Конспект урока русского языка в 8-классе.
Повторение по теме:
« Односоставные предложения с главным членом-
сказуемым »
Цель и задачи урока:
повторить изученный материал по теме;
закрепить умения и навыки по определению
видов односоставных предложений с главным
членом-сказуемым;
развивать внимание и речевую культуру учеников;
развивать эстетический вкус через обращения
к поэтическим текстам;
воспитать интерес к русскому языку.
Оформление:
таблица «Односоставные предложения»
сигнальные карточки
запись на доске стихотворных текстов
Ивана Захаровича Сурикова «Детство»
тесты
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока – «Односоставные предложения
с главным членом-сказуемым». Урок – повторение. Как
вы думаете, какая перед нами стоит задача?
Мы будем распознавать двусоставные и односоставные
предложения, уточнять вид односоставных предложений,
давать полные и грамотные ответы, быть внимательными
и дисциплинированными.
3. Повторение сведений о предложении.
Фронтальный опрос:
- какие бывают предложения по цели высказывания,
по интонации?
- что называется грамматической основой предложения?
- на какие группы делятся предложения по количеству
грамматических основ?
- какое предложение называется простым?
- что такое двусоставное и односоставное предложение?
Синтаксическая пятиминутка, транскрипция текста.
Он читал текст, как диктор.
[он чи тал тэкст как диктар ]
Слуховой диктант (односоставное / двусоставное.)
Работаем с сигнальными карточками.
- Вскоре ветер перешел в ураган. Д/П
- Люблю грозу в начале мая. О/П
- Стану сказывать я сказку. Д/П
- Ночь. Тишина. О/П
- Осенью птицы и звери готовятся к зиме. Д/П
- На дворе вечереет. О/П
- Я был рад помочь вам. Д/П
- Цыплят по осени считают. О/П
- Мне скучно и грустно. О/П
- Хозяйка жарко натопила печь. Д/П
4. Закрепление темы.
Монологический ответ по таблице:
«Односоставные предложения с главным членом –
сказуемым»
- в каких предложениях сказуемое выражается
повелительным наклонением? О/Л
- в каких предложениях нет и не может быть
подлежащего? Б/Л
- какие предложения имеют обобщенное
значение? ОБ/Л
Анализ поэтического текста.
Всем известны поэтические строки Ивана
Захаровича Сурикова:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной…
На доске даны три отрывка из этого текста, прочитаем.
1.Но меж тем уж село
Солнышко давно; Д/П
Поднялася вьюга, Д/П
На небе темно. Б/Л
2.Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой; О/Л
Заберешься на печь
К бабушке седой. О/Л
3.Руки мне скрутили
И ведут меня… Н/Л
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я. Д/П
Перед вами ставится проблема – какие предложения
использует автор в тексте? С какой целью?
Один ученик у доски, класс - в тетрадях.
Вывод: наличие односоставных и двусоставных
предложений, преобладают односоставные.
Автору важно само действие, динамика,
состояние природы, а не предметы.
Игра на внимание.
Узнайте вид односоставного предложения, если
сказуемое выражено:
- глаголом 1л., ед.ч.; О/Л
- словом нет; Б/Л
- глаголом 3л., мн.ч.; Н/Л
- глаголом в повелительном наклонении; О/Л
- неопределенной формой глагола; Б/Л
- глаголом 2л., мн.ч.; О/Л
5. Тестирование.
Завершаем урок самостоятельной работой.
( тесты, смотри приложение.)
6. Итог урока.
Чему учились на уроке?
7. Домашнее задание.
параграф №21-23 повторить
творческая исследовательская работа – найти
разные виды односоставных предложений из
поэтических текстов по аналогии с классной работой.
(А.А.Фет, А.Н.Плещеев, басни Крылова и др..)