«Обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка»

Сегодня практически в каждом классе мы встречаемся с особенными детьми, которым трудно даётся освоение школьной программы - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Структура и построение урока в таких классах постоянно изменяется и требуется много усилий со стороны учителя, чтобы заинтерисовать детей с ограниченными особенностями.

Содержимое разработки

МКОУ «Углянская СОШ»

Верхнехавского района Воронежской области









Статья

«Обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка»























Учитель английского языка

Баклыкова Маргарита Эдуардовна





Сегодня практически в каждом классе мы встречаемся с особенными детьми, которым трудно даётся освоение школьной программы - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Структура и построение урока в таких классах постоянно изменяется в зависимости от настроения и психологического состояния ребенка на уроке. От его поведения зависит многое. Иногда приходится менять задания или повторять их несколько раз, чтобы ребенок смог полностью понять данный материал. Приходится включать в работу нетрадиционную методику, увеличивать количество наглядного материала, добавлять аудио и видео разработки. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Все эти процессы происходят очень медленно и требуют особенного подхода к каждому ребенку. Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ использую следующие методические принципы:

  1. подбор посильно индивидуальных заданий,

  2. разрабатываю дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся,

  3. конкретизирую учебные задания с указанием способов работы,

  4. предупреждаю ошибки детей,

  5. индивидуально подбираю дидактический материал.

В группу школьников с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями развития. В эту группу могут попасть соматически ослабленные дети из-за хронического или длительного заболевания, а также педа­гогически запущенные дети. Для таких детей по результатам иссле­дований медиков и психологов характер­ны низкая работоспособность и повы­шенная утомляемость, неорганизован­ность и склонность к нарушениям дис­циплины (вследствие повышенной им­пульсивности и гиперактивности), ос­лабленная память.

Так как внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, для переключения внимания использую игровые ситуации и занимательные сюжеты. Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке. Использование моделей предложений очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения особенного ребенка. Развитие метапредметных умений предполагает умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении элементарных высказываний. Таким образом, достигается минимально достаточный уровень коммуникативной компетенции, ведь приоритетом при изучении иностранного языка является формирование речевых умений в говорении.

В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также формированию навыков и умений в чтении и устной речи. Эти дети легко запоминают интернациональные слова. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия. Возможен акцент внимания на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного, и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом. Новую лексику отрабатываю в предложениях и сочетаю с работой со словарем. На дом задаю не новые упражнения, а отработанные на уроке. Объем домашнего чтения сокращаю, задания даю выборочно.

Все задания для формирования и развития речевых умений на уроке являются коммуникативными. В работе с особыми детьми используется принцип 3 «с»: соучастие, сопереживание и содействие, и, в этой связи, о коррекционной направленности занятий следует сказать особо. Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия. Именно на эти процессы и надо ориентироваться, формулируя коррекционную задачу. Сам учебный предмет определяет, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Коррекционно-развивающая задача должна быть предельно конкретной и конкретная коррекционная направленность является обязательным условием хорошего урока. Поскольку допустимо составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития, в индивидуальном подходе и дополнительном внимании, формы могут быть разные, но главное – отразить в ходе урока траекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детей "нормы". Создание благоприятного психологического климата, использование здоровьесберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD и ситуации успеха просто необходимы на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания. Все это делает учебный процесс более увлекательным и эффективным. У ребенка не должно возникать ощущения того, что его усилия напрасны.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Большую роль в создании ситуации уверенности являются разного рода поощрения. На уроках учащегося нужно хвалить, подбадривать, иногда помочь найти правильный ответ.

Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур. А психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что, даже в подростковом возрасте, наряду с учебной, значительное место занимает игровая деятельность. Ребенок, удовлетворяя свои потребности, сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет самостоятельно или спросить взрослого о его природе, то есть познать его. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них внутренней положительной эмоции.

В своей работе я использую группу методических приемов:

Поэтапное разъяснение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Чередование занятий и физкультурных пауз.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

Работа на компьютерном тренажере.

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ.


Сохранить у себя:
«Обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки