Обучение старших дошкольников приемам правильного физиологического дыхания как способ профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и формирования осознанного отношения к собственному здоровью.

Дыхание - это жизнь. Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение. Если без еды человек может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Дыхание, данное при рождении и развитое в течение жизни, помогает творить чудеса с организмом, в том числе и избавляться от болезней. Поэтому, чтобы не болеть, надо научиться дышать правильно.

Содержимое разработки

Обучение старших дошкольников приемам правильного физиологического дыхания как способ профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и формирования осознанного отношения к собственному здоровью.


Защитить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы атакуют малыша и подрывают его иммунитет. Что же делать? Можно заняться с ребенком дыхательной гимнастикой, которая прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое).

Дыхание - это жизнь. Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение. Если без еды человек может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Дыхание, данное при рождении и развитое в течение жизни, помогает творить чудеса с организмом, в том числе и избавляться от болезней. Поэтому, чтобы не болеть, надо научиться дышать правильно. Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание в жизни не произвольно. Вдох и выдох совершается через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом оказывает вредное влияние на человеческий организм, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин и всей дыхательной системы. Когда человек дышит ртом, слизистая ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда, инфекции легче попасть в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи. Носовое дыхание защищает горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, положительно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Дышать надо через нос не только в обыденной жизни, но и при выполнении дыхательных упражнений.

Велика роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека. В повседневной жизни можно применять дыхательную гимнастику как способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом. Правильное речевое дыхание у детей является основой правильного усвоения звуков, оно способно изменять силу голоса, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, использовать речевую мелодику.

Выполняя дыхательные упражнения, необходимо соблюдать следующие требования:
• выполнять упражнения каждый день по 2-7 минут, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
• заниматься до еды;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
• вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди.

Длительность занятий по формированию дыхательной функции зависит от возраста детей.

Возраст ребенка

Длительность занятия

2-3 года

2-3 минуты

3-4 года

3-4 минуты

4-6 лет

4-6 минут

6-7 лет

5-7 минут

Существует много комплексов дыхательных гимнастик, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации помогут защитить малыша от различных заболеваний.



«Носик и ротик поучим дышать».

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Исходное положение (И. П.) – сидя на стуле прямо или стоя. Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Выполняя вдох или выдох носом, ребенок показывает указательным пальчиком на нос. Вдыхая или выдыхая ртом, показывает указательным пальцем на рот.

1.  Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

2.  Вдох через нос, выдох через рот.

3.  Вдох через рот, выдох через нос.

4.  Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

5.  Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

6.  Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

7.  Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

8.  Вдох через нос, выдох через нос толчками.

«Наклон вперед».

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

«Вырасти большой».

И. П. – стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.



«Дотянемся до пяток».

И. П. – сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в И. П. (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.

«Сигнальщик».

И. П. – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в И. П. (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

«Пружинка».

И. П. – лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (вдох носом). Вернуться в И. П. (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

«Тюлень».

И. П. – лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох носом). Вернуться в И. П. (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

«Прямая спинка».

И. П. – сидя на стуле, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох носом полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох ртом). Повторить 6-8 раз. 

«Чистый носик».

И. П. – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

«Плыви, кораблик!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активи­зация губных мышц.

На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй.

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на корабли­ке из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте со­ревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

«Милиционер».

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Перед началом занятия следует подобрать свистки. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.

— Кто знает, что есть у настоящего милиционе­ра? Пистолет и, конечно, свисток. Вот вам свистки — давайте поиграем в милиционе­ров! Вот милиционер увидел нарушителя — свис­тим в свисток!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как инди­видуально, так и в группе детей.

«Ветерок».

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги или ленты к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елоч­ное украшение «дождик». Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул вете­рок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои ме­тёлочки одновременно.

«Бульки».

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким булькань­ем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ре­бенку и предложите подуть.

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в ста­кан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длитель­ность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищен­ную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть че­рез трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы по­чувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно исполь­зовать корпус гелевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубоч­ку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малы­ша пальцами и предложить подуть снова.

«Погудим».

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует ребенку, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя - «ветерок» быть достаточно сильной. Затем ребенок дует в свой пузырек, добиваясь возникновения гудящего звука. При обыгрывании упражнения можно предложить малышу несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу взрослого во время исполнения специально подобранной музыки.

«Свеча».

Цель: тренировка медленного ротового выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.

Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Повторите 2-3 раза.

«Упрямая свеча».

Цель: тренировка интенсивного сильного ротового выдоха.

Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох носом, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Повторите 2-3 раза.

«Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».

Цель: тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и ротового выдоха.

На одном выдохе «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше.

«Душистая роза».

Цель: тренировка межреберных мышц.

И. П. – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните через нос - ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

«Весёлые шаги».

Цель: тренировка длительного ротового выдоха.

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох носом, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

«Наклоны вперед».

Цель: повышение защитных сил организма, предохранение головного мозга от недостаточного кровообращения.

И. П. – ноги на ширине плеч, руки поднять над головой. Сделать спокойный вдох и выдох носом, затем, задержав дыхание, наклоняйтесь, доставая руками пол. Сделайте несколько (5-7) наклонов, пока не возникает ощущение нехватки воздуха, после чего примите исходное положение, сделайте вдох и выдох носом, снова задержите дыхание, затем еще раз повторите наклоны туловища. После выполнения – спокойная ходьба, не задерживая дыхания. Повторите упражнение 2 раза.

«Приседания».

