница. - Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета. Вам встретилось слово гусеница. - Объясните значение этого слова? - К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? - У этого слова есть ещё одно значение: гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что? Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. | Работа по карточкам Анализ слов Формулируют вывод Фронтальная работа по вариантам Дают лексическое значение слова Формулируют вывод | Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности | |
Итог урока Словесный: слово учителя; учебный диалог | 10:02 – 10:05 | - Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «?» -Что такое имя существительное? - На какие группы делятся имена существительные? - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? | подводят итог урока совместно с учителем; | Л: учувствовать в подведении итогов урока | |
Рефлексия Словесный: слово учителя. | 10:05 – 10:07 | Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто узнал много интересного и доволен своей работой. | проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности | |
Словесный: слово учителя. | 10:07 – 10:10 | Стр. 49, упр.83; стр.50 упр.85 | Запись д/з | Л: самоконтроль |
Приложение 1
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________
1. Я знаю, что такое имена существительные.
2. Я умею находить существительные среди других слов.
3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.