Цель: повышение защитных сил организма, предохранение головного мозга от недостаточного кровообращения.

И. П. – ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделать спокойный вдох и выдох носом, затем, задержав дыхание, приседаем, руки перед собой. Сделайте несколько (5-7) приседаний, пока не возникает ощущение нехватки воздуха, после чего примите исходное положение, сделайте вдох и выдох носом, снова задержите дыхание, затем еще раз повторите приседания. После выполнения – спокойная ходьба, не задерживая дыхания. Повторите упражнение 2 раза.

Данные упражнения окажут еще большее положительное влияние на ребенка, если он будет понимать значение дыхательных упражнений для его здоровья.

В современных образовательных программах вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы рассматривается по-новому. Как показывает практика, в них недостаточно уделяется внимания работе по формированию у ребенка отношения к своему здоровью. Ребенок не думает о своем здоровье и воспринимает его как должное. Ребенок не может правильно оценить свои возможности и тем более использовать их. Так постепенно формируется пассивное отношение к своему здоровью. Человек сам ответственен за укрепление и сохранение своего здоровья, ему отводится главная роль. Поэтому он должен уметь адекватно оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. По утверждению В. Г. Алямовской оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

·  знание правил гигиены и ухода за своим телом;

·  знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

·  знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

·  знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Таким образом, ребенка с детства необходимо учить умению оценивать состояние своего здоровья.

Реализуя образовательную область «Здоровье» раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и образовательную область «Безопасность» раздел «Бережем свое здоровье», мы формируем первичные представления о здоровом образе жизни и развиваем желание сохранять и укреплять свое здоровье, рассказываем о профилактике заболеваний, уточняем и расширяем представления о связях между болезнью и ее причиной, расширяем представления о роли воздуха в жизни человека и его влияния на здоровье.

В процессе коррекционной работы проводятся беседы о необходимости правильного дыхания («В мире звуков», «Как правильно дышать»), дети выполняют дыхательную гимнастику, заучивают стихотворения, отгадывают загадки, играют в игры («Что нужно носу?», «Четвертый лишний»).





Литература.

1.  Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. (Педагогический университет «Первое сентября». Приложение к газете «Дошкольное образование» №1 2004) – 16 с.

2.  Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

3.  Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

5.  Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.

6.  Сизова Н. О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008. – 96 с.































УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

1. Носовая дыхательная гимнастика

Комплекс № 1

(Затрудненное носовое дыхание)

Прежде чем выполнять этот комплекс упражнений необходимо очистить нос ребенка от слизи. При сильной заложенности носа за 2-3 минуты до начала гимнастики можно закапать в нос любые сосудосуживающие капли в нос.

Носовую дыхательную гимнастику можно выполнять в И.П. – стоя, сидя или лежа.

1. Плотно сжать губы. Равномерно и спокойно дышать обеими половинами носа в течение 30-60 секунд.

2. Плотно сжать губы. Прижать правую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем правой руки и равномерно, спокойно дышать левой половиной носа в течение 30-60 секунд.

3. Повторить упр. 1.

4. Плотно сжать губы. Прижать левую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем левой руки и равномерно, спокойно дышать правой половиной носа в течение 30-60 секунд.

5. Положить на ладонь легкую бумажку – сдувать ее, делая выдох поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, одна ноздря прижимается пальцем).

6. Повторить упр. 1.

Данный комплекс следует выполнять 3-4 раза в день.









Комплекс № 2

(Свободное носовое дыхание)

При улучшении носового дыхания нужно перейти к форсированному (усиленному) носовому дыханию, с участием на выдохе мышц шеи, плечевого пояса, грудной клетки и живота.

Носовую дыхательную гимнастику можно выполнять в И.П. – стоя, сидя или лежа.

1. Плотно сжать губы. Равномерно и спокойно дышать обеими половинами носа в течение 30-60 секунд.

2. Плотно сжать губы. Прижать правую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем правой руки и форсированно (усиленно) дышать левой половиной носа в течение 30-60 секунд.

3. Повторить упр. 1.

4. Плотно сжать губы. Прижать левую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем левой руки и форсированно (усиленно) дышать правой половиной носа в течение 30-60 секунд.

5. Положить на ладонь легкую бумажку – сдувать ее, делая форсированный (усиленный) выдох поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, одна ноздря прижимается пальцем).

6. Повторить упр. 1.

Данный комплекс следует выполнять 3-4 раза в день.

















Виды рефлекторного воздействия

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАСМОРКА

Точечный массаж следует проводить 3-4 раза в день. Каждую точку массируют указательным или большим пальцем кисти в течение 2-3 минут, вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности.

Первая точка  несимметричная. Находится на лбу, в центре границы волосистой части головы.

Вторая точка – симметричная. Расположена у внутреннего конца брови.

Третья точка – несимметричная. Расположена в центре переносицы.

Четвертая точка – симметричная. Находится на боковой стороне носа, у края носовой кости.

Пятая точка – несимметричная. Расположена на спинке носа, у края носовой кости.

Шестая точка – симметричная. Ее месторасположение – у верхнего конца борозды крыла носа.

Седьмая точка – несимметричная. Расположена над верхней губой, прямо под носом.

Восьмая точка – несимметричная. Находится в центре подбородочного выступа, снизу.

Девятая точка – симметричная. Расположена у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1-2 см кверху от нижней границы волосистой части головы.



Сохранить у себя:
Обучение старших дошкольников приемам правильного физиологического дыхания как способ профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и формирования осознанного отношения к собственному здоровью.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки